Друзья, тут напишу, как мы семьёй с маленьким ребёнком катались летом на автодоме на Онежское озеро, что оказалось важным, а что - несущественным.
Началось с того, что в 2018 году решили семьёй поехать в конце июля на Онежское озеро. Очень хотелось показать песчаные пляжи около Шальского жене и дочке. Дочке в тот момент было 5 лет, а любимая жена была в положении, поэтому искал вариант съездить туда с максимальным комфортом.
Приличных баз на восточном берегу Онежского озера пока нету, в Шальском видел варианты разных рыбацких домиков, но это отдых для мальчиков/мужиков, а не для семьи :). Поэтому решили попробовать взять автодом в аренду. Автодом нашёлся без особых проблем в Москве, в компании Яхты на колёсах.
Кроме нашей семьи - ехала так же большая компания наших друзей на разных внедорожниках, с лодками, моторами и прочими радостями.
Автодом и сборы
Брали в аренду ADRIA Sport A690DK, это 7 местный альковый автодом на базе Фиата Дукато. Ключевые особенности:
- Большие габариты, 7 метров в длину, больше 2х метров в ширину и 3.3 метра в высоту!
- Вес 3.5 тонны (категория Б)
- Мотор 130 лошадей на ручной 6-ступенчатой коробке
Ввиду слабенького мотора - старались минимально загружать весом автодом, только продукты и лёгкие вещи из лагеря. А остальное грузили в и на LandCruiser с 4.5 литровым дизелем.
Дорога
Тронулись из Москвы в 6 утра в четверг, чтобы до пробок выскочить за первую бетонку (ныне - ЦКАД) по Ярославке. Но всё равно получилось почти час дороги по городу + выезд за Мкад.
Сразу отмечу, огромным плюсом оказалась кают-компания, где жена с дочкой за столом могли что-то читать, раскладывать пазлы, кушать печеньки. На столе чуть не хватало подстаканников, чтобы в них можно было закрепить кружки, но это маленький недостаток по сравнению с самой фактически свободной каютой.
Кресла, а вернее - диваны, довольно мягкие. Но спинки всё же очень вертикально расположены, поэтому на них тяжело сидеть дольше 2-3-х часов кряду.
Как только выехали за МКАД - нас первый и единственный раз остановил сотрудник ГАИ. Очень интересовался, как автодом выглядит внутри, заглянул в каюту :). Заодно убедился, что все члены экипажа пристёгнуты ремнями. И отпустил с миром :).
Крупный минус - это мотор 2.2 дизель в 130 лошадей мощности. Даже на механической коробке этого мотора категорически недостаточно для обгонов. На нём нормально можно ехать 80-90 км\ч. Но если хочешь больше, а привычка есть ехать 100-110км/ч - то это можно только разгоняя машину где-то 10+ секунд.
Обгоны в результате планируешь так:
- Видишь, что за идущей на встречу машиной планируется большое окно.
- Начинаешь разгоняться ДО того, как встречка прошла мимо, чтобы набрать разницу скоростей с обгоняемой попутной машиной
- Как только встречка прошла - выходишь на обгон с уже какой-то минимальной прибавкой 10км/ч, и потихонечку обгоняешь попутного.
Таким образом обгон средней занимает около 6-8 секунд движения по встречке, что очь много.
На вес 3.5 тонны для бодрого движения по трассе всё же нужно около 200 лошадей.
Дизеля на 100 км выходило порядка 13-14 литров, что довольно скромно для высокого и тяжёлого алькового фургона.
Большое преимущество в дальней поездке - это кровати и туалет на борту. Да, ясно, что на кроватях в дороге спать не безопасно и нельзя по правилам, как и ходить по салону. Но когда задача - проехать 1000км за один день, то кровать очень помогает. Жена с дочкой уходили поспать дневной сон на кровать, а мы продолжали ехать. Да, на кровати немного качает, но матрас достаточно мягкий, чтобы чувствовать себя комфортно.
В автодоме шумно. По крайней мере в арендованной Адрии на 100км/ч воет альков, он поскрипывает на кочках и гремит разными частями. Существенно шумнее, чем в той же Газели Некст. Но к этому привыкаешь. Музыка работает только на кабину, в каюте её не слышно.
