Найти тему

Боевые столкновения флотов в феврале 1940 года.

Вспомним боевые столкновения флотов в феврале 1940 года. На суше усиленные подкреплениями советские войска 1 февраля начали артподготовку перед штурмом укреплений "линии Маннергейма", штурм начинается 11 февраля и 15 февраля линия укреплений проврана, Советские войска наступают в сторону Выборга на фронте между рекой Вуоксой и Выборгским заливом. 16 февраля происходит "инцидент с Альтмарком", что приводит началу подготовки к вторжению Германии в Норвегию. также 24.02.1940 года утверждён план "Гельб" (Fall Gelb) по наступлению на Францию, Бельгию и Нидерланды. Но вернёмся к боестолкновения флотов.

05.02.1940. Потопление подводной лодки U-41

Германская подводная лодка U-41 (тип IXA) обнаружила и атаковала конвой OB 84, следовавший в Кельтском море южнее Ирландии и сопровождаемый только Британским эсминцем HMS Antelope (тип A). Торпеды подводной лодки попали в грузовые суда Ceronia (8096 тонн, Голландия) и Beaverburn (9874 тонн, Британия). Эсминец начал охоту за подводной лодкой, обнаружил её и атаковал глубинными бомбами. Подводная лодка затонула со всем экипажем. Грузовое судно Beaverburn затонуло от полученных повреждений, погиб один член экипажа, остальные 76 человек была подняты на борт грузового судна Narranganset (США).

Маркировка OB обозначала конвои следовавшие из Ливерпуля в Атлантический океан с последующим свободным следованием судов. Маркировка действовала с 07.09.1939 по 21.07.1941, за этот период проведено 345 конвоев.

12.02.1940 потопление подводной лодки U-33

Британский тральщик HMS Gleaner (тип Halcyon) 12 февраля обнаружил в заливе Ферт-оф-Клайд Ирландского моря у берегов Шотландии Германскую подводную лодку U-33 (тип VIIA), направленную туда с приказом поставить мины. После нескольких часов атак глубинными бомбами, повреждённая подводная лодка поднялась на поверхность и экипаж покинул лодку, после чего лодка затонула. Спаслись 17 членов экипажа лодки из 42.

Самым главным в потоплении U-33 было то, что перед оставление лодки трём членам экипажам были вручены роторы от используемой Кригсмарине шифровальной машины Энигма, для затопления их в море. Но это не было сделано и в руках Британских специалистов оказались ранее неизвестные роторы VI и VII.

Энигма начиналась в 1924 как коммерческая 3-х роторная шифровальная машина с набором из 3 роторов, а в 1939 году Кригсмарине использовали 3-х роторную Энигму М3 с набором из 8 роторов, порядок установки которых в машину определялся приказами шифровальной службы.

16.02.1940 Инцидент с Altmark

Altmark в Йёссинг-фьорде
Altmark в Йёссинг-фьорде

Сопровождавший закончившийся в декабре битвой у Ла-Платы рейд тяжёлого крейсер Admiral Graf Spee танкер Altmark 14 февраля пришёл в территориальные воды Норвегии с 299 пленными членами экипажей потопленных Admiral Graf Spee грузовых судов в трюмах. Офицеры Норвежского флота три раза производили досмотр судна (с торпедных катеров HNoMS Trygg, HNoMS Snøgg и эсминца HNoMS Garm (тип Draug)), но не находили ничего подозрительного и пропускали танкер дальше. После последнего досмотра Altmark направился на юг в сопровождении торпедных катеров HNoMS Skarv и HNoMS Kjell и сторожевого катера HNoMS Firern. В тот же день Altmark был обнаружен британскими патрульными самолётам Hudson.

Из Британской ВМБ Росайт выходит отряд кораблей c задачей перехвата любых германских грузовых судов у берегов Норвегии в составе:

  • HMS Arethusa (тип Arethusa) (флагман),
  • HMS Cossack (тип Tribal),
  • HMS Nubian (тип Tribal),
  • HMS Sikh (тип Tribal),
  • HMS Intrepid (тип I)
  • HMS Ivanhoe (тип I)

В 14:24 16 февраля HMS Arethusa обнаруживает Altmark в норвежских территориальных водах, идущий в сопровождении норвежских катеров и отправляет на перехват эсминцы HMS Intrepid и HMS Ivanhoe. Но Норвежские корабли не позволяют эсминцам приблизится к танкеру, наведя на них орудия и торпедные аппараты. Altmark заходит в Йёссинг-фьорд (Jøssingfjord) на юго-западной оконечности Норвегии. HMS Cossack заходит во фьорд следом за ним, но норвежские корабли не позволяют приблизится к танкеру и ему, что заставляет командира эсминца в 16:16 запросить инструкций у Адмиралтейства. В 17:57 получена информация от командира норвежского отряда, что Altmark был досмотрен 15 февраля в Бергене, что судно не вооружёно и британских пленных на нём нет. HMS Cossack вынужден выйти из фьорда за границу территориальных вод Норвегии и повторно запросить инструкции у Адмиралтейства.

