Странные названия
Начнём с того, что Казахстан в Советском Союзе менял своё название и изначально назывался Киргизская АССР, затем КазаКская АССР, обе они были частью РСФСР. В 1936 году эта республика переименована в КазаХскую ССР и выведена из состава РСФСР.
Откуда пошло это слово. Почему это слово в современном русском языке разделилось на два понятия: КАЗАК и КАЗАХ? Сегодня об этом.
Казак — это слово тюркское, изначально — кочевник, свободный человек, независимый человек, всадник, бродяга, искатель приключений, скиталец.
Глубокая старина
Чтобы выяснить что эти понятия объединяет, нужно вспомнить, что источником еды был не магазин (как сейчас для большинства жителей интернета))), а земля. Еду производили двумя основными способами — оседлым земледелием и кочевым скотоводством. Очень давно образовались города, где товары сельхозпроизводителей могли обмениваться на ремесленные товары. Понятно, что в полевых, то есть кочевых условиях весьма трудно заниматься металлургией и другими ремёслами. Можно, конечно, но в городе для этого намного лучше условия.
Заметьте, что в условиях средневековой экономики люди достаточно четко делились на три группы, — люди, привязанные к земле, люди, привязанные к городам и кочевники, не привязанные ни к чему, кроме огромной степи.
Образование профессиональной группы
Вот эти кочевники в тюркских языках и назывались «казак». Кроме выпаса скота они могли заниматься регулярным рэкетом или разовым грабежом. Для некоторых таких кочевых семей рэкет стал основным бизнесом, и они осели на активных торговых путях.
В городах вдоль торговых путей уже появилась группа богатых купцов, которые разбогатели на, скажем так, «международной торговле». Почему я взял это выражение в кавычки потом расскажу. Так вот, эти богатеи стали свои города контролировать. и мы их знаем как князей, шахов, султанов и других подобных правителей. Эти политики были заинтересованы в безопасных торговых путях, но с такими небольшими и мобильными шайками бороться было достаточно трудно. Проще было с ними договориться. «Ты мои караваны пропускаешь и берёшь с них половину от десятины, не больше, а я твои колодцы травить не буду и твоих бойцов в городе вешать сильно не буду», — вполне нормальный в те времена бизнес-контракт.
Географическое положение
Любому человеческому обществу свойственно расслоение, и среди казаков тоже были авторитеты. Вот они с этими князьями и шахами договаривались. Дальше замечу, что к XVII веку казаки располагались между тремя весьма сильными государствами — Персией, Османской империей и Московским царством. Из этих трёх государств Московское было самым слабым, и казаки предпочитали сотрудничать с османами или персами. За казацкими вожаками прочно закрепилось тюркское слово «атаман».
В XVII веке Московское царство стало заметно расширяться и усиливаться и в 1721 году царь Пётр себя провозгласил императором российским совсем не зря.
Государственные люди
Казаки, жившие по берегам Волги, Дона и Днепра — важнейших торговых рек, перешли все под покровительство России. Это было выгодно казачьей аристократии, они получали дворянские титулы, сословные привилегии, наследственные земли и ещё много разных плюшек.
Российское государство активно двигалось на восток и к XVIII веку освоило берега рек Яик (Урал), Иртыш, Обь. Освоение шло именно казачеством. В России это уже было сословие, законодательно зафиксированное. Они строили небольшие крепости как продовольственные, торговые, почтовые и военизированные поселения. Называли их форт, форпост или острог.
Механизм расширения
Современные национальные историки описывают этот процесс как колонизацию, войну на подавление местных жителей и вообще очень негативно. Мне представляется, что всё это выглядело несколько иначе, — уже существовавшие казацкие поселения переходили в подданство Российской империи. Те, кто сотрудничали, получали привилегии, титулы и деньги на строительство укреплений. При необходимости получали и военную помощь от соседних фортов. Понятно, что не все хотели сотрудничать с Россией, возникал конфликт между элитными группами, но те элитные группы, которые получили поддержку России, очевидно побеждали своих конкурентов.
Элиты в Казахстане сохранялись столетиями
В поддержку своей версии напомню, что большие родоплеменные объединения на территории современного Казахстана называются жуз, и они сохранились у власти. Совсем недавно все узнали, что этих жузов три. К старшему принадлежит современная политическая верхушка. Бывший президент Назарбаев и президент Токаев — представители Старшего жуза. Младший жуз тоже сохранился и контролирует большинство нефтяных и газовых месторождений на западе Казахстана.
