Найти в Дзене
Вячеслав Алексюк

Матрица: Свобода, Бог и Бессмертие

Оглавление

Пролог

Во время первого просмотра «Матрицы» я сразу же начал писать конспект со своими мыслями. Позже в доме книги «Молодая Гвардия» я совершенно случайно заметил книгу «Матрица и философия: добро пожаловать в пустыню реальности» Уильяма Ирвина (см. список источников в конце этой работы), которая представляет собой сборник эссе разных авторов, рассматривающих «Матрицу» под разными углами. Безусловно, «Матрица» — это философско-религиозный коктейль, содержащий в себе идеи многих философов и разных религий. В этой книге меня особенно зацепила 12 глава, написанная Джеймсом Лоулером: «Мы избранные! Как манипулировать матрицей по Канту». Прочитав её, я увидел, что на вопросы, поднятые сёстрами Вачовски в «Матрице», можно найти ответ в морально-философских суждениях Иммануила Канта, а также в Библии, но в более завуалированном виде.

Вообще, в «Матрице» довольно много отсылок к христианству, буддизму, древнегреческой традиции. Морфеус (греческий бог снов), Пифия (оракул в Дельфийском храме, к которой обращался и Сократ — герой платоновского мифа о пещере. По своей сути, этот миф и его смысл напоминает «Матрицу»), Тринити (Троица), корабль Морфеуса Навуходоносор (вавилонский царь Навуходоносор II) Сайфер (Люцифер), мистер Андерсон (этимологически — Сын Человеческий) и др.

Моя работа во многом опирается на 12 главу книги о философии матрицы, но в некоторых моментах существенно расходится с ней. Данный труд является попыткой объединить поставленные в «Матрице» вопросами с ответами на них И. Канта и учением христианства (по крайней мере той его частью, с которой я знаком). Получился своеобразный коктейль (вновь) из идей христианства, Канта и моего личного мнения (включающего в себя идеи Канта и христианства, а также расширенное на идеи других авторов).

Приятного чтения!

Два вида освобождения

Порабощение бывает двух видов: внешнее и внутреннее. Соответственно, существуют также и две концепции спасения. С одной стороны, человека могут спасти извне: спасение в данном случае заключается в выведении человечества из вечного страдания и саморазрушения к вечной гармонии и удовлетворённости. Но, как упоминается в 1‑й части серии фильмов «Матрица», оригинальная, первая матрица была райским миром, где все жили счастливо и никто не страдал, но человечество не приняло эту программу. Аналогично, люди сами изгнали себя из рая, впустив грех в свою жизнь.

С другой стороны, рабы могут стать по-настоящему свободными только если они освободили себя сами. Чтобы освободиться таким образом, человеку нужно пройти все состояния сознания, ведущие к свободе. Пройдя самостоятельно весь путь трансформации сознания, человек получит уникальный опыт освобождения, и этот опыт станет началом Свободной жизни. Если этот путь не пройти, или пройти не полностью, желая, например, сэкономить время или силы, не пройти и соответствующей трансформации сознания. Человек не станет внутренне свободным, поэтому не сможет воплотить внутреннюю свободу вовне: если его освободить снаружи, то очень скоро он сам вернётся в состояние сознания «раб». Если свобода была передана человеку без каких-либо усилий, вскоре он вновь станет слугой.

Но помочь человеку спастись, освободиться можно. В данном случае, истинный Спаситель — это не всесильный супермен, а Учитель. Иисус, будучи учителем, говорил о своих последователях:

«Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12)

Невозможно спасти человека за него самого, против его воли. Бог не отправляет человека в рай или ад по своему желанию человек своими действиями самостоятельно выбирает себе судьбу. Команда «Навуходоносора» не пробуждала человека без его желания познать истину (выбор пилюли — выбор судьбы). Спасти, освободить человека от внутреннего рабства, или власти греха, можно только научив его спасаться самостоятельно.

-2

Эгоизм

Спасению человека препятствует он сам: выбирая грех, человек выбирает существование в аду (в первую очередь, на земле). «Главный» грех в христианстве — гордыня. Человек изгнал себя из рая именно поставив своё «Я» выше бесконечной Любви, системности. Будучи элементом большей системы, человек поставил себя над этой системой, подумав, что он может контролировать её по своему усмотрению. Иначе говоря, выбрал эгоизм.