Аэрофотосъёмка Altmark в Йёссинг-фьорде перед инцидентом.
Аэрофотосъёмка Altmark в Йёссинг-фьорде перед инцидентом.

Примерно в 20:00 у Йёссинг-фьорда вне норвежских территориальных вод обнаружено германское грузовое судно Baldur и эсминец HMS Ivanhoe отправлен на перехват. Поняв, что они обнаружены экипаж грузового судна покидает и топит его. Экипаж был поднят на борт эсминца.

От Первого Лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля пришло указание, что в случае если норвежские корабли откажутся отконвоировать Altmark в Берген для совместно Британско-Норвежского досмотра, то HMS Cossack должен захватить Altmark и освободить пленных, огонь по норвежским кораблям открывать только ответный.

В соответствии с приказом в 21:00 HMS Cossack снова заходит во фьорд и в 22:20 16 февраля при безучастном наблюдении норвежских кораблей, поднявшим лишь флажный сигнал протеста, подошёл к Altmark и высадил абордажную партию и 3 офицеров и 30 матросов. При этом германский танкер протаранил британский эсминец кормой под углом около 30° на уровне мостика и потащил эсминец к скалистой стене фьорда, но наросшая масса льда не позволила эсминцу разбиться о скалистый берег. Мощные двигатели эсминца позволили выскочить из ловушки, а давивший на эсминец Altmark врезался кормой в лёд и скалы. В результате короткой схватки 7 германских моряков было убито и 11 ранено, остальные сдались. Открыли трюмы и моряки HMS Cossack спросили "Здесь есть Англичане?", ответом было "Да, мы все Британцы", и была произнесена ставшая известной фраза - "Флот здесь!" ( the Navy's here!), вызвавшая овации в трюмах.

HMS Cossak 17.02.1940 в порту Лит (Leith), Эдинбург с освобождёнными моряками.
HMS Cossak 17.02.1940 в порту Лит (Leith), Эдинбург с освобождёнными моряками.

Освобождённых перевели на HMS Cossack, который покинув после полуночи Йёссинг-фьорд 17 февраля прибыл в порт Лит (Leith) города Эдинбург, Шотландия. После чего эсминец поставили в док, для оценки повреждений. Altmark вскоре прибыл в Германию и встал на ремонт.

Германия заявила ноту протеста Норвегии, Норвегия выдвинула ноту протеста Великобритании, но в итоге никакого дипломатического эффекта не последовало, а 19 февраля Вермахт начал разрабатывать операцию по захвату Норвегии.

18.02.1940 Потопление эсминца HMS Daring

18 февраля при сопровождении конвоя HN12 британский эсминец HMS Daring (тип D) был обнаружен и атакован германской подводной лодкой U-23 (тип IIB) у берегов Шотландии. Торпеда попала в корму эсминца и оторвала ей, в связи с чем HMS Daring очень быстро перевернулся и затонул. Погибло 157 человек членов экипажа. 5 членов экипажа эсминца подняла на борт британская подводная лодка HMS Thistle (тип T), находившаяся рядом.

Маркировка HN обозначала конвои следовавшие из Бергена, Норвегия в Метил (Methil), Шотландия. Маркировка действовала с октября 1939 по апрель 1940, за этот период проведено 28 конвоев.

22.02.1940 Германская операция "Викинг"

19 февраля 1940 года Кригсмарине приняли решение основательно помешать деятельности британских рыболовных траулеров в районе Доггер-банки . Поскольку воздушная разведка силами Люфтваффе сообщила о присутствии подводных лодок, то было принято решение произвести поиск и перехват силами 1-й флотилии эсминцев совместно с Люфтваффе, обеспечивавшими воздушное прикрытие и воздушную поддержку. На эсминцы планировали погрузить призовые команды для захвата части Британских траулеров.

