Все помнят хорошие времена, когда доллар был по 30 рублей. Я заканчивал университет в 2011 году и как раз устроился в сервис на подработку. Сервис занимался обслуживанием оборудования сети магазинов . Магазины торговали техникой для сада и техникой для активного отдыха. Работа студентов заключалась в предпродажной подготовки техники. Для меня казалось чем то нереальным, что мы подготавливали для магазинов за неделю: десятки, а порой переваливало за сотню единиц лодочных моторов, десятки мопедов, около сотни электростанций, около 50 культиваторов, и сотнями отправляли пилы и косы. И так каждую неделю, на протяжении всего летнего сезона. Спрос на технику был колоссальным. Люди что-то вечно строили, ремонтировали, ухаживали, катались, развлекались. Работы было море, можно было оставаться по вечерам и выходить по выходным- это все оплачивалось в двойном размере! Я студент живший на 16000 рублей в месяц , получаю первую зарплату 30000р. Это не все. Так же предприятие бесплатно кормило обедами, была доставка до работы, оплачивался спортзал, были премии. Ох как же хорошо было, не работа а мечта.
Сейчас я понимаю , что в те года основная задача сервиса была поддержка магазинов. Клиент охотнее покупает технику, если у магазина есть свой сервисный цент. Львиную часть времени механики тратили на гарантийные ремонты, ТО и платные ремонты занимали меньше времени. Гарантийные ремонты были в основном по мелочи, и техника быстро возвращалась клиенту обратно. Магазины часто шли на встречу клиентам и обменивали товар, единственным условием было проверить товар в сервисе. Так же механики тратили много времени на консультацию с клиентами, помощь по разным вопросам, выезд клиенту на дом и многое другое. Так как продажи у магазинов были высокие и прибыль шла хорошая, то механикам платили да же за консультацию с клиентом. Была такая статья оплаты -"Работа с клиентом". Честно скажу , многие поставщики закрывали глаза на косяки клиентов и подтверждали гарантийные случаи, да же там где явно был виноват клиент. Поставщику главное было чтоб мы закупались большими объёмами. Быть сервисом, при крупной розничной сети, очень здорово-работы много и платят хорошо. Забыл упомянуть, что механиков всегда записывали на курсы от крупных поставщиков. Тут и семинары, и поездки в другие города на обучение, сертификаты которые ты получал котировались на многих предприятиях. Было здорово!
Ну здравствуй 2022 год. Сеть магазинов сократилась до одного. Многих коллег сократили , а многие ушли сами. Объёмы продукции которые были раньше, сейчас звучат как что-то из сказки. Не буду списывать все на пандемию, во многих вопросах предприятие само сглупило. На сегодняшний день наш сервис составляет всего четыре человека-три механика и девушка сервис менеджер. За шесть лет сервис ужался в три раза.
Клиентов стало мало. Самая популярная фраза-"Мне бы подешевле". Люди все чаще рассматривают не оригинальные запчасти. Прямым текстом при покупке сами говорят" Запчасть китайская, долго не прослужит", но покупают. К примеру ,на днях человек покупал стартер на пилу Хускварна. Оригинал 3600р , а аналог 800р. На настоящий стартер у него нет денег. Люди могут просто позвонить в сервис, сказать что случилось с техникой и задать вопрос-"А как мне самому это отремонтировать?" Люди стараются экономить по полной. Все что могут сделать своими руками, делают сами. Если где-то, что-то трещит и свистит, но не сломалось - значит в сервис не несем, терпим. Есть люди, которые приносят три сломанных агрегата и просят собрать один без вложений. У людей просто нет денег, а технику надо хоть как то восстановить. Часто приходится уступать в цене, чтоб клиент не отказался от ремонта. В ремонте заинтересован и клиент и сервис. Сейчас нас выручает продажа запчастей, если бы не запчасти, то наверное уже бы закрылись.
Есть яркий пример смекалки и оптимизма =) Приходит в сервис дедушка и сразу с порога-"Ребята надо отремонтировать электростанцию, но у меня денег нет......но есть мёд, кедровый орех и грибы" Скажу я вам, что мёд наивкуснейший! Конечно со сложившийся экономикой можно перейти на обмен товаров и услуг-ты мне я тебе, но увы арендную плату и налоги грибами и орехами не отдашь.