Найти тему
Юрий 1941

К А З А Х С Т А Н - НЕОЖИДАННАЯ ГОЛОВНАЯ БОЛЬ ИЛИ НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ?..

С чего бы это вдруг в цветущем некогда Казахстане?
С чего бы это вдруг в цветущем некогда Казахстане?

Итак – началось. «Неожиданно»! В Казахстане, о проблемах которого вплоть до «начала» народ наш в массе своей ничего не знал и о котором в принципе мало кто думал. Но, кроме народной массы, есть же и те, кто по долгу службы обязан не только знать и думать, но и принимать меры. И где же были они - все разведки – казахские и российские? Не видеть назревающий взрыв могли только те из них, кто не хотел ничего видеть. Кому служба «не в тягость», а есть у них дела поважнее. Или… знали и из каких-то соображений молчали? Конечно, это относится к спецслужбам Казахстана. Наши-то наверняка знали и даже предвидели, что подтверждается исключительной оперативностью в принятии решений по линии ОДКБ. Было бы хорошо действовать на опережение… Но это уж точно не наша вина: речь ведь о событиях не в России, а в абсолютно суверенном Казахстане.

И в этом суверенном государстве казахского народа (как трактуется в Конституции Республики Казахстан) творилось всё, что угодно – вплоть до «языковых патрулей» и отмены кириллицы в качестве алфавита казахского языка, до изгнания русскоязычных кадров из сферы управления, наконец, до сокращения численности русского населения на территории Казахстана почти вдвое… Но «на слуху» этого как бы и не было. Если телевизор о чём-то молчит, значит, этого «чего-то» вроде бы и нет. Теперь вот говорят уже о «казахском неонацизме». Какой кошмар! Это что – за один день (месяц, год) неонацизм родился и развился вплоть до явления, о котором уже нельзя молчать?

А ведь громкий «звонок» был ещё в 1986 году, но тогда взрыв казахского национализма быстро подавили, а потом в «перестроечном» угаре и в ожидании благих перемен о всех неприятностях просто перестали думать. И даже страшные антирусские погромы 1989 года (и далее) в «республиках» Средней Азии не нашли достаточного отражения в российских (советских) СМИ и соответственно в общественном мнении. Ну, кого-то «там» убили, чьих-то жён и дочерей изнасиловали, раздели и заставили голыми бегать по площадям и улицам городов - русских, между прочим, городов… Кого-то «просто» выгнали из дома. И давайте вспомним (не так уж много времени прошло), как много и как часто писали об этом наши советские, а потом российские газеты? Что показывало телевидение и о чём сообщали «все радиостанции Советского Союза»? Были ли взрывы негодования, требования к руководству великого государства защитить жизнь, имущество и достоинство своих граждан? Нет – ничего такого не было. И вообще - ничего как бы страшного и не происходило; и только через рассказы беженцев из братских республик доходили смутные сведения о творящихся погромах, убийствах и насилиях. За долгие годы мы так привыкли к сообщениям о явлениях исключительно позитивных в собственной нашей большой стране, к тому, что всё плохое происходит где-то там - в основном за океаном или в странах проклятого капитализма, что разучились видеть, а что же происходит «под носом» у нас самих.

Про Сумгаит, Нагорный Карабах и Баку, правда, сообщали: и о происходящих там событиях ( без подробностей, травмирующих сознание нормального человека), и о принимаемых мерах. Но, наверное, меры были недостаточными? Или уже сделать было ничего нельзя? Запустили болезнь национализма до степени неизлечимости терапевтическими методами, а методы хирургического вмешательства принимать страшно? Это понятно – всё надо делать вовремя. Но кто же об этом говорил или даже думал тогда? «Верной дорогой идёте, товарищи!» - не так ли нам говорили много и часто со ссылкой на лучезарного вождя мирового пролетариата.

Привычка – вторая натура. Поди-ка, скажи тогда публично где-нибудь обо всём этом, о проявлениях пещерного национализма в нашей советской стране – заклюют. Я отлично помню, как в 1988 году в весьма серьёзном учреждении (министерстве, где я тогда служил) на политинформации (помню такие информации - дезинформации) неожиданно выступил армянин, профессор - востоковед и стал рассказывать правду о том, что творится в армяно-азербайджанских отношениях, и чем это грозит всем нам из-за растущего в мире пантюркизма. И что? Зал его не только не понял, но даже раздались возмущённые возгласы о клевете на советские народы, на дружбу народов, и что лучше ему с такими выступлениями не лезть на трибуну, а идти на завод, к рабочим, которые его просто изобьют, чтобы не клеветал. Профессор, красный как рак, сошёл с трибуны. Он-то был оттуда, где уже били и убивали, он надеялся на понимание. Однако слепота и глухота в московском истеблишменте были непробиваемы… Или верили люди во всё хорошее и в замечательного Михаила Сергеевича, или просто не хотели думать о том, что творится за пределами Садового кольца. Наверное, и то, и другое.

