Только что завершившийся год был, увы, богат на природные катаклизмы и происшествия техногенного характера. И трудно бы нам пришлось, если бы не помощь спасателей. О людях, первыми поспешившими на выручку пострадавшим и на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, мы узнали на пресс-конференции от врио заместителя начальника Главного управления МЧС России по РК полковника внутренней службы Андрея Павлюченко и начальника специализированного отряда ГУ МЧС подполковника внутренней службы Дмитрия Чорного. В разговоре также участвовала заместитель начальника Крымского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, начальник Гидрометцентра Татьяна Любецкая.
Настоящие герои
Крымчанам хорошо памятен летний потоп, который не только разрушил многие постройки, причинил ущерб на миллионы рублей, но и стал виновником смерти трёх человек. Первый удар, нанесённый мощными ливнями, пришёлся на середину июня. Вода с неимоверной скоростью неслась по склонам гор, сметая всё на своём пути. Селевыми потоками были накрыты Ялта, Гурзуф, южнобережные посёлки. В это же время тысячи кубометров воды обрушились и на Керчь, Феодосию, Ленинский, Советский, Кировский районы. Ряд населённых пунктов оказался в зонах сильнейшего подтопления. Второй удар стихии, но уже менее разрушительный, произошёл в августе. И вновь пострадали те же города и районы.
«В первый раз из зон бедствия мы эвакуировали 300 тысяч человек, во второй — 100 тысяч. И подчеркну, каждая операция была связана с риском для жизни», — констатирует А. Павлюченко.
«После получения штормового предупреждения наше подразделение в течение 30 минут было собрано и отправлено в зону бедствия. Прежде всего необходимо было эвакуировать население, потом отводили воду и выполняли прочие операции, — добавил Д. Чорный и рассказал несколько случаев спасения людей. — В Кореизе вызволяли женщину и двух её детей из западни в виде их собственного жилища. Нам сообщили, что здание со всех сторон заблокировано мусором, принесённым селевым потоком, и домочадцы не могут выбраться. Прибыв на место, мы увидели, что и все подъездные пути смыты. Вооружившись снаряжением, стали пробираться сквозь завалы. Двери, окна оказались под слоем грязевой массы. Пришлось залезать в дом через крышу. Слышали, как внутри плакали дети. Было страшно не успеть. К счастью, всё сделали вовремя».
Кадры буквально погребённых под камнями и ветками троллейбусов, на автопарк которых тоже сошёл сель, облетели всю страну. К счастью, тут никто не погиб. Зато ялтинец, которого нашли в этом же районе сидевшим со сломанной ногой на крыше гаража, считает своё спасение вторым днём рождения. Теперь он регулярно звонит Дмитрию и благодарит за превосходно организованную спецоперацию, которая проводилась командой Чорного в чрезвычайно опасных условиях.
Керчь тоже оставила, с одной стороны, тягостные воспоминания, но с другой — светлые, связанные с проявленным героизмом. Подполковник рассказывает, что во время подтопления осталась без электричества Керченская городская больница. А в ней были пациенты, находившиеся на искусственной вентиляции лёгких. Все понимали — медлить нельзя, надо подключать расположенный в затопленном цоколе дизель-генератор.
«Хочу отметить мужество моих коллег и сотрудников «Крымэнерго», которые прокладывали линию электропередачи. Эти самоотверженные люди, находясь под водой, держали в руках провода. Опасность заключалась во внезапном включении электроснабжения. К счастью, всё обошлось», — вспоминает Д. Чорный.
Добрые слова были сказаны и о диспетчерах, дежуривших в ночь с 17 на 18 июня 2021 года, когда обрушившийся на Крым ливень принёс больше всего бед.
«Службы 101 и 112 приняли свыше трёх тысяч сообщений о том, что людям нужна помощь. А ведь в каждой диспетчерской дежурило всего по три человека. Представляете, в каком режиме трудились эти сотрудники?!» — восклицает подполковник.
