Найти в Дзене
Almaku&Серёга

Впервые в Турцию, где всё включено. Сиде. Октябрь 2021.

Отчётов про Турцию полно везде. Не думаю, что много нового в своём отчёте изложу для туристов. А уж тем более о первом визите, который выполнен в формате "от турагента" и "ультра всё включено".
Может только полезная информация будет по современным требованиям к тем, кто вылетает в Турцию или прилетает в Россию. Куча QR-кодов в каждый смартфон и масса рубежей контроля. Таковы реалии современного отдыха не только в Турции.
Период отдыха краток - 6 дней и 5 ночей. Большего мы выделить в свой законный отпуск не смогли. Отсюда и родился заказ одному из турагентов - дайте-ка нам тур на двоих в период с 18 по 23 октября с вылетом из Екатеринбурга, проживанием в 5*, питанием UA и стоимостью до 65 тыс.руб. Закинул удочку сразу двум агентам с хорошей репутацией. Реакция одного была моментальной - Таких цен уже нет! Второй был более корректен: давайте подкорректируем входные параметры и попробуем определить какова будет реальная стоимость. Хорошо, поищем, поднимем ценовую планку. но больше 80 ты

Отчётов про Турцию полно везде. Не думаю, что много нового в своём отчёте изложу для туристов. А уж тем более о первом визите, который выполнен в формате "от турагента" и "ультра всё включено".
Может только полезная информация будет по современным требованиям к тем, кто вылетает в Турцию или прилетает в Россию. Куча QR-кодов в каждый смартфон и масса рубежей контроля. Таковы реалии современного отдыха не только в Турции.
Период отдыха краток - 6 дней и 5 ночей. Большего мы выделить в свой законный отпуск не смогли. Отсюда и родился заказ одному из турагентов - дайте-ка нам тур на двоих в период с 18 по 23 октября
с вылетом из Екатеринбурга, проживанием в 5*, питанием UA и стоимостью до 65 тыс.руб.

Закинул удочку сразу двум агентам с хорошей репутацией. Реакция одного была моментальной - Таких цен уже нет! Второй был более корректен: давайте подкорректируем входные параметры и попробуем определить какова будет реальная стоимость. Хорошо, поищем, поднимем ценовую планку. но больше 80 тыс.руб. отдать за такой отдых мы не захотели. Только такая сумма могла быть выделена из выручки от удачной продажи своего старого автомобиля. Сумму отпускных планировалось потратить уже на месте. После непродолжительного диалога и определения параметров наших запросов, поступило 3 предложения: Кемер, Сиде и Анталья.
Победил Сиде. Стоимость - 77 400 руб. за 5 ночей. В пакете: перелёт чартером Екатеринбург-Анталия-Екатеринбург, трансфер до отеля и обратно в аэропорт, размещение в отеле 5* 2-х номере "стандарт" с питанием "ультра олл инклюзив". И сроки хорошие: вылет в ночь с 17 на 18-е с прилётом в Анталию в 5 часов утра; а обратный вылет вечером 23-го и прилетаем ночью. Очень выгодно - день заезда полностью в Турции и день вылета до обеда тоже можем чем-нибудь занять. Но это - в планах.

