От Иерусалима до Мертвого моря
В ожидании третьего храма
Нет в Иерусалиме более священного для израильтян места, чем Стена Плача. Правда, так назвали Ха-Котель ха-Маарави, то есть Западную Стену Храма, не иудеи, а мусульмане. Каждый год к уцелевшему фрагменту стены тянулись толпы верующих и горько оплакивали свою долю. Делали они это страстно и громко, как плакальщики на похоронах. Немудрено, что мусульмане окрестили это место религиозного экстаза эль-Мабка, то есть «Место Стенаний».
Не знающие истории Иерусалима считают, что Западная Стена была возведена царем Соломоном еще в дни Первого Храма, в X веке до нашей эры. Но это не так. От Первого Храма, как и от иерусалимских стен того времени, ничего не сохранилось. Они были разрушены еще в 586 году до нашей эры во время войны с Вавилоном. Второй Храм был возведен в 516 году до нашей эры.
Ударники Ирода Великого
Однако сохранившаяся Западная Стена не имела к этому храму никакого отношения — и Первый, и Второй Храм занимали гораздо более скромную территорию на Храмовой горе. Зато в эпоху Ирода Великого, в 19 году до нашей эры, началась грандиозная реконструкция Второго Храма, который за несколько столетий значительно обветшал и стал казаться властителю Иудеи, любившему помпезные постройки, слишком маленьким и неказистым. Первые храмы стояли на скале природного происхождения, но Ирод велел максимально расширить площадь скалы. Рабочие создали подсыпную конструкцию с выровненной площадкой наверху. Теперь она тянулась с севера на юг на 480 метров, а с запада на восток на 300 метров, увеличив полезную площадь вдвое. Разумеется, искусственный холм в 720 метров высотой и со строениями наверху должен был поддерживаться при помощи прочных каменных ограждений. Такими подпорками и служили стены новой Храмовой горы. На юге и западе они поднимались над улочками на высоту в 30 метров, южная стена тянулась на 280 метров в длину, а западная - на 485 метров. Восточная стена, соединенная с территорией Храма двумя мостами, проложенными над глубоким ущельем, вызывала, согласно Иосифу Флавию, у неподготовленного человека сильное головокружение. Северная ограждала римскую военную крепость и была укреплена портиками. А на стыке северной и западной стен стояла башня Антония, имевшая в народе дурную славу.
Но если северная и восточная стены были реконструированы и улучшены, то западная и южная были практически полностью перестроены. Особенно западная, в которой было сделано множество новых ворот и галерей. Перестройка Храмовой горы началась при Ироде, и первые результаты появились менее чем через 10 лет, но весь процесс реконструкции продолжался и при последующих правителях. И был завершен только к 64 году нашей эры. На самой горе появился невероятных размеров храм из белого камня, украшенный серебром и золотом. А со стороны города возвышалась мощная Западная Стена, сложенная из огромных камней от полутора до трех метров в длину, более метра в высоту и весом до шести тонн. Однако и это не предел. В кладке Западной Стены есть камень-гигант, его длина 13,5 метра, а вес около 570 тонн! Камни Западной Стены уложены в 45 рядов, высота стены в районе того участка, который именуется Стеной Плача, достигает 32 метров, из них над поверхностью в наши дни выступает только 19 метров — с момента постройки нарос 13-метровый культурный слой. Под землей к стене практически примыкает древняя городская застройка.
Путь до национальной святыни
Храм, реконструированный Иродом и его преемниками, простоял всего шесть лет. В 70 году нашей эры, при подавлении иудейского восстания, он был стерт с лица земли римлянами точно так же, как это некогда сделали вавилоняне. И с того памятного 70 года у израильтян больше не было ни своего Храма, ни своего государства. И если государство им удалось создать в 1948 году, то Третьего Храма нет до сих пор. Есть только кусок стены, который заменяет им храм. Конечно, эта стена никогда не была храмовой стеной, не касалась Святая Святых, но в Израиле верят, что на эту часть стены нисходит Шхина, то есть благодать Творца.
