Найти тему
Русская глубинка

Шуя – столица Белой Руси и русского Рождества

Шуя, районный центр Ивановской области, один из древнейших городов. Он был основан на месте исторического поселения угро-финских племен. Любопытны предания об этом городе, «что он есть один из самых древних городов и был некогда Столицею Белой России, и что само слово Шуя на сарматском языке значит Столица». Первое документальное свидетельство о Шуе относится к 1539 году. Под этой датой Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разорённых казанским ханом Сафа-Гиреем. Однако есть основания предполагать, что город существовал уже в середине XIV века в составе Суздальско-Нижегородского княжества. С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели городом на протяжении почти 200 лет. Род Шуйских ведёт своё начало от Василия Кирдяпы - одного из Суздальских князей. Представителем этого рода был Василий Иванович Шуйский - последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606-1610). В селе Мельничном (ныне окрестность Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна.

Внимание царствующих особ к городу не ослабевало на протяжении многих веков. Иван Грозный во время похода на Казань в 1549 году посетил Шую и вскоре включил её в число других 19 городов в состав опричнины (1565-1572), объявив своей собственностью. В 1722 году по пути в Персидский поход в Шуе побывал Пётр I. Он остановился в городе, чтобы приложиться к местной святыне - чудотворной иконе Шуйско-Смоленской Божией Матери. Икона была написана Шуйским иконописцем в 1654-1655 годах, когда в городе свирепствовала моровая язва, вскоре после написания иконы эпидемия прекратилась, а образ Божией Матери явил чудодейственные исцеления больных. Пётр I тоже избавился от недуга и хотел увезти чудотворную икону в Санкт-Петербург. Горожане, узнав об этом, упали перед царём на колени и умолили оставить Небесную Покровительницу и Заступницу города в Шуе на своём месте в Воскресенском храме.
Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе. Шуя XVII в. - крупный торговый город с развитым ремесленно-промышленным производством. Мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи, первое упоминание о ней находится в писцовой книге Афанасия Векова 1629 года.
Уже в XVI веке определился промышленный характер города. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. Он особенно процветал в XVI-XVII веках, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли «шубником».

C давних времён развивался в Шуе текстильный промысел — изготовление льняных тканей. Ткачество холстов производилось во многих крестьянских избах и в домах посадского населения города на деревянных ткацких станах. С середины XVIII века в Шуе появляются ткацкие полотняные мануфактуры. Самая первая мануфактура купца Якова Игумнова была открыта в 1755 г. Однако уже к концу XVIII века основным текстильным сырьем становится хлопок. В XIX веке Шуя наряду с Иваново-Вознесенском становится одним из текстильных центров России. Шуйские фабриканты и купечество сыграли важную роль в благоустройстве и создании архитектурного облика города. Силуэт Шуи определяли храмы. К 1917 г. в городе было 20 церквей.

В наши дни Шуя привлекает внимание главной своей достопримечательностью. Это Воскресенский собор с колокольней.

Воскресенский кафедральный собор.
Воскресенский кафедральный собор.

Собор был построен в 1799 г. Его главная святыня - чудотворная икона Шуйской-Смоленской Божьей Матери. Икона была написана в 1655 г. известным шуйским иконописцем Герасимом Тихоновым Иконниковым вскоре после "моровой язвы", свирепствовавшей в Шуе и унесшей почти половину жителей. В 1667 г. икона, известная своими чудесными исцелениями, была официально признана чудотворной. Две ризы иконы - повседневная (серебряно-позолоченная) и парадная (жемчужная) - были выдающимися произведениями ювелирного искусства. Жемчужную ризу украшали 794 бриллианта, 21 изумруд, 75 алмазов, 204 яхонта, до 1000 аметистов, 5 бриллиантовых звёзд. Настоящими произведениями искусства были серебряные царские врата чеканной работы и особенно серебряное облачение Престола в алтаре. Собранное из 200 деталей, оно было выполнено шуйским мастером Секириным и весило 4 пуда 31 фунт.

Все эти ценности были утрачены в Советское время. Когда большевики пришли с намерением похитить из храма церковные реликвии, верующие стали на их защиту. Шуйские волнения стали первым случаем серьёзного протеста верующих против кампании по изъятию церковных ценностей. Со стороны верующих в них участвовало несколько тысяч человек. Им противостояли милиция, красноармейцы. Особисты расстреляли нескольких протестующих на площади. В результате столкновений погибло четверо верующих, несколько десятков было ранено и избито. Наиболее активные протестующие предстали в Иваново-Вознесенске перед Верховным трибуналом ВЦИК, приговорившим за контрреволюционную деятельность троих из них к смертной казни (10 мая 1922 г. были расстреляны шуйские протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Пётр Языков.), ещё 16 приговорены к различным срокам заключения. К данным событиям было приковано внимание высшего руководства страны. Они вошли в историю как Шуйское дело и стали началом усиления репрессий советской власти в отношении Русской православной церкви. С этого времени кампания по изъятию церковных ценностей стала проводиться в более жёсткой форме, с активным привлечением силовых структур. План мероприятий по изъятию ценностей, разработанных Троцким, включал арест Синода, показательный процесс по Шуйскому делу, а также указывал приступить к операции по изъятию во всей стране.

В октябре 2007 г. у колокольни Воскресенского собора на том месте, где были расстреляны в 1922 г. верующие был установлен памятник расстрелянным священникам и мирянам.