Сомнения конечно меня грызут... Чего полезного от такого отчёта будет? Может хоть фотки кому понравятся? Когда-нибудь всё равно мы вирус победим и сможем наверно в Турцию съездить на авто. В нашей ситуации пока только "турный" вариант. Нам хотелось понять: что туристам нравится в таком отдыхе - когда покупаешь готовый тур с хорошим пакетом и летишь к морю, где все туристы говорят по-русски, а многие уже летают туда, как на дачу? Впервые доверили планирование своего отдыха турагенту. И впервые - Турция. Вообще нисколько для нас не привлекательная.
Два слова про выбор курорта.
Сиде - античный город с древней историей и действующими раскопками. Отель Arnor De Lux Hotel & Spa - новодел, возраст его не больше года. Расположен он рядом с географическим центром города Сиде и совсем не далеко от исторического центра. Можно своими ножками дойти до развалин эпохи римского рассвета II-III в. и устроить самим себе экскурсии. Пляж от отеля недалеко - порядка 800 метров по прямой. Но никто пешком не ходит - тропинки не благоустроенные и могут попасться на пути бездомные собаки. Поэтому все пользуются отельными автобусами-челноками, которые курсируют каждые 15 минут и проблем с доставкой на пляж нет. (Подробнее об отеле - ниже)
Эти факторы и повлияли на выбор именно этого города и этого отеля.
А так, если по большому счёту, отелей куча, городов тоже. Отзывы о каждом отеле прям валят со всех сайтов и получить объективную информацию очень сложно. Анталия нам, например, не очень подходила по принципу многолюдности и шумности. Движуха нас не привлекала. Мы тянулись к спокойному размеренному отдыху. Мармарис и Фетхие - Эгейское море, поэтому обещали там на пару градусов прохладнее в воде. Кемер - удобно и горы, но там без экскурсий скучно. Ну много ещё мыслей и мнений было при выборе. Когда анализировать надоело, просто доверился мнению турагента и сделал свой выбор.

Интересно конечно общаться с турагентом. Всё общение - по ватсапу или телефону, документы - по электронке, оплата - безналом. Если бы не рекомендации от близких друзей, я бы не стал доверять свои персональные данные и свои деньги незнакомцу. Для начала - договор и предоплата. Потом - оговаривается срок и сумма первоначального платежа по выкупу тура у оператора. В нашем случае оператором выступал "Пегас Туристик". За 6 дней до вылета - оплата остатков стоимости и получение комплекта документов. В почту мне пришло: турваучер, листы бронирования авиабилетов, ваучер брони отеля, страховка, памятка туристу.
Куда и что применять я толком не знал, но догадывался.
Понятно, что
бронь билетов нужна при подготовке к вылету, с номером рейса, датой и временем перелёта. И тут сразу нюанс - время вылета необходимо уточнять за сутки у турагента. Эта обязанность туриста закреплена договором, поэтому я обязан позвонить и уточнить. В нашем случае вылет сдвинулся на 1,5 часа позже - не критично и даже лучше, ближе к завтраку. В случае семейной пары из Екатеринбурга, которая прибыла сутками позже в наш отель, сдвиг получился гораздо больше. Вместо утра они прилетели поздно вечером, а это практически целый день пропал! Такой беспредел туроператоров пока существует. И мы с ним столкнулись когда вылетали из Турции - время вылета тоже уточняешь за сутки.
Турваучер - оказывается это такая бумажка, которая подтверждает твоё легитимное нахождение в Турции и в отеле. Его надо всегда иметь при себе, чтобы в любых непредвиденных ситуациях можно было сориентироваться и попросить помощи. Нам это сказал отельный ГИД, мы не подвергали сомнениям эти требования и просто положили в карман.
Ваучер-отель - предъявлять при заселении. Там указан номер брони, информация об этой брони. Можно использовать при заполнении анкеты на рецепшн при заселении. Там должен быть указан уровень питания, класс номера, даты проживания и имена туристов.
Страховка - весь толмут распечатывать не обязательно. Мы распечатали два первых листа и сфотографировали на всякий случай. Из этой информации полезной является: номер страховки, страховая компания и номер телефона помощи. Хотя почитать весь пакет страховки перед вылетом полезно. Есть нюансы: например, есть франшиза - действие страховки после оплаты 30 долларов; при выявлении опьянения у туриста страховка может не помочь.
Памятку туристу от Пегаса прочитали, сохранили в смартфоне и на этом посчитали, что практически готовы к путешествию...

