Недавно один читатель мне написал: «Лучше бы, чтоб журналиста вообще не было в кадре. Я понимаю желание торгонуть лицом , но у меня все эти примелькавшиеся физиономии вызывают тошноту». Такой подход есть у многих. Но стендап — это не нарциссизм, а часто оправданное появление журналиста в кадре. Что такое стендап? Прием в телевизионном сюжете, когда журналист находится в кадре и сообщает информацию по теме.
За 11 лет работы на телевидении я записала, наверное, тысячи стендапов. Какие-то были классными, какие-то неудачными. Но определенно могу сказать, что без стендапа многие сюжеты потеряют, а вы с меньшим интересом будете их смотреть. Итак, поехали, ситуации, когда нужен стендап.
1. Показать, что журналист побывал на месте событий
Это напрямую касается репортажей. К примеру, мы не просто набрали роликов из интернета про Казахстан и сделали из них сюжет, у нас есть специальный корреспондент, который работает на месте событий. И, конечно, это важно подчеркнуть, так усиливается острота, эффект от репортажа.
2. Решить проблему с отсутствием кадров
Телевидение — это, прежде всего, картинка. Так меня учили. Но не всегда у вас бывают подходящие кадры. Например, речь идет о каких-то исторических фактах или, предположим, о преступлении, которое, разумеется, никто не снимал. А информация для сюжета важная. Что делать? Показывать виды города? Вот тут как раз и спасает стендап.
Кстати, в региональной журналистике есть еще одна проблема, которая решается стендапом. По крайней мере, иногда мы так делали. Бывает, что у тебя просто нет спикеров, то есть тех, кто что-то говорит, точнее есть один или два, но для сюжета маловато, а материал нужен на вечерний эфир, закрывать время чем-то надо. Тут тоже помогает стендап.
3. Связать разные темы сюжета
Бывает так, что в одном сюжете несколько подтем, тогда стендап помогает перейти от одной части к другой. Например, я снимала сюжет про понтонный мост к одному из сел в Волгоградской области. Это большая проблема, мост все время уходит под воду, зимой образуются наледи и проехать сложно, особенно скорой. Сначала я снимала сам мост, местных жителей, которые по нему идут, автомобилистов, а потом показала еще одну проблему — из-за этих сложностей поставщики отказываются ехать в единственный местный магазин. Чтобы перейти к этой теме, я использовала стендап.
4. Показать нюансы профессии
Журналисты любят переодеваться, например, в пожарного или работника завода. Так получается лучше продемонстрировать нюансы. Ведь иногда проще показать, чем долго рассказывать. К тому же это всегда привлекает внимание к сюжету, если стендап снят хорошо и есть какое-то действие.
Однажды я пробовала в экипировке пожарного выполнить норматив — взобраться на башню, и с помощью секундомера показала, что неподготовленному человеку такое выполнить очень сложно.
***
Конечно, есть и косвенные причины. Сделать лицо корреспондента узнаваемым важно, для журналиста чаще всего популярность только на руку. Больше людей начинают доверять и, например, дают интервью. И всё же этот принцип никогда не должен становиться главным для стендапа. Потому что стендап ради стендапа, чтобы покрасоваться, — это некачественная и непрофессиональная работа.
Кого из корреспондентов знаете и смотрите?
Спасибо, что дочитали. Буду благодарна за лайк, комментарий и подписку.
#телевидение #телевидение ссср #телеведущая #журналистка #журналисты #тв #корреспондент #стендап