Пономарское служение прошло несколько этапов развития. Само греческое слово paramonarios буквально означает “придверник” и происходит от двух слов: para — возле, meno — ждать. В первоначальном состоянии служения именно это слово лучше всего описывало его суть. И если в современном виде пономарское служение чаще всего отождествляется со служением алтарника и в большей степени заключается в помощи во время богослужения и в хозяйстве, то изначально от пономаря зависела безопасность всей общины или святыни. Вместе с этим, значительные изменения в служении принесли ряд вопросов, ставящих под сомнение канонический статус нынешнего пономарского служения.
Древнее служение
Впервые в письменном источнике пономари упоминаются во втором правиле Халкидонского Собора (451 г.), где говорится, что если епископ за деньги поставит кого-то в церковную должность, то должен быть лишен своего сана. Среди упоминаемых в правиле должностей есть и «парамонарь».
Однако пономарское служение возникло значительно раньше, во времена гонений (до 313 г.). В раннехристианской Церкви главной обязанностью пономаря была непрестанная охрана храма или священного места.
В храмах, часто находившихся в катакомбах, пономарь стоял у входных ворот и смотрел, чтобы в храм не входили отлученные, еретики, иноверцы и прочие посторонние. Это было чрезвычайно важным, поскольку во времена гонений, когда христиане были вынуждены скрывать свое вероисповедание, шпионы Римской империи пытались пробираться на христианские богослужения. Там они запоминали лица и имена христиан, что затем позволяло предать их властям.
При святынях — например, при Вифлеемской пещере — пономарь также должен был пребывать постоянно, чтобы охранять их от святотатства и для помощи паломникам.
После прекращения гонений необходимость в таком служении отпала, главной обязанностью пономаря стала забота о соблюдении порядка в храме, подготовке его к богослужению.
Современное служение
Сейчас пономарь ответственен за своевременное возжжение светильников в алтаре и на солее, подготовку облачений, веществ для богослужения, кадила, несение свечей во время богослужений, отирание уст мирянам во время Причащения, помощь священнику во время таинств и треб; по возможности и при необходимости — исполнение обязанностей чтеца, певца и звонаря.
Во время богослужения пономарь облачается в стихарь — богослужебное одеяние, напоминающее ветхозаветный хитон, а в случае наличия благословения от архиерея, еще и подрясник — нижнее повседневное облачение православного монашества и клира. Бывает, что за особые заслуги или многолетние труды архиерей может наградить пономаря правом ношения ораря на иподиаконский манер.
В древней Церкви над пономарем совершалась хиротесия, сейчас же достаточно священнического благословения на служение. Это означает, что фактически пономари остаются мирянами. Поэтому, в порядке исключения или в зависимости от традиции отдельной Поместной Церкви, к пономарскому служению допускаются женщины.
В Русской Церкви, во время гонений XX в., за неимением других кандидатов, пономарить могли пожилые монахини (чаще схимонахини). В современной Александрийской Церкви пономарить могут юные девочки (младшего школьного возраста).
Канонические и практические проблемы современного пономарского служения
На первый взгляд, при текущем состоянии пономарского служения наблюдаются определенные казусы, а именно: корректное наименование служения и канонический статус пономарей.
Сейчас нередко для наименования пономарей часто используется термин алтарник. Но термином служитель алтаря до XIX в. в Российской Империи было принято называть исключительно священнослужителей.
Использование термина алтарник в отношении пономаря обусловлено тем, что фактически современный пономарь может выполнять функции многих видов церковнослужителей, как уставных, например, свещеносца, чтеца, канонарха, и неуставных, например, звонаря, просфорника, свечника и т.д. В то же время, первоначальная задача служения, из которой и пошло слово пономарь, осталась в далеком прошлом. И потому “пономарь” кажется архаизмом, хотя к наименованию “алтарник”, как и к каноническому статусу современного алтарничества, вопросы тоже есть.
Как уже было сказано выше, пономари не получают посвящения от епископа и являются мирянами. 69 правило Шестого Вселенского Собора гласит: “Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря”. Выходит, что современный алтарник не может входить в алтарь. И тем более это касается лиц женского пола: “Не подобает жене в алтарь входити” (44 правило Лаодикийского Собора).
Соответственно, рассуждая логически, облачаться во священные одежды мирянам также не дозволяется, поскольку облачение происходит на алтаре и потому, что ношение конкретных облачений предписывается для конкретных степеней клира, но не для мирян. Более того, если чтецам и свещеносцам, обязанности которых часто выполняет алтарник, дозволяется носить стихарь, то орарь вовсе не предусматривается к ношению низшими клириками: “Не должно низшему служителю церковному орарь носити” (24 правило Лаодикийского Собора).
Пускай все правила всех Соборов должны быть исполняемы: “От святых отец, на каждом Соборе, доныне изложенные правила соблюдать признали мы справедливым“ (1 правило 4 Вселенского Собора); все каноны относительны, а не абсолютны: “Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:23-27). По икономии для пользы и благостояния Церкви могут существовать разные традиции, незакрепленные канонически. Это и позволяет пономарям (алтарникам) прислуживать в алтаре и облачаться в священные одежды.