Приобретение тура не хлопотно. Даже если впервые приобретаешь тур- агент всегда всё пояснит и разжуёт. Проблемы начинаются дальше...
Сколько надо получить QR-кодов, чтобы отдохнуть в Турции?
Ответ - минимум 3:
1. Сертификат прививки или переболевшего КОВИД.
2. Если нет первого сертификата или привит Спутником Лайт - результат ПЦР не более чем за 72 часа до вылета. Срок действия надо считать внимательно - от момента сдачи теста до момента пересечения границы Турции. Но!!! В сертификате можно увидеть дату и время обработки теста, а не сдачи самого анализа. QR-код с результатом ПЦР проверяют (должны проверять) при посадке в самолёт представители авиакомпании-перевозчика, а это происходит перед вылетом, а никак ни при прохождении паспортного контроля. Поэтому все напряги со сроками тестирования были излишними. Кроме того - их никто не проверял. а стоимость на двоих - 3600 рублей со скидкой от Пегаса в Гемотесте.
3. HES-код. Обязательно. Он нужен при посещении торговых центров, музеев и прочих общественных мест в Турции. Спрашивают его и при передвижении по Турции на общественном транспорте (автобус, самолёт). Заполняется по ссылке на сайте -
ЗДЕСЬ.
4. Регистрация прибывающих в Россию из-за границы. Перед обратным вылетом можно заполнить анкету на госуслугах и получить QR-код. Можно анкету заполнить в самолёте и предъявить её при выходе из самолёта сотруднику роспотребнадзора (такая тётенька в бордовом пальто).

С каждым днём требования меняются и приходится их отслеживать. Можно смотреть каждый день перед вылетом видяшки на Ютуб, где регулярно выставляют информацию об изменениях люди, причастные к туризму. Турагент тоже своевременно информирует о требованиях и изменениях. Наш турагент проверил перед вылетом правильность получения всех QR и дал добро на вылет. Некоторые сертификаты мы распечатали для верности.

Где и что контролируют?
QR-код прививки, переболевшего КОВИД, либо отрицательного ПЦР-теста не спросили нигде. Но, при заполнении анкеты прибывшего из заграницы на госуслугах (заполняется в течении 3 дней после прилёта) и при регистрации прилетающего в Россию перед вылетом из Турции (получение QR-кода на госуслугах), этот сертификат используется. Он автоматом вставляется при нажатии кнопки "Вставить".
HES-код у нас спросили при посещении торгового центра в Манавгате. Там всё строго: маска, измерение температуры, проход через рамку и предъявление QR. Мы показали смартфоны, на них считали код и пропустили на шопинг.
Самое смешное получилось с QR-кодом, который получили на сайте госуслуг при регистрации прибывающих в Россию из-за границы. В самолёте решили не заполнять, а по совету отельного гида заполнили анкету на госуслугах прямо во второй день пребывания в Турции (сроки вроде как не жёсткие). Указали дату, рейс личные данные. Номер места в самолёте указали - 0, т.к. на чартере места раздают только на регистрации в аэропорту. Получили код и сохранили в смартфоне. В самолёте всем предложили заполнить аналогичную анкету в бумажном варианте, если не получили код, как мы. Как проверяют? На выходе из самолёта стояли две сотрудницы Роспотребнадзора. Одна снимала процесс контроля на видео. Другая собирала бумажные анкеты у пассажиров, не проверяя полноту и правильность заполнения. Просто в пачку их сложила. У остальных спрашивали: " У Вас есть QR-код?". Показываешь смартфон и тебя просто пропускают, без попытки сканировать его чем-то. Ну то есть - формализм полнейший.
На самом деле пренебрегать всеми этими мерами контроля не стоит. Можно попасть на штраф или потерять время напрасно. А то, что не везде тщательно делают проверки - это лишь верхушка айсберга. Ведь вся информация о всех организованных туристах дублируется не по разу в разных информационных ресурсах. Сидишь так в отеле и думаешь, что до тебя никому нет дела. А о тебе все везде знают: в таможне, в Роспотебнадзоре, в ассоциации турагентов, в службе безопасности отеля, в полиции и пр. Незамеченным прошмыгнуть не получится.