Потом - геополитическая катастрофа 1991 года… Сказано и написано об этой катастрофе очень много и добавить уже вроде бы и нечего. Но как-то редко говорилось и говорится об абсолютной незаконности беловежского сговора и последующих действий Ельцина, Кравчука и примкнувшего к ним пана Шушкевича. О том, что действовавшая Конституция СССР не предусматривала возможности «роспуска» Советского Союза, что порядок выхода из него национальных образований был чётко прописан в тексте конституции - об этом никто не вспоминал, так же, как не вспоминали о недавнем всесоюзном референдуме о сохранении СССР: подумаешь, какой-то там народишко проголосовал за что-то… Народ-то «тёмный», а мы (они – вышеупомянутые) лучше знаем «как надо». Нарушение Конституции СССР и игнорирование итогов референдума не получили никакой правовой оценки ни с какой стороны.

Если же посмотреть на все наши родные (внутрироссийские) геополитические катастрофы ХХ века и поставить их в один хронологический ряд, то наверное «архиважно» всё-таки выделить главную катастрофу: с чего всё началось. Тогда будет легче и проще понять, к чему и как мы шли и почему пришли именно туда, где мы пребываем сейчас. А началось с 1917 года, т. к. именно тогда всё случилось, потом лишь только приобретало всё новые черты и оттенки. Владимир Ильич Ленин в статье (письме) «К вопросу о национальностях или об автономизации» излагал следующие мысли – указания партийным и государственным органам: «…защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ. Нет сомнения, что ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет тонуть в этом море шовинистической великорусской швали, как муха в молоке… и второй вопрос, приняли ли мы с достаточной заботливостью меры, чтобы действительно защитить инородцев от истинно русского держиморды? Вот почему в данном случае лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить». ( ПСС. Т.45. С. 356-362)
Ленин не упомянул о грандиозной работе предков великорусского народа по созданию русской государственности; получалось, что истинный представитель самого большого народа России - это великоросс-шовинист, подлец и насильник, а русская нация – создательница великой русской культуры - вообще велика только своими насилиями. Называя русского человека «хамом, насильником и держимордой», угнетающим всех и вся кругом, вождь социалистической революции указывал на необходимость поставить русский народ в новом советском государстве в положение «виновного» перед остальными народами России и заставить великороссов каяться и искупать свою «историческую вину» перед окружающими.

После смерти вождя необходимость такого поведения русского народа и государственных органов обосновывал «любимец партии» Николай Иванович Бухарин. Новая советская Россия под руководством этих «любимцев»- народных комиссаров не только на словах каялась перед населяющими СССР нерусскими народами, но и вкладывала в их развитие и процветание огромные ресурсы – людские, материальные и интеллектуальные. Прирезала к новым социалистическим республикам изрядные куски русской территории, в том числе земли казачьих войск. В настоящем повествовании надо вспомнить о землях Оренбургского, Уральского, Семиреченского и Сибирского казачеств, чьи земли поделили между новыми «республиками», а столицы казачьих войск - русские города Оренбург (временно), Уральск и Верный (ставший Алма_Ата) оказались вне собственно России – РСФСР. Слава Богу, столица Сибирского казачьего войска (а в 1918-1919 гг. – столица России) город Омск остался русским. Поскольку вскоре Бухарин был казнён как «враг народа», имя его из публичного упоминания исчезло, но дело Ленина-Бухарина продолжали и последующие руководители ВКП/б – КПСС вплоть до последнего руководителя – М.С.Горбачёва. Не вспоминать об этом – значит не понимать, что же происходит в современном Казахстане.

Теперь мы говорим о казахском «неонацизме»… Ну, а давайте вспомним каждый свои личные события и впечатления, начиная смолоду, а кто-то, может быть, и с детства. Например, когда я учился в институте, казахские студенты и аспиранты вели себя порой неуважительно по отношению к представителям других народов Союза. Я тогда не придавал особого значения, а сейчас вспоминаю, как некоторые из них по поводу и без повода унижали узбеков и узбекский народ: дескать они (казахи) – джигиты, воины, батыры, а узбеки (подразумевались и другие соседние народы – не воины-кочевники, а земледельцы и строители, наверное) чуть ли не люди «второго сорта», которые живут исключительно в страхе перед смелыми и отважными казахами, которые всегда могут прийти, разгромить, ограбить, забрать их женщин и т. д. Разумеется, говорилось это в неофициальной обстановке, но всё-таки, всё-таки… А если уж застолье какое в студенческом общежитии, и за столом окажется казах (джигит), то после «стакана» (рюмки в общежитиях не водились) обязательно начнёт напоминать о том, что они – потомки половцев (кипчаков), которые издревле отважно воевали с русскими и составляли (помимо монгольских туменов) основную ударную силу конницы Чингиз-хана, Батыя, Тохтамыша и других победителей всех иных народов. «Мы бы и всю Европу прошли, да вот уткнулись в море (в «последнее море» - Адриатическое), и кони дальше не идут...» - цитирую разглагольствования казаха-аспиранта за столом. Дальше - про «300 лет на шее у русских сидели» и тому подобные безобидные вещи. Но так ли безобиден этот трёп... Мы (русские ребята) тогда просто посмеивались… А как иначе реагировать? Не лезть же в драку… В деканате и в комитете ВЛКСМ не одобрят неуважительное отношение к студенту (аспиранту) из любой братской республики. И оргвыводы могут последовать – не по наказанию нахала, а по «воспитанию» русских комсомольцев-интернационалистов.