Предположим, что реального, объективного мира не существует (об этом в другой раз, иначе мы рискуем слишком далеко уйти от заявленной темы). Человек вынужден жить в Матрице (мире, основанном на его опыте, познании и представлениях об окружающем), вопрос в том, какую Матрицу человек будет считать своей реальностью. Ведь, веря в реальность определённой Матрицы, мы становимся её обитателем (иначе говоря, она становится для нас реальной). Люди, жившие в Матрице фильма «Матрица» искренне верили в её реальность.

Выбирая эгоизм, человек выбирает и соответствующую Матрицу: мир бесконечных попыток удовлетворить своё «Я», попыток подтвердить, что моё «Я» лучше «Я» другого человека (обычно бессознательно). Отсюда и бесконечная конкуренция, ежедневные упражнения в игре «Моё лучше, чем твоё». Эгоистичный мир состоит из разобщённых личностей, личностей, разделённых временем и пространством и сталкивающихся друг с другом по чистой случайности. Другой же мир строится на моральных принципах общности и свободной воле всех людей (сотворив человека по своему образу и подобию (Быт. 1:27), Бог наделил его свободной волей).

На первый взгляд, мы встречаемся с парадоксом: как можно жить согласно принципам общности и иметь свободную волю? Разве свободная воля не достигает своей максимальной реализации в конкурентном эгоистическом мире, где каждый делает только то, что хочет? На самом деле, всё не так сложно. Так как первична именно внутренняя свобода (внешняя является её продолжением), человек, в процессе своего внутреннего освобождения из-под влияния греха (главным образом, гордыни), более не интересуется игрой «Моё лучше, чем твоё», ему неинтересно доказывать своё первенство. Эгоистические ценности для него более не имеют смысла. Поэтому человек просто не будет желать жить за счёт унижения других. Таким образом, Свобода (внутренняя) и эгоизм — это два противоречащих друг другу понятия, состояния сознания (когда есть одно, другого быть не может в принципе).

Теория игр

В первой части статьи я писал, что идеальный мир, рай на земле не может быть создан внешними силами (вернее может, но обречён на разрушение человеком). Я полагаю, что та свобода, которой наделил нас Бог при создании первого человека, была именно внешней (иначе человек не изгнал бы себя из Эдема). В мире Высшего блага (по Канту) люди не просто счастливы — они заслуживают быть счастливыми. Они берут на себя ответственность за своё счастье посредством своих сознательных поступков и выборов. Люди должны прийти к свободе самостоятельно.

Но мы настолько убеждены, что в реальности необходимо действовать поодиночке, что сами того не замечая выбираем рутинный мир, полный несправедливости и страдания. Мы верим в то, что такой мир реален, и получаем это как факт. Именно вера в это разделение становится причиной соперничества, борьбы и разрыва между победителями и побеждёнными. Такое поведение людей исследуется в дисциплине «Теория игр».

Как показывают решения задач, основанных на допущениях об эгоцентричности человеческого «Я» (своего рода постулат в Теории игр), люди всегда приходят к тому, что: либо есть победитель и проигравший, либо проигрывают (или не-выигрывают) все участники. Теория игр наглядно демонстрирует, что люди никогда не приходят к обоюдному выигрышу (хотя такой вариант присутствует в каждой игре). Причиной тому является эгоистическое поведение людей, нацеленное, в первую очередь, на благополучие собственного «Я» человека (гордыня). Ведь, чтобы выиграли все, в это нужно, в первую очередь, поверить. Воплощение веры происходит через жертвование интересами своего «Я» ради интересов другого человека. Получается, что нужно сознательно выбирать вариант, подразумевающий свой проигрыш в случае эгоистичного выбора другого человека. Однако, если такую жертву принесут все участники игры, выиграют все: если сводить всё к цифрам, то выигрыш каждого будет превышать выигрыш каждого при эгоистичном решении. Кому любопытно, погуглите «Дилемму заключённого».