Контроль соблюдения безопасности от КОВИД в Турции таков:
Практически везде в общественных местах носят маски. Обязательно - в магазинах, автобусах, отелях. В наших автобусах, которые курсировали до пляжа и обратно, строго следили за масочным режимом. Автобус не трогался с места пока все не наденут маски. Коробочка с чистыми масками всегда на входе в автобус есть. В ресторан отеля тоже строго только в маске, постоянно на входе стоял человек, контролирующий входящих. Маски и антисептик на входе в столовую - всегда. Во всех магазинах есть антисептик и почти везде - измеритель температуры. Даже на пляже весь персонал был в масках. Отдыхающие конечно на пляже отдыхали от этого атрибута.
В ресторане принцип шведского стола, но сотрудники сами накладывают то, что попросишь. Не правда то, что работники ресторана жалеют еду и меньше накладывают, чем ты хочешь. Сколько попросишь - столько и положат в тарелку. Другой вопрос, что некоторые просят с горкой три тарелки. Можно самому накладывать еду, если надел перчатку, которых в достатке предлагается на входе.
В первый день нашего пребывания напитки разносили официанты по желанию туристов. Только сел за стол - официант уже подбежал и спросил что попить принести. Потом самостоятельно можно было кофе и чай наливать, остальное - в баре по заказу. Никто ничего не кроил, сколько просили, столько и приносили.
Где турки не соблюдают масочный режим?
На базаре/рынке для туристов. На вещевом рынке, в отличие от продуктового, почти никто не соблюдает масочный режим. В частных магазинчиках/бутиках тоже пренебрегают, хотя антисептики есть. На улице, где немноголюдно. Пляж и прибрежные кафе - там почти все без масок даже не смотря на постоянное нахождение там дежурной машины полиции.

Расскажу сначала про Сиде. Город, который истоками своими уходит в VII век до н.э., а может и раньше...

-2

Историю города можно найти в интернете, поэтому я только кратенько, чтобы понять ценность этого места для туристов. Слышал много отзывов о том, что Сиде для российского туриста самый не привлекательный город. Там нет шумных улиц, современных оутлетов, благоустроенных пляжей. Хотя... нет, пляжи есть - даже есть муниципальный благоустроенный пляж, до которого мы просто не дошли. Но там есть аура истории. Атмосфера античности.
Смотрите, какая картина в номере отеля над кроватями -

-3

Я бы её назвал "Античный поцелуй". Это ведь Аполлон и Афина! Именно в честь них построен храм на берегу моря. Часть колоннады уцелела для фотосессий. И туристы любят там фотографироваться.

-4
-5

Прям как по Риму гуляешь. На самом деле эти все уцелевшие и восстановленные постройки относятся как раз ко II-III веку н.э. в римскую эпоху процветания Сиде. В это время там был большой город, в котором торговали рабами, ковали монеты, нежились в термах. В бывших термах размещён сейчас музей Сиде. Мы не сходили в него, а теперь жалею. Ведь самые ценные скульптуры, барельефы и склепы хранятся именно там. А каков был аквидук, поставлявший воду в термы и в город! Его протяжённость более 30 км. Воду брал из реки Манавгат и его перепад очень мал, что удивительно - как удалось обеспечить поток воды самотёком? Сиде - значит на местном до историческом наречии - гранат. Это - символ города. Это название и символ поддержали греки, переселившиеся сюда и принявшие обычаи и язык местного народа. Сохранилось это название и в другие эпохи, когда пришли римляне и прочие завоеватели.
В чём главное отличие от итальянского Рима? В Сиде нет крыс. Потому что город был многократно сожжён до тла. Многочисленные набеги пиратов, затем османские завоеватели... При раскопках находят целые слои пепла, свидетельствующие о больших пожарах. Наверно поэтому, в более поздний период, жители перебрались севернее города, чуть дальше от берега - теперь это современный город Манавгат.
Но историческая бухта, где причаливали когда-то греческие, римские и пиратские корабли, сохранилась. Теперь там манят туристов на морскую прогулку множество именно пиратских корабликов и кораблей.