Судьба потом не раз забрасывала меня в советский Казахстан (Алма-Ата, Луговая, Джамбул), круг общения был разнообразный, страшного ничего не происходило, но какой-то «гонорок» в аборигенах чувствовался, особенно после 1986 года. Алма-Ата – прекрасный современный город, но когда я в разговоре с местными интеллектуалами пытался говорить «про жизнь», дескать, как хорошо у вас тут (солнечный благодатный климат, горы с зимнеспортивным комплексом Медео, изобилие ароматных яблок и прочих даров природы, ароматный шашлык из молодого барашка), те усмехались: хорошо-то хорошо, но русскому специалисту сделать здесь карьеру… проблематично – «всё схвачено» местными кланами – национальными «кадрами», подготовленными однако в вузах Москвы, Ленинграда, Киева и других городов Союза. Это мы знали не понаслышке, т. к. видели, что в московские вузы абитуриенты из национальных республик СССР поступали не по общему конкурсу, а по каким-то квотам, и что шли по этим квотам дети не чабанов и хлопкоробов а «статусные» ребята и девушки (последних, кстати, были считанные единицы).

Из бесед «про политику» там же я узнал, что если бы в 1986 году вместо Д.А.Кунаева главой республики не прислали бы из Москвы Г.В.Колбина, а назначили бы казаха из местных, то и никаких «событий» (сиречь бунта) не было бы. Может быть, в этом и была "сермяжная правда", но нарыв-то уже был и зрел-созревал, а прорвался с новой силой сейчас, когда во главе Казахстана уже более 30-ти лет стоял и стоит вполне себе казах - "елбасы", в прошлом - Первый секретарь ЦК Коммунистической партии казахстана, Нурсултан Назарбаев.

Памятник Первому секретарю ЦК Компартии Казахстана - ныне "елбасы" - Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. Январь 2022 года.
Памятник Первому секретарю ЦК Компартии Казахстана - ныне "елбасы" - Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. Январь 2022 года.

А теперь что можно сказать с точки зрения гражданина РФ? Самое важное – не допустить масштабного столкновения казахского и русского населения, не допустить кровопролития в результате действий наших солдат и офицеров. Наши военные в Казахстане при выполнении поставленных перед ними задач должны избегать прямых боестолкновений с местными антиправительственными силами. Только охрана и оборона важных объектов (в первую очередь предприятий по добыче и переработке урановой руды), защита коммуникаций и забота о русских и других русскоязычных гражданах Казахстана. А усмиряют бунтующих пусть сами же казахи во главе с г-ном Токаевым, допустившим (вместе с «елбасы» Назарбаевым) такое развитие событий. Помочь организационно (и материально, наверное) – да, надо, но стрелять в казахов – нет. Так примерно. Кстати, о материальном. Нужна договорённость с руководством Казахстана, что расходы по проведению миротворческой операции будут возмещены странам-участницам ОДКБ. Возмещать у этой богатой страны есть чем, начиная от угля, нефти, газа, урановой руды и продуктов её переработки и кончая продуктами животноводства, садоводства и прочих отраслей хозяйства.

Далее. Нельзя уходить из Казахстана, не решив всех мыслимых задач по стабилизации обстановки и соблюдению российских государственных интересов, прав и интересов русских жителей на всей территории этой страны. Предъявить г-ну Токаеву требования по сохранению и расширению прав русского населения Казахстана вплоть до предоставления автономии ряду областей, где русских людей проживает особенно много. Не забыть напомнить ему про русский язык, который должен стать вторым государственным языком в этой стране. Оставить на постоянной основе гарнизоны российских войск (хотя бы под флагом ОДКБ) там, где это необходимо. Открыть беспрепятственный транзит (без таможенных и иных формальностей) по участку Транссибирской магистрали, проходящему через город Петропавловск. Много всего надо сказать г-ну Токаеву и не в виде просьбы, а потребовать, объяснить, что это в его собственных интересах, чтобы царствовал он спокойно и развивал экономику и культуру своей страны рядом с экономикой и культурой России, которая одна только и может защитить глубинные интересы всех народов, населяющих Казахстан, и обеспечить достойное будущее этих народов. Всё это (и иное необходимое) надо закрепить в межгосударственных договорах. В последующем было бы совсем не лишне построить на территории Казахстана военную базу РФ – это уже на основании отдельного двустороннего договора.

Фантастика? Возможно. Но иногда действительность превосходит самые фантастические прогнозы и предположения. В мировой истории таких примеров более, чем достаточно.

Итоги правления феодально-кланового режима.
Итоги правления феодально-кланового режима.
Карта совсем недавно спокойной страны.
Карта совсем недавно спокойной страны.

Юрий 1941. Январь 2022 года.