Найти в Дзене
Мой мини-гараж

"Автомат" для бедных

Голландская фирма DAF выпускала легковые автомобили с 1958 по 1975 гг. Все её модели были малолитражками, оснащёнными уникальной бесступенчатой трансмиссией Variomatic. Ранее такую коробку передач уже использовала британская фирма Clyno, но в 20-е гг. она не смогла добиться успеха. Нечто подобное можно было увидеть в конструкции мопедов и мотоциклов, чем и воспользовался Хуберт ван Доорн, изобретатель первого в мире крупносерийного вариатора. Чтобы не втискивать в ограниченное внутреннее пространство машины громоздкую АКП, он создал новый вид редуктора, очень простой и компактный. Вместо валов и шестерёнок трансмиссия Variomatic состояла из двух резиновых ремней, соединявших шкивы переменного диаметра, которые имели вакуумный привод непосредственно от двигателя. Каждый ремень отвечал за своё заднее колесо, поэтому колёса могли вращаться с разной скоростью, и вариатор выполнял функцию самоблокирующегося дифференциала. Передаточные числа менялись пропорционально оборотам силового агрегат
DAF-33 Politie (1967-74).
DAF-33 Politie (1967-74).

Голландская фирма DAF выпускала легковые автомобили с 1958 по 1975 гг. Все её модели были малолитражками, оснащёнными уникальной бесступенчатой трансмиссией Variomatic. Ранее такую коробку передач уже использовала британская фирма Clyno, но в 20-е гг. она не смогла добиться успеха. Нечто подобное можно было увидеть в конструкции мопедов и мотоциклов, чем и воспользовался Хуберт ван Доорн, изобретатель первого в мире крупносерийного вариатора. Чтобы не втискивать в ограниченное внутреннее пространство машины громоздкую АКП, он создал новый вид редуктора, очень простой и компактный. Вместо валов и шестерёнок трансмиссия Variomatic состояла из двух резиновых ремней, соединявших шкивы переменного диаметра, которые имели вакуумный привод непосредственно от двигателя. Каждый ремень отвечал за своё заднее колесо, поэтому колёса могли вращаться с разной скоростью, и вариатор выполнял функцию самоблокирующегося дифференциала. Передаточные числа менялись пропорционально оборотам силового агрегата, а при достижении максимальных оборотов можно было перейти на высшую передачу, отпустив педаль акселератора, и постепенно набрать ещё большую скорость. Другое интересное свойство Variomatic заключалось в том, что коробка передач работала одинаково в режимах переднего и заднего хода, т. е. автомобиль был способен передвигаться задом так же быстро, как и передом.

Эмблема легковых DAF, DAF-600 (1958-63).
Эмблема легковых DAF, DAF-600 (1958-63).

После дебюта на голландском автосалоне AutoRAI в Амстердаме в феврале 1958 г. в продажу в 1959 г. поступил DAF-600 - первая серийная легковая модель компании и первый в мире массовый автомобиль с бесступенчатой трансмиссией. Это был совершенно непримечательный внешне автомобиль с 2-дверным 4-местным несущим кузовом седан длиной 3610 мм и весом 630 кг. Он приводился в движение оппозитным 2-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения объёмом 590 см3 и мощностью 22 л.с. и оснащался независимой подвеской всех колёс (на стойках McPherson и поперечной рессоре спереди и на продольных рычагах и винтовых пружинах сзади). DAF-600 был самым дешёвым автомобилем с АКП на рынке, что сделало его популярным среди неопытных водителей, женщин и пенсионеров.

DAF-750 (1961-63), DAF-30 Daffodil (1961-63).
DAF-750 (1961-63), DAF-30 Daffodil (1961-63).