-6

Из других городов туристов завлекают сюда на экскурсии за 60-70 долларов. Нам повезло и мы смотрели это бесплатно 3 дня из 5!
Не поверите - там даже есть античный театр. Он достаточно хорошо сохранился. Правда части его трибун можно видеть разбросанными по округе. Колонны... везде колонны. Они так отшлифованы, будто высокотехнологичный инструмент использовался. Некоторые похожи на мраморные. Материалы самые разные - камень, туф, мрамор и другие. Сохранились целые участки защитной стены, которая оберегала город с берега. На самом деле их было две - вторая построена была несколько позже и сохранилась меньше. Часть построек даже находят под водой в прибрежной зоне.
Там под ногами ещё много-много ценой архитектуры и истории. Город продолжают раскапывать, почти везде работают археологи. Даже между современными домиками на побережье. Много таких раскопанных стен находятся под стеклом, по которому туристы, как по тротуару ходят. Такое есть в Нижнем Новгороде, где часть исторической раскопанной стены закрыта стеклом.

-7
-8
-9
-10
-11

Про античный город, его историю и архитектуру можно писать много. Всю эту информацию проще получить в интернете или на экскурсии. Если всё изложу здесь, то потом уже не интересно будет ехать туда, никакой интриги не будет. Да и то, что я изложил выше - это лишь моя интерпретация части истории Сиде. У каждого гида своя история.
Старый Сиде - это ещё не весь интерес. Попробую изложить основные точки, чтобы удобно было на месте ориентироваться.
Географическим центром Сиде считается круговая развязка, в центре которой возвышается флаг Турции. Этот флаг виден издалека и на него легко ориентироваться.

-12
-13

Вокруг него и основные торговые точки Сиде.

-14

Есть магазин Waikiki, маркет Мигрос (аналог нашего Мегамарта), магазин 82 Sali Pazari (сетка универсальных магазинов, где продаётся всё - от турецких сладостей до хозтоваров). Здесь же банкоматы четырёх разных банков. Чуть позже напишу про валюту и как я этими банкоматами воспользовался.

-15

Со стороны кладбища - остановка автобуса в сторону города Манавгат. Напротив останавливаются автобусы, которые наоборот из Манавгата приезжают. В античный Сиде и на историческую набережную из центра надо двигаться пешком. Если из Манавгата, то можно доехать до конечной - автовокзал. Стоять и специально ждать автобуса на круге у флага, чтобы до автовокзала доехать - быстрее дойти. От автовокзала до античных развалин ходит туристический паровозик за 2,50 лир.

-16
-17

Остановки обозначены на карте. Но один раз всё-таки надо пройти эту дорогу пешком, чтобы сфотографироваться и притронуться к истории. Топать не удобно - то щебёнка, то брусчатка, то брёвна. Нужна удобная обувь. Остальные заходы в старый Сиде можно на паровозике сделать.

-18

Улицы Тургут Реис и Лиман - это торговые улочки. Множество бутиков для туристов. Цены - как на базаре в Манавгате. Может хоть в ноябре скидки будут. При нас скидок не было - слишком большой поток туристов.

-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25

Конечно, по старой части города, набережной и развалинам надо ходить пешком. И беречь ноги. Красивые улочки. Множество ресторанчиков и кафе. Популярный стакан гранатового сока за 1 доллар/1 евро - свежевыжатый при покупателе, это на каждом углу. Кофе по-турецки тоже в любой кафешке. А вот цены на меню в ресторанах набережной весьма высоки. Мы выбрали в одном из них блюда из морепродуктов, по русскоязычному меню, не рассчитывая на обжорство. Два салата, два горячих и пиво - 60 евро. Нормально так на двоих... Но и порции оказались убойными - чуть не лопнули.

-26

Я скачал в Яндекс оффлайн карты провинции Анталия, куда входит Манавгат и Сиде. На месте ориентировался по этим картам без использования интернет - вполне информативно.

