Через год я закончил школу и поступил в технологический институт. Судя по внешнему виду первокурсников, многих уже изрядно потрепала тлетворная волна пресловутого хиппизма-анархизма. Но в отличии от школы, преподаватели отнеслись к новоявленному явлению, и к моему великому удивлению, на редкость толерантно – никого в парикмахерскую не отправляли, курточки с вышитыми цветочками, бусы и фенечки их абсолютно не волновали. Вообщем учись и радуйся.
Мне первое время все это нравилось-стипендия начислялась, часто организовывались рабочие экскурсии по предприятиям города (особенно запомнилась экскурсия на местный ликероводочный завод).
Но постепенно стала приходить в голову мысль, что всё-таки это совсем не то, что мне нужно. А может быть пойти куда-нибудь на завод и зарабатывать деньги? Купить себе фирму…электрогитару…магнитофон наконец. Да и черт с этой армией, пусть забирают. Да и зачем ее так боятся? Все служат и все потом возвращаются (или почти все…).
Вообщем моего терпения хватило ровно на один семестр и в новый 1976 год я вступал вполне свободным и счастливым человеком. Да и время учебы тоже прошло с определенной пользой-познакомился с интересными людьми, много узнал нового о музыкальных течениях (в стенах технологического ВУЗа). Так, сидя на лекции с другом Олегом (меломаном со стажем), мы тихо беседовали. Мои познания его удручали, и он на тетрадном листке, очень мелким шрифтом, в алфавитном порядке, выписал названия самых значимых команд, рекомендуемых к непременному и обязательному прослушиванию…их было около сотни от «Animals», до «Who?». Кое-что из изложенного, я случайно где-то, когда-то слышал …о ком-то читал, но всё-таки о большинстве групп я совершенно ничего не знал.
Англия, США, Голландия …это понятно…были уже знакомые мне венгры…но я был крайне удивлён, когда он сказал, что лучшая команда центральной и восточной Европы-это группа из ГДР-«Puhdys»… команда играющая тяжелый металл и поющая на немецком, да так, что продвинутой западной Германии стоит у них поучиться… Так что с пользой я всё-таки провёл полгода моей молодой жизни.
После новогодья я пришёл на завод… Впечатлили масштабы, он был огромен как мегаполис, все чем-то заняты, все что-то делают… сплошная движуха. Я ведь представлял себе все иначе:строения типо демидовских… люди по пояс в грязи и мазуте. Чад, гарь, бесправие.
Мне понравилось то, что в отличии от лекций, время здесь летело незаметно. Я быстро освоил фрезерный станок, правда, как самому молодому, мне давали самую дешевую работу:фрезеровать винтики да болтики, и чтобы выполнять норму за день , их надо было изготавливать тысячами. Но процесс увлекал. Заработанные деньги я отдавал родителям, а они решали куда и на какие нужды их полезнее потратить.
Пролетел я и с фирмой…и с электрогитарой , а магнитофон совместно с родителями, приобрёл лишь к концу лета, как подарок к своему дню рождения. До сих пор помню, как я носился с тяжеленным магнитофоном по городу, по адресам друзей-меломанов, и в дождь, и в снег, и в жару и в слякоть, минуя скверы с пирующими гопниками и даже избегая бывших одноклассников.
Времени хронически не хватало…ведь надо успеть за пару часов записать хотя бы пару альбомов. Потом опять бежать домой, ведь с утра снова на работу. Я записывал…записывал…и ещё раз записывал. Пленка была дрянь-сыпалась и забивала головку магнитофона, поэтому приходилось нередко все начинать заново...
Со временем мои вкусы утяжелились , и слушать уже хотелось на большей громкости. Однажды, я включил на предельный уровень, культовый саббатовский альбом-«Paranoid». Отец находился в соседней комнате, он видимо долго терпел…а потом не выдержал «…включи что-нибудь другое…больной что ли? Сколько можно одну и туже песню крутить?!».
Да уж, подумал я-вот такую величайшую «дрянь» он наверняка слышит впервые.
Пластинки я перестал слушать , ведь за столь короткое время я очень сильно разочаровался в отечественных ВИА. Они, пользуясь железным занавесом, беззастенчиво присваивали себе чужие темы, из чужих песен, видимо наивно полагая, что основная масса советских меломанов никогда не услышит первоисточника.
А примерно в это же время, профком завода решил организовать конкурс патриотической песни. В конкурс допускались хоры, вокальные ансамбли, поющие под гармошку И ВИА из цехов и отделов завода. Во всех цехах имелись свои ВИА (в то время, в отличии от нашего буржуйского, это было в порядке вещей). Все бы хорошо, да вот только в нашем цехе, в котором работал я, не было вообще никакой самодеятельности. В соседнем цехе работали мои друзья и единомышленники, они подали заявку на участие, а меня пригласили к себе на бас-гитару. Бас-гитара, несмотря на то, что недавно купленная-наводила ужас…Гриф был страшно деформирован и напоминал какой-то индейский лук. Гитары в стране стали производить недавно , и видимо ,технологию изготовления. Но худо-бедно других гитар в стране не было, и все конкурсанты оказались в идеально равных условиях.
Условиями конкурса, участников с обеда для подготовки репетиций, освобождали от работы. Но так как я официально нигде не значился, мне приходилось постоянно что-то изобретать , чтобы убежать на репетиции. Помаячить перед мастером, а потом быстро шмыгануть в двери за его спиной….или якобы в курилку…или якобы в туалет. И так почти два месяца. ..Удивительно, но два месяца пролетели без взысканий .
Подготовили две конкурсные песни патриотической направленности- одна про войну, вторая, конечно же про БАМ. И вот в начале весны, в старом здании Дома Культуры начался этот конкурс. Мы в последний раз прогнали программу , я по старой традиции, сразу же после репетиции убежал к себе в цех, а ребята договорились с начальством , что заберут инструменты к себе по домам (чтобы утром с ними сразу же на конкурс). Так и вышло-каждый взял с собой свой инструмент…кроме моей бас-гитары.
(Продолжение в следующей части)