1-я флотилия эсминцев вышла из базы в следующем составе:

  • Z-16 Friedrich Eckoldt (тип 1934A) (флагман),
  • Z-4 Richard Beitzen (тип 1934),
  • Z-13 Erich Koellner (тип 1934A),
  • Z-6 Theodor Riedel (тип 1934А),
  • Z-3 Max Schultz (тип 1934)
  • Z-1 Leberecht Maass (тип 1934).

Пройдя германское защитное минные заграждения флотилия шла северо-западным курсом в строю кильватера, без истребительного сопровождения. В 16:00 взлетела 4 эскадрилья 26 бомбардировочного полка (4 Staffel 26 Kampfgeshwader) и направилась в район Доггер-банки.

Один из He-111 заметил внизу корабли и дважды пролетел над флотилией, не показывая своих позывных, на флотилии самолёт приняли за британского разведчика и обстреляли его, в ответ бомбардировщик сбросил серию из 4 250-кг бомб, 1 из которых попала в Z-1 Leberecht Maass. Бомбардировщик развернулся и сбросил ещё одну серию из 4 250-кг бомб, 2 из которых попали в середину корпуса Z-1 Leberecht Maass, разломив эсминец пополам. Флотилия приступила к спасению выживших членов экипажа. Направляясь на помощь эсминец Z-3 Max Schultz подорвался на мине недавно выставленного Британского минного заграждения и моментально утонул со всем экипажем. Подняв на борт 60 выживших из 340 членов экипажа Z-1 Leberecht Maass флотилия развернулась и направилась обратно в базу.

Этот случай в очередной раз показал насколько плохо налажена связь между Люфтваффе и Кригсмарине и проблемы от отсутствия собственной морской авиации у Кригсмарине.

23.02.1940 Потопление подводной лодки U-53

Поздним вечером 23 февраля германская подводная лодка U-53 (тип VIIB) шедшая в надводном положении между Фарерскими и оркнейскими островами была обнаружена британским эсминцем HMS Gurkha (тип Tribal). Эсминец сблизился и открыл огонь из орудия, одновременно идя курсом на таран лодки. U-53 срочно погрузилась избегая таранного удара и тут же была атакована глубинными бомбами, повреждения сразу оказались фатальными и подводная лодка затонула со всем экипажем.

24.02.1940 Инцидент у Доггер-банки

Германский тральщик M-1 (типа M1935) ранним утром 24 февраля у Доггер-банки потопил таранными ударами 4 Датских рыболовецких траулера Ejjam, Gerlis, Merkator, и Polaris и ушёл не оказывая помощи выжившим, все 16 Датских рыбаков из города Э́сбьерг (дат. Esbjerg) погибли. Командир тральщика капитан-лейтенант Ганс Бартельс (Kapitänleutnant Hans Bartels) оправдывал перед руководством свои действия военной необходимостью, а именно тем, что с этих кораблей наблюдали за германскими кораблями в море и передавали кодированные сообщения Британском флоту.

Информации подтверждающей или опровергающей ведение наблюдения не нашёл.

25.02.1940 Потопление подводной лодки U-63

Германская подводная лодка U-63 (тип IIC) была обнаружена Британской подводной лодкой HMS Narwhal (тип Grampus) восточнее Оркнейских островов. HMS Narwhal выпустила торпеды, которые были замечены с U-63, после чего германская лодка погрузилась. Через некоторое время подошли вызванные на помощь британские эсминцы HMS Inglefield (тип I), HMS Imogen (тип I) и HMS Escort (тип E). Местоположение U-63 было установлено и начались атаки глубинными бомбами. подводная лодка всплыла и экипаж покинул её, а лодка затонула. погиб 1 из 24 членов экипажа. Выжившие были подняты на борт эсминцев.

Война против судоходства

Германия

Германская подводная лодка U-9 (тип IIB) - 11 февраля потопила 1 грузовое судно у берегов Норвегии.

Германская подводная лодка U-10 (тип IIB) - 17 февраля потопила 1 грузовое судно у берегов Голландии, 18 февраля потопила 1 грузовое судно у берегов Голландии

Германская подводная лодка U-13 (тип IIB) - 1 февраля потопила 1 грузовое судно в Северном море.

Германская подводная лодка U-14 (тип IIB) - 15 февраля потопила 2 грузовых судна в заливе Морей Ферт (Moray Firth), Шотландия, 16 февраля потопила 2 грузовых судна у берегов Шотландии.

