-- Ну что, хорошо отдохнули, ребята?—спросил я сонных восьмиклассников на 3 уроке.
-- Нормально…-- донеслось откуда-то с последних мест.
-- Вот и ладно! Главное, что здоровье сохранилось,-- порадовался я.—Вспомним, что такое алгоритм.
Повисла тишина.
-- Я боюсь, когда сам с собой разговариваю,-- напомнил я.
-- Набор действий, вроде…-- ученик с подложенной под щёчку рукой вышел из анабиоза. Вопросительно посмотрел на меня, и его глаза начали стекленеть.
-- Да-да, действия, но…-- заторопился я, пока он был ещё в сознании, но не успел. Опять повисла тишина.
-- … приводящие к определённому результату,-- сообщил я.—Поняли?
Головы сонно качнулись.
-- А где вы видели словесную запись алгоритма?
Пара глаз недоумённо посмотрели на меня.
-- Видели видели!—обнадёжил я.—Здесь, в школе, на уроке.
Недоумение сменилось на изумление.
-- В учебнике,-- подсказал я, видя, что усилия ума приводят к недовольному искажению лица.
Выражение недовольства сменилось удивлением, а потом озарением.
-- Задача по математике!—гордо заявил отличник Вася.
-- Точно! А что значит представить алгоритм по строкам?
Фигура отличника начала тускнеть, смешиваясь с серыми фигурами.
-- Строчки,-- подсказал я.
-- Они есть,-- согласилась Наташа, умная, старательная девочка.—Мы их читаем.
-- А как они представлены на листе?
-- Одна за другой, предложения.
-- То есть, что вы можете?
-- Увидеть их!—опять засиял Вася.
-- И прочитать,-- добавил я.
Возникла пауза.
-- А дальше что?—поинтересовался я.
Почти все смотрели по сторонам, потому что учебников у них не было: кому-то не выдали после прошествия полугода, а кто-то просто не любил носить лишнюю тяжесть.
-- Дальше неплохо бы понять, о чём идёт речь,-- продолжил подсказывать я.
Мальчик Саша одобрительно закачал головой.
-- Да ещё бы смысл микротем-абзацев понять,-- дополнил я.
Тут оживилась девочка Соня.
-- О! А вы русский знаете?
-- Да есть диплом,-- махнул рукой я.—Как у вас с русским-то?
-- Четыре,-- пожала плечами Соня.
-- Почти отличники,-- порадовался я.—Ну а теперь, что такое блок-схема алгоритма?
-- Это где рисовать?—Саша заинтересованно посмотрел на меня.
-- Что будем рисовать?
-- Овальчики, ромбики…
-- А зачем?
Саша задумался.
-- Это начало, конец, условия…-- начал я.
-- … и действия!—блеснул Вася.
-- Точно! А для чего нужна блок-схема?
-- Действия написать,-- уверенно сообщила Соня.
-- И всё?
-- Может быть…-- Соня призадумалась.
-- А стрелочки для чего?—подсказал я.
-- Чтобы соединить.
-- А зачем?
-- Как зачем?—Соня недоумённо посмотрела на меня.—Иначе они болтаться будут.
-- И правда,-- согласился я.—Нужно закрепить, вдруг отвалятся.
Ребята захихикали.
-- Стрелочки,-- напомнил я.—В казаки-разбойники играли?
-- В банду что ли?—вопросил Вася.
-- Да нет…-- поперхнулся я.— Там тоже стрелочки рисовали, чтобы понятно, куда идти.
-- Они что, дураки?—ухмыльнулся Вася.
-- Да нет, просто догоняли…
-- Понятно! Тут тоже надо догнать!
-- И что же?
-- Конец!—радостно выдохнула Наташа.
Я почувствовал себя беспомощно.
-- Да нет. Нужно показать направление вариантов действий.
-- Зачем столько сложностей?—недоумённо пожала плечами Соня.—Можно же просто по порядку.
-- А это какой вид блок-схемы?—с надеждой спросил я.
-- По порядку!—снисходительно повторила Соня.
-- Последовательно,-- поправил я, но мои слова утонули в радостном вопле: прозвенел звонок.