Однако почитание Стены Плача началось не с момента разрушения Второго Храма, а гораздо позже. Впервые о проведении молебнов у этого участка Западной Стены известно только со второй половины XVI века, а широкое распространение этот обычай получил лишь в XIX веке, когда в Европе началось движение за возвращение народа диаспоры на историческую родину Такое позднее формирование Стены Плача как святыни вполне понятно и исторически объяснимо. После подавления восстания на долгое время евреям вообще запрещалось селиться в Иерусалиме, при арабах на Храмовой горе была выстроена огромная и роскошная мечеть - Купол Скалы. Теперь уже Западная Стена стала уважительно достраиваться мусульманами, поскольку была связана с их иеруса-лимской святыней, но относительный гуманизм к евреям проявился только в правление Сулеймана Великолепного, турецкого султана, который даже выделил евреям место у Западной Стены, где им было разрешено проводить свои религиозные обряды. Но к середине XIX века все пространство, выделенное Сулейманом, оказалось под плотной городской застройкой, верующим даже было запрещено проходить к стене через марокканский квартал, садиться у стены, громко молиться, приносить свои книги. Запрет сохранялся на протяжении всего XIX века, поскольку число желающих помолиться у Стены Плача росло и росло. Богатые иудеи даже пытались выкупить этот участок стены, но безуспешно. Согласия не удалось достичь ни с турецкой властью, ни с британской, когда Иерусалим оказался под управлением короны. В 1928 году британцы даже применили против верующих военную силу. Только после Второй мировой войны и создания Государства Израиль, да и то не сразу, мечта верующих осуществилась. Стена Плача стала национальной святыней, доступной каждому.
История и обычаи
На самом деле Стена Плача - это лишь участок стены на западном склоне Храмовой горы, он занимает всего 57 метров. Этот участок выходит на большую Площадь Западной Стены. Но не так давно никакой площади на этом месте не было. Еще 53 года тому назад здесь находился узкий четырехметровый проход, где иудеям было разрешено совершать молебны при турецком и британском правлении, а большую часть нынешней площади занимали постройки марокканского квартала. Однако в 1967 году во время Шестидневной войны Иерусалим был завоеван частями израильской армии, и квартал снесли буквально за двое суток, а на его месте появилась эта площадь. Ударными темпами евреи разрушили марокканскую мечеть, стоявшую на средневековом фундаменте, насильно выселили из домов марокканцев и сровняли их постройки с землей, а потом дружно убрали за собой весь мусор. Так вот появилась эта площадь в 20 тысяч квадратных метров, способная вместить более 400 тысяч человек.
Сегодня площадь используется для проведения национальных и религиозных праздников — здесь отмечают государственный праздник Израиля, День независимости, здесь дают присягу новобранцы, здесь проводят церемонию Бар-мицвы, здесь проводят свои молебны хасиды, здесь, конечно, возносят молитвы в память разрушения Первого и Второго Храма — ведь от них не осталось ровным счетом ничего, кроме этой Западной Стены. Поэтому у верующих сложились обычаи, связанные со Стеной Плача. Например, еще в Средние века паломники пихали между камнями стены гвозди, щепочки, кусочки ткани, чтобы оставить какой-нибудь знак, что они молились на этом месте. Взамен они откалывали кусочки священных камней, выцарапывали каменную труху и песок между ними и увозили домой, а еще старались написать на древних камнях свои имена. Особенно этот обычай стал популярен в XIX веке, когда сюда повалили толпы. Пришлось принимать законы, запрещавшие портить стену.
Раввины, которые не видели сначала ничего страшного в изготовлении талисманов из крохотных кусочков святыни, прислушались к общественному мнению и объявили такие действия верующих осквернением Стены Плача. Можно лишь срывать листочки и веточки растений, прижившихся на стене, и оставлять молитвенные записки. Записки принято вкладывать в щели между камнями. Для этого даже можно не приезжать в Израиль, а просто отправить свои просьбы по обычной или электронной почте по адресу: Иерусалим, Всевышнему. Письмо обязательно дойдет. Его свернут по всем правилам и поместят между камнями каменной кладки. Обращений к Всевышнему оставляют такое количество, что два раза в год приходится очищать от них Стену Плача и хоронить на Масличной горе. Эта иудейская традиция настолько прижилась в Иерусалиме, что с просьбами к Всевышнему обращаются не только иудаисты, но и мусульмане, христиане и даже буддисты.