Найти тему

Как в "те дни" справлялись дамы прошлого

Как справлялись дамы, когда ещё не было привычных нам средств? Ведь даже панталоны вошли в массовую культуру только в XIX веке. А что было делать средневековым принцессам и крестьянкам? Как обходились красавицы Двора Людовика XIV? Современницы Жозефины Бонапарт? Попробуем расставить в этом вопросе все точки над «и».

картина Ф.К.Купера
картина Ф.К.Купера

Еще римлянки додумались до простого и доступного средства: сложить хлопковую ткань в несколько слоёв и закрепить на белье. Называлась эта часть туалета "сублигакулы". По крою было похоже на современные шортики, только с завязками по бокам.

Но спустя столетия в Западной Европе девушки были лишены подобного удобства. Во-первых, им не на чем было уместить хлопковые тряпочки (сублигакулы не прижились даже в бывших римских владениях - Галлии и Британии). Средневековая женская одежда состояла только из рубашек и юбок. Во-вторых, уделять внимание такому вопросу вообще считалось... неправильным. Регулярное состояние женщины называли "нечистота", и при нём накладывали ряд ограничений. Например, Дионисий Александрийский в III веке предложил, чтобы женщина не могла причащаться. И вовсе не входила бы в храм.

Но природу не обманешь. Женщинам всё равно приходилось придумывать, как им быть. Самым простым вариантом решения было – провести «те дни», не вставая. Считалось абсолютно нормальным, чтобы девушка или женщина раз в месяц предпочитала отлежаться. Всё впитывалось в ткань юбок или постельное бельё, которое на такой случай меняли на более дешёвое. Запершись в опочивальне, представительница знати могла не беспокоиться о доме и детях, ведь в её распоряжении имелась прислуга. А вот у небогатой горожанки или крестьянки такой проблемы могло и не возникнуть.

отлежаться несколько дней подряд могла себе позволить не каждая женщина
отлежаться несколько дней подряд могла себе позволить не каждая женщина

Дело в том, что регулярные «дни» у женщин прошлого были совсем… не регулярными. Скудное питание, тяжелая работа, переживания и как результат – гормональный сбой в организме. Отсутствие «регул», как их тоже называли, не вызывало беспокойства. Наоборот, меньше лишних хлопот.

Другая причина отсутствия «дней» - в почти бесконечном процессе деторождения. Рано выходя замуж, женщина средневековья выполняла свою главную семейную задачу: обеспечивала род наследниками. Королева Клод Французская за девять лет брака становилась матерью 7 раз. Почти все её дети – погодки. То есть, организм французской государыни безостановочно воспроизводил потомство. Вряд ли у Клод за время семейной жизни часто был повод отлежаться несколько дней в одиночестве. Умерла она спустя год после рождения седьмого ребенка, и многие историки считают, что Клод была просто истощена.

портрет Клод Французской, выполненный после ее смерти
портрет Клод Французской, выполненный после ее смерти

Царица Мария Милославская, супруга царя Алексея Михайловича, тоже «ходила тяжёлой» большую часть своей семейной жизни. Она умерла в 44 года «от родильной горячки через пять дней…когда разрешилась…восьмой венценосной дочерью Евдокией…прожившей лишь два дня». С 1648 года по 1669-й год Мария Милославская подарила мужу тринадцать детей. Известна поговорка того времени:

«Жёнка не без ребёнка, не по-холостому живём, так Он велел».

То есть, и в жизни русской царицы «те дни» наступали не так уж часто. Откуда им взяться, если у женщины, что ни год – так новое дитя? И кормили, вопреки распространённому мнению, часто сами.

Фаворитки короля Людовика XIV тоже не «сидели без дела». С 1669 по 1678 год маркиза Франсуаза Атенаис де Монтеспан пополнила число королевских наследников семью персонами. А до французского государя она подарила двух детей законному мужу. К моменту своей отставки маркиза располнела и, судя по всему, уже не была способна к деторождению. То есть, "ежемесячные визиты" её практически миновали.

викторианская листовка с рассказом о средствах гигиены
викторианская листовка с рассказом о средствах гигиены

Иное дело королева Елизавета Тюдор, незамужняя и бездетная. Поэтому и оставила после себя чёрные шелковые пояса, которые можно заподозрить в применении гигиенических средств. Конструкция напоминала упрощённый вариант современного белья. Вероятнее всего, для королевы заготавливали многослойный хлопок, как у римлянок. Правда, расцвет таких устройств пришелся только на… XIX век. Сохранилась реклама одноразовых салфеток, которые можно было прикрепить к поясу, надеваемому под платье. У дам викторианской эпохи были явные преимущства!

А до этого – юбки, только юбки «спасали» дам. Они были многослойными, из разной ткани. Под самый низ в «те дни» поддевали те, что потемнее. Когда в моду вошел стиль «ампир» с летящими белоснежными платьями, женщинам стало совсем неудобно. На белом-то каждое мельчайшее пятно заметно! Так что в моду стремительно ворвались панталоны, и они, отчасти, помогли в деликатной ситуации.

под широким сарафаном не было видно подоткнутой рубашки
под широким сарафаном не было видно подоткнутой рубашки

Крестьянки справлялись проще – подтыкали подол рубашки с двух сторон, да подкладывали мох, солому или ткань. Солому можно было выкинуть, ткань – постирать. Сверху сарафан или платье – ничего не видно. В некоторых деревнях такой нехитрый способ был известен и в начале XX века, ведь прокладки только-только начали появляться, и о них в русской глубинке, разумеется, не слыхивали (о них и в Петербурге тогда особенно не знали).

То, что солома может отлично впитать «все лишнее», хорошо поняли и на английских фабриках, где в девятнадцатом столетии часто трудились женщины. Полы на производстве застилались толстым слоем высушенной травы – нетрудно догадаться, с какой целью. Ведь работали по 12 часов: закон 1850 года установил рабочий день с 6 утра до 6 вечера. Или с 7 утра до 7 вечера.

Словом, ситуация – вечная, а решение – относительно недавнее. Интересно, что сказали бы средневековые женщины, увидев современные средства... Наверняка порадовались бы за нас.