За день до отмены смертной казни она в последний раз была приведена в исполнение в Западном Берлине: Бертольд Вемейер погиб под гильотиной 11 мая 1949 года из-за грабежа и изнасилования.
В предварительной договоренности должно было быть достаточно. После 1945 года судебная власть в Берлине больше не могла приводить в исполнение смертные приговоры осужденным убийцам в специально построенном здании казни, поскольку место казни в Плетцензее было повреждено. Вот почему в «отсеке для душевнобольных» Маобитской тюремной камеры на Инвалиденштрассе, на восточной окраине этой бывшей образцовой тюрьмы, была установлена гильотина французского образца.
В последний раз тяжелая режущая кромка падающей машины-меча перенесла человека от жизни к смерти 11 мая 1949 года. В 6.30 утра время пришло: 24-летнего Бертольда Вемейера уложили на доску гильотины. Рукой на рычаге, вероятно, был Густав Фёльпель, палач в Берлине с конца войны — и сам преступник, который должен был сидеть в тюрьме с 1950 по 1957 год.
Якобы гильотина не сразу отделила голову преступника от тела. Предполагаемый свидетель прошептал, что нужно было предпринять вторую попытку - режущая кромка, вероятно, немного затупилась. В официальном отчете о расстреле об этом ничего нет.
Однако от Фёльпеля было передано заявление, что он «гораздо предпочитает» казнить высшую меру наказания ручным топором, чем гильотиной, «потому что это «безопаснее». Фельпель казнил в общей сложности около 50 человек в период с 1945 по 1949 год в советском и британском секторах Берлина, а также в Дрездене.
Палач, проживавший в восточной части города во время блокады Берлина, за такой приказ получал жалованье в размере 750 восточных и 250 западных марок. Фёльпель был активен в Западном Берлине по крайней мере девять, а то и двенадцать раз — его последним правонарушителем, вероятно, был Бертольд Вемейер.
Родившийся в Берлине, Вемейер, как и многие горожане, после войны часто страдал от голода. Вот он и пошел «накопить», так называли поездки в окрестности города, разжиться продуктами у крестьян. 22 апреля 1947 года он снова отправился в подобное путешествие, на этот раз в Пригниц и вместе с другом.
В Вустерхаузене, к северо-западу от Берлина, они встретили 61-летнего берлинца, который тоже искал что-нибудь поесть. Но Вемейеру не повезло с фермерами с его бартерным товаром, и он был разочарован - в отличие от берлинца, который вез домой мешок с 20 килограммами картофеля.
Вемейер украл и изнасиловал женщину, а затем задушил ее; Он оставил тело в поле недалеко от Вустерхаузена, где оно было найдено через несколько дней. Какую роль в действии принимал его знакомый, установить было невозможно. Но поскольку у встречи двух молодых людей и погибшего были свидетели, криминальная полиция быстро установила предполагаемых преступников и арестовала их.
Но оба обвиняли друг друга; не было четких показаний. В конце концов, в психиатрическом заключении было решено, что изнасилование и убийство, скорее всего, приписываются Бертольду Вемейеру, потому что он был зарегистрирован как сексуальный и насильственный преступник с юности. 5 июля 1948 года уголовный суд Берлина-Маобита приговорил его к смертной казни. Его знакомый получил всего шесть лет тюрьмы за пособничество и подстрекательство к убийству.
Следующая инстанция, Верховный суд, отклонила апелляцию, и три западных городских командира не видели причин реагировать на прошение адвоката Вемейера о помиловании. Так что весной 1949 года расстрел все ближе.
Затем это превратилось в гонку со временем. Потому что в Бонне Парламентский совет принял проект Основного закона 8 мая 1949 года; В статье 102 недвусмысленно говорилось: «Смертная казнь отменена». тем не менее четко известно его содержание.
Но новая конституция еще не вступила в силу. Для этого Основной закон должен был быть принят, с одной стороны, западными державами-победительницами, которые его заказали; с другой стороны, парламенты штатов в американской, британской и французской зонах должны его ратифицировать. Однако в целом было сочтено, что проект был всего лишь предложением, не имеющим юридического значения, по крайней мере, до тех пор, пока он не был принят союзниками.
Утверждение трех военачальников было назначено на 12 мая 1949 года. С этого момента суды в Западном Берлине также будут соблюдать правила будущего Основного закона - против преступников может применяться только самая мягкая версия уголовного закона, применимая к их правонарушениям.
Так казнь Вемейера была на грани. Его адвокат подал заявление о пересмотре дела 10 мая, что, по крайней мере, предотвратило бы смертную казнь. Но заявление было отклонено. Вемейер умер из-за сексуального убийства и ограбления 11 мая 1949 года, вскоре после 6:30 утра в «сумасшедшей палате» берлинско-моабитской тюрьмы.