-3

Таким образом, высокоморальный человек бессилен перед миром, построенном на эгоистических принципах. Чтобы избежать отчаяния, вызванного постоянными материальными «проигрышами» в таких играх, человеку необходимо иметь веру в возможность реализации морального идеала как матрицы полностью развитого мира. Кант выделяет 3 аспекта этой веры, которые он называет постулатами морали: Свобода, Бог и Бессмертие.

Эти постулаты напоминают нам о базовых нравственных принципах, которых мы придерживаемся во времена, когда тонем от бессилия. Согласно Канту, это и есть те самые спасители человечества: благодаря этим постулатам мы находим собственную миссию в этой жизни и чувствуем себя Избранными, способными создать мир Наивысшего блага и достичь священного Сиона (в «Матрице» — Зиона).

Постулат Свободы

Нравственное поведение, в отличие от научного знания, которое основывается на существующих заранее независимо от нас законах (например, физических), целиком и полностью зависит от непредопределённой свободной воли (следовать ли нравственным принципам, или нет). Нам нужна вера в собственную свободу выбора. Такая вера есть постулат Свободы.

Мир «Матрицы», вышедшей в Пасху 1999 года — на пике интенсивного развития цивилизации, — пронизан беспомощностью, которую каждый чувствует перед лицом факторов вроде природы и цивилизации, кажущихся нам внешними. Эта беспомощность основана на убеждении в отчуждённости людей. В комнате ожидания Пифии мальчик-необуддист говорит Нео:

«Не пытайся согнуть ложку. Попытайся вместо этого осознать истину: ложки не существует. Тогда ты поймёшь, что гнётся не ложка, а твоё сознание»

Мы не в силах согнуть ложку потому, что, согласно предопределённым законам физики, не можем менять внешнюю, отдалённую от нас реальность. Влиять мы можем только на своё «Я», только на идеи, в нём содержащиеся. Но если мы поймём, что ложка — это идея, что она является частью нас, мы запросто сможем её согнуть. Ведь манипулировать идеями наше «Я» умеет лучше всего. К слову, именно так мы и взаимодействуем с внешним миром: мы «распознаём» объекты вокруг нас, сравнивая их с идеями, содержащимися в нашем сознании, и делаем вывод, является ли объект перед нами воплощением той или иной идеи (или не является воплощением никакой идеи, тогда нам придётся создать новую идею). Подробнее об этом снова в другой раз, но вы можете уже сейчас подумать над смыслом идейности с помощью картины Рене Магритта «Это не трубка»:

-4

Постулат Бога

Мир Матрицы — это мир, полный страха. Такой страх перед физическим и социальным миром вызван тем, что человек считает себя отдельным организмом, существующим вне общей системы.

Люди, знающие о существовании внешнего мира за пределами Матрицы (существовании другой Матрицы, как мы выяснили выше), обретают силу внутри неё. Но законы внутри Матрицы также влияют на освобождённых людей из внешнего мира. Человек, который, например, считает главным в жизни счастье (получаемое нематериальным способом — подробнее об этом далее), обретает силу внутри Матрицы физического мира: ему более не интересна погоня за деньгами, социальным статусом, женщинами (мужчинами), властью (в интересах «Я»). Он может существовать независимо от влияния этих ценностей, он свободен выбирать то, что ему действительно важно (постулат Свободы).

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21)

Но человек всё-таки подчиняется законам Матрицы — физического мира: гравитации, боли от удара, будет чувствовать вкус и запах.

Однако, он освободится от страха, связанного с потерей контроля над чем бы то ни было: деньгами, машиной, женщиной (мужчиной), властью. Если задуматься, то можно прийти к выводу, что все страхи — плод желания «Я» контролировать всё вокруг. Страх бедности — страх потери контроля над деньгами, ревность — страх потери контроля над партнёром, позор — страх потери контроля над своим социальным образом. Так как человек избавляется от страха, он освобождает свой разум и полностью раскрывает свой потенциал. Заметим, что Матрица (в данном случае — физическая жизнь) не в силах лишить человека Любви, Свободы и других Великих идей, ведь эти идеи — это внутренние состояния человека, результат пройденного им пути. А опыт — это то, над чем потерять контроль человек не может никогда, и никто внешний не в силах у него его забрать. Таким образом, ключ к раскрытию собственного потенциала — избавление от всех страхов.

