Найти тему
Грань Времени

Они не умеют мыслить

-- Ну что, хорошо отдохнули, ребята?—спросил я сонных восьмиклассников на 3 уроке.

-- Нормально…-- донеслось откуда-то с последних мест.

-- Вот и ладно! Главное, что здоровье сохранилось,-- порадовался я.—Вспомним, что такое алгоритм.

Повисла тишина.

-- Я боюсь, когда сам с собой разговариваю,-- напомнил я.

-- Набор действий, вроде…-- ученик с подложенной под щёчку рукой вышел из анабиоза. Вопросительно посмотрел на меня, и его глаза начали стекленеть.

-- Да-да, действия, но…-- заторопился я, пока он был ещё в сознании, но не успел. Опять повисла тишина.

-- … приводящие к определённому результату,-- сообщил я.—Поняли?

Головы сонно качнулись.

-- А где вы видели словесную запись алгоритма?

Пара глаз недоумённо посмотрели на меня.

-- Видели видели!—обнадёжил я.—Здесь, в школе, на уроке.

Недоумение сменилось на изумление.

-- В учебнике,-- подсказал я, видя, что усилия ума приводят к недовольному искажению лица.

Выражение недовольства сменилось удивлением, а потом озарением.

-- Задача по математике!—гордо заявил отличник Вася.

-- Точно! А что значит представить алгоритм по строкам?

Фигура отличника начала тускнеть, смешиваясь с серыми фигурами.

-- Строчки,-- подсказал я.

-- Они есть,-- согласилась Наташа, умная, старательная девочка.—Мы их читаем.

-- А как они представлены на листе?

-- Одна за другой, предложения.

-- То есть, что вы можете?

-- Увидеть их!—опять засиял Вася.

-- И прочитать,-- добавил я.

Возникла пауза.

-- А дальше что?—поинтересовался я.

Почти все смотрели по сторонам, потому что учебников у них не было: кому-то не выдали после прошествия полугода, а кто-то просто не любил носить лишнюю тяжесть.

-- Дальше неплохо бы понять, о чём идёт речь,-- продолжил подсказывать я.

Мальчик Саша одобрительно закачал головой.

-- Да ещё бы смысл микротем-абзацев понять,-- дополнил я.

Тут оживилась девочка Соня.

-- О! А вы русский знаете?

-- Да есть диплом,-- махнул рукой я.—Как у вас с русским-то?

-- Четыре,-- пожала плечами Соня.

-- Почти отличники,-- порадовался я.—Ну а теперь, что такое блок-схема алгоритма?

-- Это где рисовать?—Саша заинтересованно посмотрел на меня.

-- Что будем рисовать?

-- Овальчики, ромбики…

-- А зачем?

Саша задумался.

-- Это начало, конец, условия…-- начал я.

-- … и действия!—блеснул Вася.

-- Точно! А для чего нужна блок-схема?

-- Действия написать,-- уверенно сообщила Соня.

-- И всё?

-- Может быть…-- Соня призадумалась.

-- А стрелочки для чего?—подсказал я.

-- Чтобы соединить.

-- А зачем?

-- Как зачем?—Соня недоумённо посмотрела на меня.—Иначе они болтаться будут.

-- И правда,-- согласился я.—Нужно закрепить, вдруг отвалятся.

Ребята захихикали.

-- Стрелочки,-- напомнил я.—В казаки-разбойники играли?

-- В банду что ли?—вопросил Вася.

-- Да нет…-- поперхнулся я.— Там тоже стрелочки рисовали, чтобы понятно, куда идти.

-- Они что, дураки?—ухмыльнулся Вася.

-- Да нет, просто догоняли…

-- Понятно! Тут тоже надо догнать!

-- И что же?

-- Конец!—радостно выдохнула Наташа.

Я почувствовал себя беспомощно.

-- Да нет. Нужно показать направление вариантов действий.

-- Зачем столько сложностей?—недоумённо пожала плечами Соня.—Можно же просто по порядку.

-- А это какой вид блок-схемы?—с надеждой спросил я.

-- По порядку!—снисходительно повторила Соня.

-- Последовательно,-- поправил я, но мои слова утонули в радостном вопле: прозвенел звонок.