В итоге, с остановками/заправками и закупками продуктов в Вологде путь в ~1000км до Шальского занял у нас около 16-ти часов. До этого на LandCruiser мы с товарищем доезжали до Шальского примерно за 11 часов.
Без дороги
Онежское озеро встретило нас дождиком и близким закатом :). А нам ещё лагерь ставить!
А дальше началась эпопея. Как только мы съехали на песок - мы проехали буквально 2 метра, и наш прекрасный дом закопался.
Машина передне-приводная, без межколёсной блокировки, да с перегруженной задней частью. Как только эта задняя часть оказалась на песке - мы и встали.
Первый шаг - спустить колёса. Но тут же С-шины, которые по 5 атмосфер качаются. Насколько их спускать? Тогда мы побоялись спускать их ниже, чем 1.8 атмосферы. Да и спустили только передние колёса. Кстати, на 1.8 очка С-шина уже неплохо плющится. Но этого оказалось недостаточно, чтобы двигаться дальше.
Шаг 2: пробуем поставить цепи или браслеты. Да, мы готовились к поездке, и было предположение, что автобус может закопаться :). Цепи от крузака не подошли, всё таки колёсики у Фиата сильно меньше, чем у Крузера, 27" против 31" по внешнему диаметру. Попробовал поставить браслеты. Но на песке они оказались совершенно бесполезны. Только улучшали закапываемость колес.
Шаг 3: Тогда тянем
Цепляем автодом к Крузаку динамическим тросом и тащим по берегу, прям по кромке воды, чтобы песок был максимально плотный.
Далеко не утащили, нашли ближайшую свободную полянку, и бросили автодом напротив неё.
Зато утром мы проснулись с шумом мягкого прибоя у нас под окнами :)
Позавтракав - мы с друзьями продолжили развлекаться. Решили поставить автодом на правильное место к лесу.
Спускаем колёса в автодоме и крузаке до 1.5 очка, на крузак на всякий случай повесили цепи, цепляем динамической стропой и потащили
В принципе ничего экстремального дальше не происходило. Landcruiser на пониженной вполне бодро тащил будку к месту стоянки, даже смоги развернуть её на песке.
Обратно выезжали уже имея опыт, но лесной дорогой. И тут оказалась проблемой высота в 3.3 метра: ломали альковом нижние ветки деревьев.
На пляже
Жизнь на пляже в автодоме драматически отличается от палатки. В лучшую сторону :). Есть с чем сравнивать, т.к. в 2020 году мы пробовали ездить туда же с огромной палаткой Quechua Family 6.3 xl
Первое - ночёвка в автодоме всегда в тепле. В доме есть отопление Truma от дизеля, которое вполне нормально поддерживает 22-24 градуса внутри, даже если на улице непогода и существенно холодает.
Какая бы не была погода на улице - матрас, простыни, подушки и одеяла будут сухими, а не отсыревшим. Спишь на ровной поверхности кровати, на мягком матрасе.
Тёплый туалет на борту, без комаров, мух, запаха и доступный в любое время - это очень успокаивает. Касету сливал в среднем раз в 3 дня, предварительно выкопав для этого яму.
Тёплый душ и вообще горячая вода - это тоже очень классно. Жена с ребёнком очень радовались возможности помыться в тепле, в результате 80 литровый бак они сливали в среднем за 2 дня :). Благо озеро рядом, набирали воду из него.
Холодильник на борту - ценнейшая штука, чтобы закупать мясо/молочку и вкусно питаться.
В остальном - как во всех таких поездках, днём время проводили на улице, а не внутри дома.
Рыбалка/Лыжи
А дальше началось
В качестве итога
Семейный отдых на природе на автодоме - это очень комфортно и классно. И мы продолжили так отдыхать дальше.
А сейчас я заказал постройку своего автодома, о чём скоро напишу серию статей :).
Главное, чего не хватает стандартному европейскому автодому:
- Привод на задний мост и блокировка межколёсного дифференциала - этого было бы достаточно, чтобы проехать по песочку.
- Мощности мотора на уровне 180-210 лошадей, чтобы спокойно ехать на трассе.
В остальном, автодома - это очень здорово, и я всем рекомендую попробовать этот опыт :)
Друзья, спасибо, что дочитали! Понравилось - поставьте, пожалуйста, Лайк!
И подписывайтесь на мой канал, дальше расскажу про опыт следующих поездок на автодоме и про то, как я строю свой автодом :)