«Тебе нужно отпустить страх, сомнение и неверие. Освободи свой разум»

— говорит Нео Морфеус перед тем, как Нео прыгнет с небоскрёба. Однако, Нео продолжает неверить в себя, продолжает бояться, поэтому ему не удаётся перепрыгнуть пропасть в симуляции Матрицы.

Постулат Бога, по мнению Канта, — это вера в собственные Потенциал и Силу вопреки любым внешним обстоятельствам (вера по определению беспричинна). Для Канта Бог или богоподобный человек («Избранный») — это не отдельное существо, творящее для нас чудеса, а продолжение нас самих. Вспомним, что спасти себя каждый может только самостоятельно. Это и есть раскрытие нашего внутреннего потенциала, постулат Бога.

В христианстве мы можем проследить аналогию с убеждением, что Христос всегда находится в нас, Христос — это мы (но мы — не Христос).

«Испытывайте самих себя, в вере ли вы, самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор 13:5)

Постулат Бессмертия

Третий постулат моральности — постулат Бессмертия. Чтобы исполнить своё высшее предназначение, человек должен преодолеть страх смерти. Кто верит в смерть в Матрице, умирает и в реальном мире. Главный страх человека — это страх смерти, страх прекратить своё существование (страх потерять контроль над физической жизнью). Страх смерти подразумевает, что человек воспринимает своё физическое существование как высшую реальность. Сила и жизнеспособность человека зависят от силы его убеждений, а убеждения, в свою очередь, сформированы под влиянием страха смерти.

Мои взгляды на постулат Бессмертия отличаются от взглядов Канта. Рассмотрим сначала точку зрения немецкого философа, раскрытую Джеймсом Лоулером. «Наивысшее благо должно быть создано в нашем мире, а не в каком-то другом. Постулат Свободы говорит о свободе в нашем мире, а значит, то же самое относится и к постулатам Бога и Бессмертия. Традиционные христианские взгляды о бессмертии только в будущей жизни не соответствуют идеалам нравственного поведения: вера в бессмертие нам нужна сейчас, в этом мире. Альтернативой здесь могут стать индуистские и буддистские верования. Скорее всего, появление мальчика в буддистском одеянии намекает на последнее. Как сообщает нам буддистская школа Махаяны, душа или дух просветлённого сознания всегда выбирают перерождение, чтобы раз за разом нести свет сознания людям. В одном из своих ранних сочинений, «Всеобщая естественная история и теория неба», Кант пишет, что придерживается взгляда, согласно которому человеческая душа перерождается вновь в попытке достичь искомого идеала.», — пишет Лоулер в своём эссе.

-5

Приведу свой личный взгляд на постулат Бессмертия. Если ты веришь, что физический мир — вершина реальности, то тебе будет, мягко говоря, довольно трудно верить в Свободу и Бога, стремясь к высшему благу — счастью, ведь всё это — нематериально. А если физический мир — единственно возможная реальность, то нет никакого смысла в Свободе, Боге, Счастье, Любви... В таком случае разумно всю свою жизнь заниматься удовлетворением потребностей тела и своего непонятного «Я» (на бессознательном уровне, ведь в парадигме тех, кто воспринимает физический мир как единственно возможный и реальный, нематериальное «Я» существовать не может). Выбор Сайфера о забвении реальности и переносе его сознания в мир Матрицы (сцена в ресторане) в таком случае был бы полностью оправдан, но тогда концепция противопоставления Матрицы и реального мира не имела бы никакого смысла. Многие путают счастье с удовлетворённостью, многие повторили бы ошибку Сайфера (аллюзия на Люцифера). Отсюда и сожаление, нередко поджидающее людей на смертном одре; запоздало приходящее понимание того, что мы, не задумываясь, связываем счастье с материальным положением дел.