Этнос или профессия?
Так вот, эти жузы пережили эту самую «колонизацию». Точней, они в ней и участвовали. Иначе они бы не сохранились как элитная группа. Казак в Российской империи не был этносом. В казачество входили люди разных этнических групп и разных религий. Многие казаки перешли в православие, это было выгодно, но до 20 века сохранились и казаки-мусульмане, и казаки-буддисты. Никого не волновало, что одни были монголоидной расы, другие европеоидной.
Именно в XVII–XVIII веках были основаны Гурьев (Арытау), Оренбург, Петропавловск, Семипалатинск, Омск, Павлодар. Большинство этих городов находятся сейчас на территории Казахстана. Это движение продолжилось, и Россия дошла до Тихого океана, были основаны Владивосток и Порт-Артур, но это уже другая тема.
Административное давление
Именно в это время на этих землях слово «казак» уже стало использоваться только в сословном смысле, а кочевников стали называть «киргизы». В официальных документах того времени они именно так и называются. Обратите внимание на карту Киргизского края 1903 года. Слева — Каспийское море, в центре — Аральское море, справа — озеро Балхаш. Заметьте, что в этот край входит Уральск, Гурьев, Кустанай, Петропавловск и Омск.
Как же слово казаК превратилось в казаХ на территории СССР?
Казахи и казаки в СССР
Приведу выдержку из Википедии, так себе источник, но там есть ссылки на академические работы: «В царской России и в советское время с 1734 года до 1925 года нынешних казахов называли киргиз-кайсаками или киргизами, по официальной версии, тогда это делалось, чтобы не путать казахов с казаками, так как до 1734 года казахов называли казаками, а Казахское ханство — Казачьей Ордой.
В литературе и документах Русского государства XVI–XVII веков употреблялся в отношении казахов этноним казак. Например, русский летописец первой половины XVII века Савва Есипов, сообщая о происхождении хана Кучума, Казахское ханство называет «Казачьей ордой». Ещё в 1827 году А. И. Лёвшин доказывал, что «киргиз есть название народа совсем другого… название казак… принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют».
Здесь уместно заметить, что подобная же метаморфоза произошла в Европе со словами влах и волах. Об этом подробней как-нибудь в другой рaз.
И заканчивая с темой казаК-казаХ приведу ещё одну цитату из Википедии, тоже со ссылками и я перепроверил с БСЭ, всё то же. «19 апреля 1925 года 5-м Всеказакским съездом Советов принято постановление «О восстановлении имени „казаки“ за киргизской национальностью». Для восстановления фонетически максимально близкого к самоназванию имени киргизского народа 5-й Всеказакский съезд Советов постановил: впредь киргиз именовать казаками. С этого момента в СССР начал использоваться исторический правильный этноним казак, Киргизская АССР была переименована в Казакскую АССР. До 1936 года в справочных изданиях можно также встретить термин киргиз-казак, использовавшийся для уточнения термина во избежание путаницы с казаками.
Современная форма этнонима казах была установлена в феврале 1936 года незадолго до преобразования Казакской (а с 5 февраля 1936 года Казахской) АССР в Казахскую ССР в декабре 1936 года.»
Народ и народ
Почему я слова «международная торговля» взял в кавычки, да потому что для существования такой торговли должны быть народы, а такого понятия в средневековье не существовало. Люди делились по религиозному признаку, сословному признаку и подданству. Конечно, были люди связанные территорией и языком, но говорить о них как о народе в XV веке, например, это большая натяжка. Трудно сейчас представить жизнь людей без государственных школ, границ, современного транспорта, связи и почты.«Народ», в современном понятии, это совсем свежая реальность, распространившаяся в мире вместе с развитием капитализма. Понятно, что многие национальные историки не согласны с таким утверждением, но мы знаем, как появлялись национальности. Процесс этот идёт дальше и представители казачества, к примеру, пытаются и казаков представить как народ. Может у них и получиться, кто знает.
Резюме
Мы живём во взаимозависимом и взаимосвязанном мире. Люди могут себя называть одним образом, государство употреблять к ним другие термины, соседний народ может совсем иначе обозначать народы, кланы, государственные структуры. Одно перетекает в другое, и все влияют на всех.
Продолжаем наблюдение. Всем добра.