Найти тему
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #4.3/От Иерусалима до Мертвого моря/3.В ожидании третьего храма

Оглавление

От Иерусалима до Мертвого моря

В ожидании третьего храма

Нет в Иерусалиме более священного для из­раильтян места, чем Стена Плача. Правда, так назвали Ха-Котель ха-Маарави, то есть Западную Стену Храма, не иудеи, а мусуль­мане. Каждый год к уцелевшему фрагмен­ту стены тянулись толпы верующих и горь­ко оплакивали свою долю. Делали они это страстно и громко, как плакальщики на по­хоронах. Немудрено, что мусульмане окре­стили это место религиозного экстаза эль-Мабка, то есть «Место Стенаний».

Не знающие истории Иерусалима считают, что Западная Стена была возведена царем Соломоном еще в дни Первого Храма, в X веке до нашей эры. Но это не так. От Первого Храма, как и от иеру­салимских стен того времени, ничего не сохранилось. Они были раз­рушены еще в 586 году до нашей эры во время войны с Вавилоном. Второй Храм был возведен в 516 году до нашей эры.

Ударники Ирода Великого

Однако сохранившаяся Западная Стена не имела к этому храму ни­какого отношения — и Первый, и Второй Храм занимали гораздо более скромную территорию на Храмовой горе. Зато в эпоху Ирода Великого, в 19 году до нашей эры, началась грандиозная реконструкция Второго Храма, который за несколько столетий значительно обветшал и стал ка­заться властителю Иудеи, любившему помпезные постройки, слишком маленьким и неказистым. Первые храмы стояли на скале природного происхождения, но Ирод велел максимально расширить площадь ска­лы. Рабочие создали подсыпную конструкцию с выровненной площад­кой наверху. Теперь она тянулась с севера на юг на 480 метров, а с запада на восток на 300 метров, увеличив полезную площадь вдвое. Разумеет­ся, искусственный холм в 720 метров высотой и со строениями навер­ху должен был поддерживаться при помощи прочных каменных ограж­дений. Такими подпорками и служили стены новой Храмовой горы. На юге и западе они поднимались над улочками на высоту в 30 метров, южная стена тянулась на 280 метров в длину, а западная - на 485 ме­тров. Восточная стена, соединенная с территорией Храма двумя моста­ми, проложенными над глубоким ущельем, вызывала, согласно Иоси­фу Флавию, у неподготовленного человека сильное головокружение. Северная ограждала римскую военную крепость и была укреплена пор­тиками. А на стыке северной и западной стен стояла башня Антония, имевшая в народе дурную славу.
Но если северная и восточная стены были реконструированы и улучшены, то западная и южная были практически полностью пере­строены. Особенно западная, в которой было сделано множество но­вых ворот и галерей. Перестройка Храмовой горы началась при Ироде, и первые результаты появились менее чем через 10 лет, но весь процесс реконструкции продолжался и при последующих правителях. И был завершен только к 64 году нашей эры. На самой горе появился неве­роятных размеров храм из белого камня, украшенный серебром и зо­лотом. А со стороны города возвышалась мощная Западная Стена, сло­женная из огромных камней от полутора до трех метров в длину, более метра в высоту и весом до шести тонн. Однако и это не предел. В клад­ке Западной Стены есть камень-гигант, его длина 13,5 метра, а вес око­ло 570 тонн! Камни Западной Стены уложены в 45 рядов, высота сте­ны в районе того участка, который именуется Стеной Плача, достигает 32 метров, из них над поверхностью в наши дни выступает только 19 ме­тров — с момента постройки нарос 13-метровый культурный слой. Под землей к стене практически примыкает древняя городская застройка.

