Конвенция от 4 июля 1910 года.
Изучая публичную конвенцию от 4 июля 1910 года, мы находим, по сравнению с аналогичным договором 1907 года большое количество дополнений.
Дополнение из статьи I:
В целях облегчения коммуникаций и развития торговли между странами две Высокие Договаривающиеся Стороны взаимно обязуются оказывать друг другу дружественное сотрудничество в целях совершенствования своих соответствующих железнодорожных линий в Маньчжурии, и к совершенствованию соединительной службы указанных железных дорог, и воздерживаться от любой конкуренции, неблагоприятной для достижения этого результата.
Сразу становится ясно, что то, что Япония и Россия сделали в соответствии со Статьей этой публичной Конвенции 1910 года, заключалось в том, чтобы перенести в публичный договор обязательство, уже принятое существующей секретной конвенцией. Обобщая суть, секретное обязательство между двумя сторонами теперь стало, кроме того, публичным уведомлением третьих сторон, интересы коих могут быть затронуты.
На данный момент мы оставляем этот момент с вопросом:
Почему Россия и Япония решили перевести это положение из секретного в публичный договор? Что произошло, чтобы заставить их поверить, что теперь необходимо совместное публичное уведомление об их намерениях?
Обращаясь теперь к отсутствию в публичном договоре 1910 года положения, содержащегося в соответствующем договоре 1907 года, мы находим, исключение любой ссылки на "независимость и территориальную целостность Китайской империи и принцип равных возможностей". Это было оплошностью или совершено намеренно?
Изменение формулировки заключается в следующем: В заключительном пункте статьи II конвенции 1907 года стороны " обязуются поддерживать и защищать сохранение статус-кво и уважение этого принципа всеми доступными для них средствами. В противовес этому ссылка на статус-кво в статье III соглашения 1910 года гласит::
В случае, если должно произойти какое-либо событие такого характера, которое угрожает вышеупомянутому статусу-кво, две Высочайшие Договаривающиеся Стороны в каждом случае вступят в сотрудничестве друг с другом с целью согласования мер, которые они могут посчитать необходимыми для поддержания указанного статус-кво. Помня, что это был публичный договор и действовал как уведомление правительств других держав, мы можем видеть, что Россия и Япония здесь уведомили о том, что, хотя ранее они заключили контракт на поддержание и защиту статус-кво всеми мирными средствами, теперь они согласны поддерживать и защищать его любыми мерами, которые они сочтут необходимыми, после совместных консультаций, предпринять. Это изменение имеет очевидное значение. Хотя на первый взгляд это все еще консультативный пакт, он тесно граничит с оборонительным союзом.
И статьей III :
Каждая Сторона обязуется никоим образом не препятствовать консолидации и развитию особых интересов другой Стороны в рамках вышеуказанных сфер.
Вспоминая, тот факт, что в соглашении 1907 года отмечалось "естественное притяжение интересов и политической и экономической деятельности в Маньчжурии", статья IV договора 1910 года еще более интересна в своем первоначальном обязательстве.:
Каждая из двух Высоких Договаривающихся Сторон обязуется воздерживаться от любой политической деятельности в сфере особых интересов другой в Маньчжурии.
После завершения договоров от 4 июля 1910 года с быстротой, которая не оставляет места для сомнений, Япония приступила к аннексии Кореи. Определенные предварительные шаги уже были предприняты. В соответствии с конвенцией, подписанной 12 июля 1909 года виконтом Соне, генералом-резидентом Японии, и премьер-министром Кореи, управление корейскими судами и тюрьмами было передано под прямой контроль японского правительства 3. После выхода на пенсию Соне, члена гражданской бюрократии, 30 мая 1910 года генерал Тераути, японский военный министр, был назначен генералом-резидентом, в то же время сохранив свой портфель военного министра.
События после этого развивались стремительно. 22 июня, за два дня до того, как завершенные проекты договоров от 4 июля 1910 года были представлены на рассмотрение британского и французского правительств, был опубликован Императорский указ о создании Имперского колониального совета с премьер-министром Кацурой в качестве президента, в подчинении которого находилась администрация Формозы, Сахалина, Арендованной территории и Кореи, в тот же день, когда проекты договоров были показаны британскому и французскому правительствам, в Сеуле была заключена конвенция между представителями нового генерального резидента и премьер-министром Кореи, предусматривающая, что контроль над корейской полицией будет передан в руки Японии" до тех пор, пока силы не будут считаться в полном и удовлетворительном состоянии. К 28 июня 17 000 японских и 2000 корейских полицейских, служащих в Корее, были переданы под контроль Генерала-резидента, то есть в руки чиновника, который одновременно занимал должность военного министра Японии. 16 июля виконт Тераути выехал из Токио в Корею после того, как был принят на прощальной аудиенции японским императором 12-го числа. 18-го числа наследный принц Кореи покинул Токио в "летнюю поездку по провинциям" в сопровождении принца Ито и доктора Аваи. Тераути прибыл в Сеул 24-го, и на следующий день был принят на аудиенции императором и императрицей Кореи. Она показала им достойный выход. Это должна была быть просьба императора Кореи к императору Японии об аннексии Кореи.
22 августа в Токио в присутствии императора Японии состоялось внеочередное заседание Тайного совета и Кабинета министров с целью направления ответа на просьбу Кореи об аннексии. Договор был подписан до того, как заседание было закрыто. Таким образом, Корея как независимое государство вошла в историю. Линия, которую Россия и Япония провели 5 сентября 1905 года, теперь стала постоянной. Что касается этой части территории Восточной Азии, то Япония теперь дала своей концепции "особых интересов" ее окончательную интерпретацию.
#российская империя #япония #русско-японская война #интересная история #интересный факт #наука и жизнь