В 1961 г. в ответ на жалобы клиентов о неспособности DAF-600 преодолевать крутые подъёмы, фирма выпускает его более мощную версию DAF-750 с 30-сильным 2-цилиндровым мотором объёмом 746 см3. Одновременно появилась и "люксовая" модификация с широкой решёткой радиатора и улучшенной отделкой, обозначенная как DAF-30 Daffodil (её название созвучно со словом "крокодил", но на самом деле переводилось как "нарцисс"), которая до 1963 г. была выпущена в количестве 23.045 экз. В 1963 г., продав в общей сложности 30.591 единицу DAF-600 и 16.767 единиц DAF-750, компания заменила обе модели обновлённым автомобилем серии Daffodil с индексом DAF-31 (56.200 экз.), а в 1965 г. – DAF-32 (54.000 экз.), к дизайну которых приложил руку Джованни Микелотти.

DAF-31 Daffodil (1963-65), DAF-32 Daffodil (1965-67).
DAF-31 Daffodil (1963-65), DAF-32 Daffodil (1965-67).

На её базе в 1966 г. была создана спортивная версия Daffodil S (360 экз.), оснащённая передними дисковыми тормозами и 2-цилиндровым двигателем объёмом 760 см3 и мощностью 36 л.с. В течение нескольких лет Daffodil S успешно выступал в своём классе в таких марафонах, как Альпийский кубок, Спа-София-Льеж и Ралли Тюльпанов. Всего до 1967 г. было построено 132.919 машин серии Daffodil.

DAF-Daffodil S (1966), салон DAF-33.
DAF-Daffodil S (1966), салон DAF-33.

В 1967 г. Daffodil переименовали в DAF-33, который начали собирать на новом заводе компании в городе Борн. При этом изменился только дизайн решётки радиатора и фар, а комплектация осталась прежней. В качестве альтернативы 2-дверному седану предлагались версии пикап и фургон. Модернизировался DAF-33 только в 1972 г., когда мощность двигателя повысилась до 32 л.с., а 6-вольтовая электрическая система была заменена 12-вольтовой. Всего с 1959 по 1974 гг. компания DAF продала 312.367 автомобилей DAF-600, DAF-750, Daffodil и DAF-33.

DAF-33 (1967-69), DAF-33 (1969-74), DAF-33 Pickup, DAF-33 Van.
DAF-33 (1967-69), DAF-33 (1969-74), DAF-33 Pickup, DAF-33 Van.

В 1972 г. компания Volvo выкупила 33% акций легкового отделения DAF, а в 1975 г. она увеличила свою долю до 75% и приобрела завод NedCar в Борне. Таким образом, марка DAF перешла в собственность Volvo, а шведский концерн не был заинтересован в дальнейшем её существовании.

-7

Масштабная модель автомобиля DAF-33 вышла в журнальной серии "Полицейские машины мира". Издатель - DeAgostini, производитель - PCT (Premium & Collectibles Trading). Миниатюра представляет собой патрульный автомобиль Национальной полиции Голландии. Модель получилась довольно аккуратной и качественной для журналки, мне нравится. Из "плюсов" отмечу: хорошее качество покраски и расшивки кузова; чёткие надписи, эмблемы и номера; фары, передние поворотники, мигалка, задние фонари и фонарь заднего хода из прозрачного разноцветного пластика; "дворники", наружное зеркало и глушитель с выхлопной трубой отдельными деталями; рельефные воздуховод перед лобовым стеклом и решётка радиатора с чернением; хромированные бампера, ободки фар, зеркало, "дворники" и крышка топливного бака; резиновые покрышки с протектором; окрашенные серебрянкой молдинги, окантовка лобового и заднего стёкол, воздуховоды на задних стойках кузова, дверные ручки, водосточные желобки; колпаки колёс и петли капота и багажника. Салон с правильными рулём и "торпедо" выполнен довольно хорошо, а вот донышко со "шпалами" очень простенькое. И это единственное, что я могу отнести к недостаткам.

Замеры штангенциркулем в сравнении с размерами реального автомобиля дали следующие результаты по масштабу: длина-1:43,1; ширина-1:42,6; высота-1:42,8; база-1:42,8. С шириной немного промазали, а в остальном очень даже неплохо.

-9

DAF Trucks NV

VDL NedCar

#масштабные модели автомобилей #коллекционирование #история автомобилей #голландские автомобили #daf