Путь до национальной святыни

Храм, реконструированный Иродом и его преемниками, простоял всего шесть лет. В 70 году нашей эры, при подавлении иудейского восста­ния, он был стерт с лица земли римлянами точно так же, как это неког­да сделали вавилоняне. И с того памятного 70 года у израильтян больше не было ни своего Храма, ни своего государства. И если государство им удалось создать в 1948 году, то Третьего Храма нет до сих пор. Есть только кусок стены, который заменяет им храм. Конечно, эта стена никогда не была храмовой стеной, не касалась Святая Святых, но в Израиле верят, что на эту часть стены нисходит Шхина, то есть благодать Творца.
Однако почитание Стены Плача началось не с момента разруше­ния Второго Храма, а гораздо позже. Впервые о проведении молебнов у этого участка Западной Стены известно только со второй половины XVI века, а широкое распространение этот обычай получил лишь в XIX веке, когда в Европе началось движение за возвращение народа диаспоры на исто­рическую родину Такое позднее фор­мирование Стены Плача как святыни вполне понятно и исторически объяс­нимо. После подавления восстания на долгое время евреям вообще запреща­лось селиться в Иерусалиме, при ара­бах на Храмовой горе была выстроена огромная и роскошная мечеть - Купол Скалы. Теперь уже Западная Стена стала уважительно достраиваться мусульманами, поскольку была связана с их иеруса-лимской святыней, но относительный гуманизм к евреям проявился только в правление Сулеймана Великолепного, турецкого султана, который даже выделил евреям место у Западной Стены, где им было разрешено проводить свои религиозные обряды. Но к середине XIX века все пространство, выделенное Сулейманом, оказалось под плотной городской застрой­кой, верующим даже было запрещено проходить к стене через марок­канский квартал, садиться у стены, громко молиться, приносить свои книги. Запрет сохранялся на протяжении всего XIX века, поскольку число желающих помолиться у Стены Плача росло и росло. Богатые иудеи даже пытались выкупить этот участок стены, но безуспешно. Согласия не удалось достичь ни с турецкой властью, ни с британской, когда Иерусалим оказался под управлением короны. В 1928 году бри­танцы даже применили против верующих военную силу. Только по­сле Второй мировой войны и создания Государства Израиль, да и то не сразу, мечта верующих осуществилась. Стена Плача стала нацио­нальной святыней, доступной каждому.

Имя Ирода I Великого стало нарицательным для обозначения злого и жестокого человека
Имя Ирода I Великого стало нарицательным для обозначения злого и жестокого человека

История и обычаи

На самом деле Стена Плача - это лишь участок стены на западном склоне Храмовой горы, он занимает всего 57 метров. Этот участок выходит на большую Площадь Западной Стены. Но не так давно никакой площади на этом месте не было. Еще 53 года тому назад здесь на­ходился узкий четырехметровый проход, где иудеям было разрешено совершать молебны при турецком и британском правлении, а большую часть нынешней площади занимали постройки марокканского квартала. Однако в 1967 году во время Шестидневной войны Ие­русалим был завоеван частями израильской армии, и квартал снесли буквально за двое суток, а на его месте появилась эта площадь. Удар­ными темпами евреи разрушили марокканскую мечеть, стоявшую на средневековом фундаменте, насильно выселили из домов мароккан­цев и сровняли их постройки с землей, а потом дружно убрали за со­бой весь мусор. Так вот появилась эта площадь в 20 тысяч квадратных метров, способная вместить более 400 тысяч человек.
Сегодня площадь используется для проведения национальных и религиозных праздников — здесь отмечают государственный празд­ник Израиля, День независимости, здесь дают присягу новобранцы, здесь проводят церемонию Бар-мицвы, здесь проводят свои молебны хасиды, здесь, конечно, возносят молитвы в память разрушения Пер­вого и Второго Храма — ведь от них не осталось ровным счетом ни­чего, кроме этой Западной Стены. Поэтому у верующих сложились обычаи, связанные со Стеной Плача. Например, еще в Средние века паломники пихали между камнями стены гвозди, щепочки, кусочки ткани, чтобы оставить какой-нибудь знак, что они молились на этом месте. Взамен они откалывали кусочки священных камней, выцара­пывали каменную труху и песок между ними и увозили домой, а еще старались написать на древних камнях свои имена. Особенно этот обычай стал популярен в XIX веке, когда сюда повалили толпы. При­шлось принимать законы, запрещавшие портить стену.
Раввины, которые не видели сначала ничего страшного в изготовле­нии талисманов из крохотных кусочков святыни, прислушались к общественному мнению и объявили такие действия верующих оскверне­нием Стены Плача. Можно лишь срывать листочки и веточки растений, прижившихся на стене, и оставлять молитвенные записки. Записки принято вкладывать в щели между камнями. Для этого даже можно не приезжать в Израиль, а просто отправить свои просьбы по обычной или электронной почте по адресу: Иерусалим, Всевышнему. Письмо обяза­тельно дойдет. Его свернут по всем правилам и поместят между камня­ми каменной кладки. Обращений к Всевышнему оставляют такое ко­личество, что два раза в год приходится очищать от них Стену Плача и хоронить на Масличной горе. Эта иудейская традиция настолько при­жилась в Иерусалиме, что с просьбами к Всевышнему обращаются не только иудаисты, но и мусульмане, христиане и даже буддисты.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)