Как справлялись дамы, когда ещё не было привычных нам средств? Ведь даже панталоны вошли в массовую культуру только в XIX веке. А что было делать средневековым принцессам и крестьянкам? Как обходились красавицы Двора Людовика XIV? Современницы Жозефины Бонапарт? Попробуем расставить в этом вопросе все точки над «и».
Еще римлянки додумались до простого и доступного средства: сложить хлопковую ткань в несколько слоёв и закрепить на белье. Называлась эта часть туалета "сублигакулы". По крою было похоже на современные шортики, только с завязками по бокам.
Но спустя столетия в Западной Европе девушки были лишены подобного удобства. Во-первых, им не на чем было уместить хлопковые тряпочки (сублигакулы не прижились даже в бывших римских владениях - Галлии и Британии). Средневековая женская одежда состояла только из рубашек и юбок. Во-вторых, уделять внимание такому вопросу вообще считалось... неправильным. Регулярное состояние женщины называли "нечистота", и при нём накладывали ряд ограничений. Например, Дионисий Александрийский в III веке предложил, чтобы женщина не могла причащаться. И вовсе не входила бы в храм.
Но природу не обманешь. Женщинам всё равно приходилось придумывать, как им быть. Самым простым вариантом решения было – провести «те дни», не вставая. Считалось абсолютно нормальным, чтобы девушка или женщина раз в месяц предпочитала отлежаться. Всё впитывалось в ткань юбок или постельное бельё, которое на такой случай меняли на более дешёвое. Запершись в опочивальне, представительница знати могла не беспокоиться о доме и детях, ведь в её распоряжении имелась прислуга. А вот у небогатой горожанки или крестьянки такой проблемы могло и не возникнуть.
Дело в том, что регулярные «дни» у женщин прошлого были совсем… не регулярными. Скудное питание, тяжелая работа, переживания и как результат – гормональный сбой в организме. Отсутствие «регул», как их тоже называли, не вызывало беспокойства. Наоборот, меньше лишних хлопот.
Другая причина отсутствия «дней» - в почти бесконечном процессе деторождения. Рано выходя замуж, женщина средневековья выполняла свою главную семейную задачу: обеспечивала род наследниками. Королева Клод Французская за девять лет брака становилась матерью 7 раз. Почти все её дети – погодки. То есть, организм французской государыни безостановочно воспроизводил потомство. Вряд ли у Клод за время семейной жизни часто был повод отлежаться несколько дней в одиночестве. Умерла она спустя год после рождения седьмого ребенка, и многие историки считают, что Клод была просто истощена.
Царица Мария Милославская, супруга царя Алексея Михайловича, тоже «ходила тяжёлой» большую часть своей семейной жизни. Она умерла в 44 года «от родильной горячки через пять дней…когда разрешилась…восьмой венценосной дочерью Евдокией…прожившей лишь два дня». С 1648 года по 1669-й год Мария Милославская подарила мужу тринадцать детей. Известна поговорка того времени:
«Жёнка не без ребёнка, не по-холостому живём, так Он велел».
То есть, и в жизни русской царицы «те дни» наступали не так уж часто. Откуда им взяться, если у женщины, что ни год – так новое дитя? И кормили, вопреки распространённому мнению, часто сами.
Фаворитки короля Людовика XIV тоже не «сидели без дела». С 1669 по 1678 год маркиза Франсуаза Атенаис де Монтеспан пополнила число королевских наследников семью персонами. А до французского государя она подарила двух детей законному мужу. К моменту своей отставки маркиза располнела и, судя по всему, уже не была способна к деторождению. То есть, "ежемесячные визиты" её практически миновали.
Иное дело королева Елизавета Тюдор, незамужняя и бездетная. Поэтому и оставила после себя чёрные шелковые пояса, которые можно заподозрить в применении гигиенических средств. Конструкция напоминала упрощённый вариант современного белья. Вероятнее всего, для королевы заготавливали многослойный хлопок, как у римлянок. Правда, расцвет таких устройств пришелся только на… XIX век. Сохранилась реклама одноразовых салфеток, которые можно было прикрепить к поясу, надеваемому под платье. У дам викторианской эпохи были явные преимущства!
А до этого – юбки, только юбки «спасали» дам. Они были многослойными, из разной ткани. Под самый низ в «те дни» поддевали те, что потемнее. Когда в моду вошел стиль «ампир» с летящими белоснежными платьями, женщинам стало совсем неудобно. На белом-то каждое мельчайшее пятно заметно! Так что в моду стремительно ворвались панталоны, и они, отчасти, помогли в деликатной ситуации.
Крестьянки справлялись проще – подтыкали подол рубашки с двух сторон, да подкладывали мох, солому или ткань. Солому можно было выкинуть, ткань – постирать. Сверху сарафан или платье – ничего не видно. В некоторых деревнях такой нехитрый способ был известен и в начале XX века, ведь прокладки только-только начали появляться, и о них в русской глубинке, разумеется, не слыхивали (о них и в Петербурге тогда особенно не знали).
То, что солома может отлично впитать «все лишнее», хорошо поняли и на английских фабриках, где в девятнадцатом столетии часто трудились женщины. Полы на производстве застилались толстым слоем высушенной травы – нетрудно догадаться, с какой целью. Ведь работали по 12 часов: закон 1850 года установил рабочий день с 6 утра до 6 вечера. Или с 7 утра до 7 вечера.
Словом, ситуация – вечная, а решение – относительно недавнее. Интересно, что сказали бы средневековые женщины, увидев современные средства... Наверняка порадовались бы за нас.