На карте все основные точки обозначены. В античный Театр никого не пускают, только заглянуть можно через проём за небольшую плату. Главные ворота Сиде - чуть позже вложу фото. Музей обозначен - туда есть смысл сходить. Храм Аполлона и Афины - ключевое место, где все фотографируются. Селфи на фоне колонн я выложил выше. Интересна ещё колонная улица, Византийская городская стена (в которой были вмонтированы общедоступные источники воды из аквидука). Сам аквидук мы не увидели - в ту сторону не дошли (просто не знали).
Это - основные ориентиры античного Сиде. Всё в пешей доступности.
По остальному Сиде - ничего необычного. Есть продуктовые рыночки, магазинчики, банкоматы. Любой житель с готовностью подскажет, если потребуется, но общаться придётся на смеси русского/английского/турецкого.
С автобусами всё просто - на них крупно написано куда едут. Основные наши маршруты пролегали в Манавгат, поэтому других направлений не изучали. Автобус Сиде-Манавгат без номера идёт через торговый центр Новамолл. Если садиться на него на автостанции, то любой местный житель и водитель сориентируют - надо просто сказать "Новомолл". Стоимость - 5 лир, оплата наличными. Долларами или евро лучше не рассчитываться - сдачи не получите. Если ехать на такси, то можно выложить до 60-80 лир... Ещё один маршрут - на рынок в Манавгат. Номер автобуса 1. Мы знаем два рынка. Большие рынки по понедельникам и четвергам, образуются они вокруг продуктового рынка, а вот в каком конкретном месте - надо узнавать у местных. Мы просто сели на "однёрку" и сказали водителю "базар" - он не даст выйти раньше или проехать мимо. Не только высадит, но и покажет куда идти.
На карте указаны оба рынка. Ехать до них одинаково, просто один подальше, а другой поближе.

-27

Улица Анталья - центральная улица Манавгата. На всём протяжении от Фуникулёра до Культурного центра она насыщена магазинами и туристами. Манавгат - город современный, поэтому исторических достопримечательностей там мало. В направлении обоих рынков можно сворачивать - там всё равно будут торговать для туристов. Мы дважды были в Манавгате с целью шопинга по рынкам и дважды посещали Новамолл с Оутлетом - подробно эту историю изложу ниже, в следующих постах. Набережная реки Манавгат интересна для туристов с целью пеших прогулок. Мы в районе моста гуляли - можно развеяться и отвлечься от пляжно-отельного отдыха. А так, кроме шопинга, в Манавгате делать особо и нечего. Но я могу ошибаться.

Главная улица античного Сиде, где исходили всё пешком -

-28
-29
-30
-31
-32
-33

Главные ворота древнего города -

-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44

Набережная старого Сиде -

-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53

Теперь про валюту.
С собой в поездку я взял 4 разных карты 3-х банков. Кредитные и дебетовые, одна из них –
МИР.

В центре Сиде, где флаг, сконцентрированы сразу несколько банкоматов: два банкомата на фото (DenizBank ATM и TEB ATM), за ними отделение банка Yapi Kredit ATM (синее) с двумя банкоматами на фасаде, за этим зданием – банк AKBANK со своим банкоматом. Ну и напротив этого всего через дорогу – банкомат Vakifbank ATM, причём с другой стороны этой развязки есть отделение этого же банка с банкоматом. На карте видно расположение всех банкоматов.

