Найти тему
TheGoodStranger

Лучшие фильмы всех времён - часть 103 - Двадцать девять тысяч пятьсот пятьдесят один

Оглавление

Именно столько слов в трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет", которую я читал, но уж давно и, признаться, мельком. И да, здравствуйте, это снова разбор списОчка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound", и нет, сегодня на рассмотрении не экранизация Шекспира.

149 место

"Быть или не быть"/"To Be or Not to Be"(1942)

Рейтинг КП - 7,8; Кол-во оценок - 2 183;

Рейтинг IMDb - 8,2; Кол-во оценок - 36 267;

Режиссёр - Эрнст Любич.

Действие происходит в Польше до и во время немецкой оккупации. В одном театре Варшавы работают муж и жена - Йосиф и Мария Тура. Ставят антинацистскую пьесу, но ее запрещают, и приходится играть «Гамлета». Чрезвычайно тщеславный и ранимый Йосиф Тура играет самого принца датского, один из зрителей, молодой и красивый летчик, встает и уходит из зала в самый ответственный для артиста момент, когда произносится знаменитый монолог «Быть или не быть». Откуда знать актеру, что именно эти слова были для офицера паролем, указывающим, что можно идти в гримерную красавицы Марии Тура...

Без спойлеров

Заместо экранизации Шекспира это какая-то вообще малосвязанная с Шекспиром вещь про сопротивленцев нацистской оккупации Польши в начале Второй мировой войны. Шекспира тут ставят в театре, а Гамлета играет один из ведущих героев, но мне как-то сложно разглядеть, есть ли тут какая параллель между историей о датском принце и сюжетом самого фильма.

Снял ленту режиссёр немецкого происхождения Эрнст Любич, который чуть ранее, в 1940, снял "Магазинчик за углом", кино, о котором я почти год рассказывал из этого же списка. Тот фильм мне зашёл, и потому от этого я ждал, что он будет ну хотя бы удобоваримый.

И мои скромные надежды оправдались. "Быть или не быть" мне понравился меньше "Магазинчика" по причине какой-то ну что ли суетности. Слишком всё в нём таковое: и герои суетятся, и сюжет суетный, и отдельные события. Это не так плохо, разумеется, ведь это ж комедия - для комедии, пожалуй, сгодится, и очень даже. Но это всё просто немного не моё.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но зато как комедия это определённо недурно. Есть пара моментов, когда краем губ вы да улыбнётесь.

- О, дорогая, я утром был не прав. Мне стало так скверно на душе, что я пошёл к Добашу и попросил, чтоб он на афише первым поставил твоё имя.
- Мой дорогой, это так мило, хотя мне это безразлично...
-Добаш так и сказал, и мы оставили всё как было.
-*возмущённый возглас*

Со спойлерами

Я не совсем понял, когда герои в конце зашли переодетыми в театр, где был фюрер, это они зачем туда пошли? Чуть позже герои говорят, что это отвлекло немцев от взрыва вокзала, но до этой операции ни о чём таком они вроде не говорили. Странно. Ну, быть может, я что-то прослушал. Или нет.

Вообще задумка у ленты была хорошая, но вот вспоминая сюжет и ощущения от него... ну, так себе как-то. Возможно, стоило выкрутить градус абсурда посильнее. А так герои просто бегают отсюда сюда, пару раз ведут экспрессивные и ничуть не палевные разговоры с немецкими офицерами и... всё. Не знаю, ну не хватило чего-то. Да, я сказал, что как комедия это недурно, потому как то, что есть, хорошо. Возможно, юмора было не так уж много, а драмы тут вовсе мало. Хотя казалось бы, такая тема. Ну да это можно объяснить тем, что создание ленты происходило больше на ранних этапах войны, когда о всех ужасах знали далеко не все.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Послесловие

Несмотря на тематику, назвать "Быть или не быть" антивоенным фильмом нельзя, потому что драматическую составляющую происходящего здесь показывают ну прям очень редко. А вот как комедия это вполне сгодится. Лично мне кино, увы, особо не зашло, однако могу признать, что как вариант для вечернего просмотра какой-нибудь приличной комедии на тему шпионажа эта картина очень даже ничего такая.

#кино #фильмы #топфильмов #списокфильмов #фильмыпровойну #втораямировая #военныефильмы #комедия #фильмыкомедии #классикакино