Германская подводная лодка U-20 (тип IIB) - 29 февраля потопила 1 грузовое судно около города Ярмут, Англия.

Германская подводная лодка U-23 (тип IIB) - 19 февраля потопила 1 грузовое судно в заливе Морей Ферт (Moray Firth), Шотландия, 22 февраля потопила 1 грузовое судно у Оркнейских островов, днём ранее повреждённое U-57.

Германская подводная лодка U-25 (тип IA) - 3 февраля потопила 1 грузовое судно у берегов Португалии, 13 февраля потопила 1 грузовое судно у берегов Норвегии.

Германская подводная лодка U-26 (тип IA) - 12 февраля потопила 1 грузовое судно юго-западнее Ирландии, 14 февраля потопила 1 грузовое судно западнее Ирландии, 15 февраля потопила 1 грузовое судно западнее Ирландии.

Германская подводная лодка U-37 (тип IXA) - 4 февраля потопила 2 грузовых судна у Шетландских островов, 10 февраля потопила 1 грузовое судно юго-западнее Ирландии, 11 февраля расстреляла и потопила 1 траулер в Кельтском море, 15 февраля потопила 1 грузовое судно в Кельтском море, 17 февраля потопила 1 грузовое судно северо-западнее Испании, 18 февраля потопила 2 грузовых судна северо-западнее мыса Финистерре, Испания

Германская подводная лодка U-48 (тип VIIB) - 10 февраля потопила 1 грузовое судно в Кельтском море, 14 февраля потопила 1 грузовое судно в Кельтском море, 15 февраля потопила 1 танкер в Бискайском заливе, 17 февраля потопила 1 грузовое судно в Кельтском море.

Германская подводная лодка U-50 (тип VIIB) - 11 февраля потопила 1 грузовое судно восточнее Шетландских островов, 15 февраля потопила 1 грузовое судно у Гебридских островов, 21 февраля потопила 1 грузовое судно у мыса Финистерре, Испания, 22 февраля потопила 1 грузовое судно у мыса Финистерре, Испания.

Германская подводная лодка U-53 (тип VIIB) - 11 февраля потопила 1 танкер и 1 грузовое судно у Гебридских островов, 12 февраля потопила 1 грузовое судно северо-западнее Ирландии, 13 февраля потопила 1 грузовое судно северо-западнее Ирландии, 14 февраля потопила 1 грузовое судно северо-западнее Ирландии, 18 февраля потопила 1 грузовое судно в 8 милях северо-западнее Испании.

Германская подводная лодка U-57 - (тип IIC) - 14 февраля потопила 1 танкер у Шетландских островов, 21 февраля повредила 1 грузовое судно у Оркнейских островов.

Германская подводная лодка U-58 (тип IIC) - 3 февраля потопила 1 каботажное судно у Оркнейских островов.

Германская подводная лодка U-59 (тип IIC) - 1 февраля потопила 1 каботажное судно в Северном море, 2 февраля потопила 2 грузовых судна в Северном море около города Ярмут.

Германская подводная лодка U-61 (тип IIC) - 18 февраля потопила 2 грузовых судна восточнее Шетландских островов.

Германская подводная лодка U-63 (тип IIC) - 24 февраля потопила 1 грузовое судно у Оркнейских островов.

Бомбардировщики 10 авиакорпуса Люфтваффе потопили Британский тральщик HMS Sphinx (тип Halcyon), HMT Robert Bowen (тип Castle), HMT Fort Royal, 1 грузовое судно и 2 траулера в Северном море.

Союзники

Британский тяжёлый крейсер HMS Dorsetshire (тип Norfolk) 13 февраля перехватил 1 германское грузовое судно около Рио-де-Жанейро, Бразилия. Экипаж покинул и затопил своё судно и был поднят на борт крейсера.

Британский лёгкий крейсер HMS Manchester (тип Gloucester) вместе с эсминцами HMS Kimberley (тип K) и HMS Kandahar (тип K) 21 февраля перехватил 1 германское грузовое судно юго-восточнее Исландии. HMS Kimberley высадил призовую команду и захватил судно.

Советский Союз

Бомбардировщики потопили 1 грузовое судно у Аладанских островов, потопили 3 грузовых судна в Ботническом заливе у города Пори, Финляндия.

Мины

На минах подорвались и затонули 2 танкера, 8 грузовых судов, 3 траулера.

Таковы были найденные мной боестолкновения флотов в феврале 1940 года.