Памятник расстрелянным священникам и мирянам.
Памятник расстрелянным священникам и мирянам.

Колокольня Воскресенского собора была выстроена в 1832 году. Представляет собой грандиозное сооружение, ярусы которой в количестве пяти украшены башнями, колоннами и лепными украшениями. Вышина колокольни от основания до оконечности креста составляет 106 метров. Из всех православных построек Воскресенская звонница уступает по высоте лишь колокольне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (высота ее около 120 м) и является самой высокой отдельно стоящей колокольней в православном мире.

Колокольня Воскресенского собора.
Колокольня Воскресенского собора.

О Шуе, старинном городе с богатой историей, коротко не расскажешь. За более подробной информацией я отсылаю интересующихся к информационным кладезям интернета. Здесь же я остановлюсь еще на одном примечательном месте. Это Преображенская церковь в местечке Мельничное. В стародавние времена это было вотчина князей Шуйских, в XIX веке - поместье декабриста Н.В.Шимановского, а ныне входит в черту города. В архитектурном отношении храм несколько разнородный – сочетание позднего классицизма и псевдорусского стиля с колокольней в духе построек К.А. Тона.

Преображенская церковь в Мельничном.
Преображенская церковь в Мельничном.

Церковный комплекс расположен на живописном склоне холма, который огибают небольшие речки Сеха и Мотовилиха. В XVII в. на речках стояли мельницы, с чем и связывают название села. Несмотря на незначительную высоту холма на общем фоне равнинной местности церковь видна с северных подъездов к Шуе – от Осиновой горы, дорог от Иванова, Дунилова, Введенья.

Стоит отметить, что все значимые в Шуйской послевоенной церковной жизни события связаны именно с храмом в Мельничном. С конца 40-х до начала 90-х годов церковь в Мельничном оставалась единственной действующей в Шуе.

Краеведами 19 века среди Шуйских церковных достопримечательностей упоминалась древняя чудотворная икона Святителя и Чудотворца Николая, находившаяся в мельничной церкви. Гостям города настоятельно рекомендовалось посетить Мельничное, чтобы приложиться к иконе.

В нескольких шагах от храма бьет чудодейственный родник. Родник известен здесь с давних времён. В 1904 году о нём упоминается в реестре питьевых вод Владимирской губернии. Сохранилось предание, что в старину здесь произошло явление иконы святителя Николая Чудотворца. С тех пор место именуется источником святителя Николая. О святости источника свидетельствует множество случаев чудесных исцелений. Святителю Николаю посвящён один из главных приделов храма, некоторое время храм именовался Никольским.

Мостик через ручей Сеха и Никольский источник.
Мостик через ручей Сеха и Никольский источник.

Когда лучше всего посетить Шую? Из моего личного опыта могу рекомендовать середину апреля, когда Теза разливается. В это время можно наблюдать живописные виды окрестности Шуи с водными просторами разлившейся реки.

Разлив Тезы.
Разлив Тезы.

Во время разлива у жителей Шуи бывают трудности, их дома часто подтапливаются.

Выбраться на сушу по забору.
Выбраться на сушу по забору.

В самой же Шуе, когда еще нет листвы, удобно изучать местную дореволюционную гражданскую архитектуру. В Шуе сохранилось много аутентичных купеческих особняков как в кирпичном, так и деревянном исполнении.

Деревянный дом с цокольным этажом середины 19 века.
Деревянный дом с цокольным этажом середины 19 века.
Двухэтажный купеческий особнячок.
Двухэтажный купеческий особнячок.
Дом с наличниками.
Дом с наличниками.
Дом с рябиной.
Дом с рябиной.
Здание городской Думы, в котором сейчас располагается литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта.
Здание городской Думы, в котором сейчас располагается литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта.

Городок имеет хорошо сохранившийся компактный исторический центр, группирующийся вокруг Воскресенского собора.

Историческая часть Шуи - пешеходная зона.
Историческая часть Шуи - пешеходная зона.

Поклонникам событийного туризма есть также резон посетить Шую в Рождественские праздники. Вот уже третий год подряд Шуя становится столицей русского Рождества. В это время улицы Шуи украшает праздничное оформление, на месте разрушенного в советское время Спасского храма восхищает гостей световая инсталляция «Храм».

Световая инсталляция "Храм".
Световая инсталляция "Храм".

Самой зрелищной локацией является «Парк Рождественского Чуда».

Парк Рождественского чуда.
Парк Рождественского чуда.
Световая инсталляция в парке.
Световая инсталляция в парке.
Современные световые эффекты.
Современные световые эффекты.

Духовным центром праздника в эти дни является Воскресенский кафедральный собор. В ночь на Рождество здесь проходит архиерейское богослужение.

Воскресенский собор на Рождество.
Воскресенский собор на Рождество.
Внутри Рождественского собора.
Внутри Рождественского собора.

Визуальным центром праздника конечно же является красиво подсвеченная колокольня.

Колокольня в вечерней подсветке.
Колокольня в вечерней подсветке.

А на сам фестиваль из областного центра можно приехать на ретро поезде, ведомым настоящим паровозом, работающим на угольном топливе.

Посадка на ретро поезд.
Посадка на ретро поезд.

По оценке центра развития туризма в регионе Рождественский фестиваль в 2022 г. посетили около 200 тысяч гостей.

Источники информации: www.okrugshuya.ru www.russkoerozhdestvo.ru

Все фотографии автора можно посмотреть на персональном сайте www.photo-ivanovo.com