-6

Постулат Бессмертия (вера в бессмертие) позволяет освободиться от страха смерти, который косвенно влияет на наши решения на протяжении всей жизни. Зачастую мы предаём Любовь ради сохранения своей физической оболочки, в целях нашего «Я». Я не призываю к героической смерти (раз физический мир не ялвяется высшей реальностью, то можно вытворять бездумные вещи, нещадно жертвуя своим телом, чтобы впоследствии стать героем либо мучеником). Я призываю к героической жизни. А такая жизнь невозможна под страхом смерти. Боясь смерти, мы обмениваем Свободу и Бога на обречённое существование в Матрице, на неведение. И именно вера в Свободу и Бога дарует нам веру в Бессмертие:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16)

Эпилог. Немного о счастье и смысле жизни

Рассмотрим концепцию счастья, затронутую ранее. Счастье отличается от удовлетворения своей природой. Возможно, кто-то скажет, что основное отличие счастья от удовлетворения — продолжительность. Представим, что человек всю жизнь удовлетворяет свои потребности. Он сыт, не хочет спать, заниматься сексом, будет чувствовать комфорт, стабильность, безопасность, статусность, на него будут обращать внимание, общаться с ним и т.п. Все его потребности будут удовлетворены. Разве будет такой человек счастлив? Чем его состояние отличается от состояния удовлетворённого животного? Если бы человек не считал себя причастным к Роду Человеческому, если бы он не был создан по образу и подобию Бога, тогда ответ на последний вопрос был бы «ничем». Печальные примеры самоубийств богатых людей, полностью удовлетворивших свои физиологические и социальные потребности, показывают, что счастье всё же чем-то отличается от удовлетворения.

Можно предположить, что счастье напрямую зависит от качества жизни человека, которое зависит от взглядов человека на то, какую жизнь можно считать достойно прожитой. «Меня, скорее всего, интересует не в чём смысл жизни, а как прожить свою жизнь правильно», — сказал Борис Гребенщиков в одном из выпусков программы «Аэростат». С этой точки зрения, счастье можно определить через желание: счастье — это желание желать именно то, чего желаешь, и именно так, как желаешь.

Сейчас я хочу снова порцитировать БГ, [текст в квадратных скобках — мои комментарии]. «Если посмотреть на Бытие с точки зрения самого бытия, то становится непонятно, зачем» живым существам совершенствоваться <...> Идея того, что живые существа непрерывно поднимаются по эволюционной лестнице [на пути к счастью] — нечто вроде морковки, закреплённой на палке перед нашим носом. Морковке, побуждающей нас вести себя «хорошо». [Полагаю, что в данном случае морковка — это иллюзия того, что удовлетворённость эквивалентна счастью: технический прогресс сделал нашу жизнь комфортнее, нам стало гораздо легче удовлетворять свои потребности, но мы ни на йоту не приблизились к счастью. Скорее, наши потребности стали лишь более сложными и, в некоторой степени, извращёнными]. <...> Мы все торопимся к «завтра», к новой [лучшей] жизни, ищем спасение, просветление, Царствие Небесное. Хотя все мудрецы, все святые не устают повторять уже много тысяч лет, что мы уже на месте, уже в Эдеме, Царство Божие уже внутри нас, и нам нужно не ждать его наступления, а открыть его в самих себе. В этом и заключается спасение/просветление. <...>

Как и в любви нет смысла, потому что любовь заполняет осмысленностью существование влюблённого [вопрос «зачем ты любишь?» не имеет смысла], так и в жизни нет смысла, потому что истинное переживание жизни заполняет осмысленностью каждую секунду этой жизни».

«Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь» (Флп 4:4)

Надеюсь, этот труд помог тебе, мой Любимый читатель, что-то понять о себе и о мире, окружающем тебя. Напиши мне, если тебе понравилось, если у тебя возникли вопросы или ты просто хочешь поговорить :) Ещё увидимся!

Твой Морфеус.

-7

Список источников

  1. Матрица и философия: добро пожаловать в пустыню реальности / Уильям Ирвин; пер. с англ. Д. Постновой. - Москва: Издательство АСТ, 2022. Глава 12 (и чуточку 11)
  2. Библия в издательстве Российского Библейского общества
  3. Аэростат: О смысле жизни (фрагменты выпуска). Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=PA51-uNf4fU
  4. Труды многих авторов, которые я прочитал за свою жизнь, и знания которых я бессознательно использую

#матрица #Кант #христианство #философия

Личный сайт Инстаграм