А. Павлюченко благодарен за оперативность Гидрометцентру: «В первый раз штормовое предупреждение было передано за 19 часов до начала стихийного бедствия, во второй — за 22 часа. Так что у нас и у муниципалитетов было достаточно времени подготовиться. Мы успели усилить материально-техническое оснащение, а также группировки ялтинского и керченского гарнизонов, дополнительно отправили туда специалистов высшего класса. Конечно, от селевого потока невозможно уберечься, но можно вовремя покинуть опасные места, что и было организовано местными органами власти. Вся работа проведена вовремя и на должном профессиональном уровне. Иначе мы бы имели в разы больше трагических исходов».
Большим помощником в ликвидации ЧС выступил Всероссийский корпус студентов-спасателей. Также в крепкой связке с сотрудниками МЧС работали в те тревожные дни Минтранс, МинЖКХ, МВД и Минздрав. На подмогу спасателям прибыли их коллеги из Тулы и Ногинска.
На прогнозы надейся, а сам не плошай
Что касается погодных прогнозов, их легче всего давать на века вперёд — никто не проверит. Поэтому Т. Любецкая не берётся предсказывать погоду на месяцы — может говорить лишь о цикличности проявления стихий. Например, летом, как обычно, надо быть готовыми к пожарам, в осенне-зимний период — к паводкам, а весной — к внезапным заморозкам.
«Спрогнозировать количество и время опасных погодных явлений на 2022 год невозможно. Нигде в мире нет такой методики. Речь можно вести лишь о средних показателях. Так, в Крыму природа «возмущается» раз 60 в год», — не даёт поверить в мятежность богов метеоролог.
«Редко в каких службах успевают фиксировать все явления. Мы второй год подряд — в числе лучших. Эффективность работы нашего коллектива весьма высокая: в 97% случаев вовремя распознаём природные всплески и предупреждаем о них. В 2021-м аномальных погодных явлений было много. В декабре по ЮБК пронёсся ураганный ветер, достигавший 30 м/с, в горах — 40 м/с. Последний раз такой фиксировали 12 лет назад, а паводки, что случились летом в Ялте, — более 100 лет назад. То есть подобного рода аномальные явления происходят редко. Вот и на Южном побережье в ближайшее время более 20 мм осадков не прогнозируем, значит, и подтопления не будет», — замечает Т. Любецкая.
К слову, у спасателей свои прогнозы. Например, в зонах подтопления регулярно оказываются Белогорский и Раздольненский районы, где нет ни морей, ни рек. Однако они находятся в низинах, и во время сильных осадков вода сходит с полей и затапливает эти территории.
«Обычно так происходит в апреле-мае. Поэтому заранее готовимся. Также следим за наполняемостью водохранилищ. Загорское заполнено почти на 90%. И хотя осуществляется сброс воды, наши гарнизоны дежурят вдоль русел местных рек. Ситуацию мониторим постоянно», — отмечает А. Павлюченко.
Но, несмотря на обилие и разнообразие природных аномалий, больше всего неприятностей и забот спасателям приносят дорожно-транспортные происшествия и пожары. Кстати, в них и гибнет больше всего людей. Виной тому — наша беспечность: то носимся по дорогам, напрочь забывая о ПДД, то оставляем без присмотра включённые электроприборы, то в горы идём без подготовки и не сообщаем о своих маршрутах в МЧС. Можно приводить множество примеров, когда не соблюдаются элементарные правила безопасности. Поэтому спасатели не устают повторять: «Будьте осторожны! Во время ураганного ветра не ходите под деревьями и домами, в горно-лесной местности. Не купайтесь в штормящем море, в зимний период старайтесь не включать одновременно все электроприборы, особенно если уже работают обогреватели».
Все рекомендации спасателей, как правило, «написаны» чьими-то жизнями, а значит, советы профессионалов не стоит игнорировать!
Ольга САФРОНОВА