-54

Карту МИР банкоматы не приняли. Наличные с неё я не смог снять. Использовал дебетовую карту Райффайзенбанк, снял наличные в двух банкоматах:
-
TEB ATM (на фото - справа зелёный) – комиссия банкомата 5%.
-
DenizBank ATM (на фото – слева синий) – комиссия банкомата 3,5%.
Райффайзен выдал наличные лиры по своему курсу – 8,25 рублей за лиру. И за каждое снятие с любого банкомата - комиссия по 100 рублей, независимо от суммы снятия. Больше экспериментировать с банкоматами не стал, мне хватило снятых 500 лир на все покупки по рынкам, бутикам и оплату проезда в автобусах.
Безналичный расчёт картами использовал в крупных магазинах, где есть терминалы и в ресторане на набережной. С кредитки
Райффайзен оплату производил в магазинах, где ценники были в турецких лирах. Со счёта карты рубли списывались по разному курсу (в каждой конкретной оплате свой курс получился – от 7,86 руб/лир до 8,15 руб/лир). С дебетовой карты ВТБ примерно так же, но курс в одной покупке даже выше получился – 8,22 руб/лир.
В аэропорту Анталия за бутылочку питьевой воды 0,5 л. Заплатил 2 доллара с карты по курсу 75,51 руб/дол. Прям как в Шереметьево…
Брал с собой наличные доллары – 300 дол. Из них – 200 дол. потратил на покупки на рынках, где безнала нет в принципе, и все ценники предлагаются в евро. Торговаться удобно. Если указано в евро, то значит можно сторговать цену минимум за столько же долларов. Выглядит так: висит толстовка с указанием цены 15 евро, смотришь, примеряешь, уточняешь «а сколько в долларах?». Отвечают, например, 18 долларов. А ты в ответ: может за 15? В итоге за 15$ и покупаешь.
Чтобы валюту домой не везти, истратил остатки в 108$ на покупки в дьюти-фри. Это выгоднее, чем менять потом обратно доллары на рубли, а потом топать в алкомаркет в поисках качественного алкоголя.

Чем хорош принцип поездки по готовому туру?
Пакет подобран уже оптимально, в него почти всё включено, за тебя о тебе уже подумали. Но, как и во всех других сферах жизни, надо всё равно немного включиться в тему и кое-что и кое-что изучить. Например - отзывы и рейтинги отелей. Это для меня было самым сложным. Ещё надо понимать систему обозначений в туре - тип питания, класс номера, другая информация, на которую в первый раз можешь не обратить внимание. У нас вот указано в ваучере "Standard room land side" - с видом на бассейн уже надо доплачивать. И хорошо, что не доплатили! Вид на город оказался намного комфортнее других видов. Ещё и понимать адекватность стоимости тура. Я ориентировался по стоимости на сайте
Travelata.
Минусы тоже есть у такого способа отдохнуть...
1. Привязанность к отелю. У тебя всё включено и ты не можешь надолго и далеко отлучаться из отеля. Оплачено проживание, питание, анимация, барные наслаждения и пляж. Как можно бросить то, за что ты заплатил? Получается что ты просто обязан всё время жить по распорядку отеля - "тюленить". Нас это сильно напрягало - мы предпочитаем двигаться. Пляжу мы смогли посвятить только лишь 1 полноценный день (с 10 до 15 часов). Анимации совсем прошли мимо нас. Даже обед в отеле мы посетили только один раз (дважды поели на пляже, один раз просто проспали, один раз перенесли в другое место). Ночевать тоже приходится каждую ночь в отеле. Если упёрся на экскурсию с двухдневным сроком - ночь проживания в отеле (оплаченная!) вылетает в трубу, ты просто дополнительно платишь за ночлег в другом отеле.
2. Рамки сроков и времени. Постоянно приходится подчиняться тому расписанию, которое тебе диктуют. На авто как? Сел и - поехал, устал - остановился, проголодался - поел, вырубаешься - спи. В туре всё не так. В самолёт садишься в то время, на которое укажет туроператор за сутки до вылета. Кушаешь и развлекаешься по расписанию отеля. На экскурсии едешь по предложенным гидом программам, а время вылета - отдельная печальная история. Хорошо, что в нашем отеле поесть можно было практически в любое время суток. А вот вылет... перейдём к следующему пункту.
3. Недостаточная информированность и навязывание услуг.
Мы впервые оказались в путешествии в условиях дефицита информации. Парадокс! Когда путешествуешь самостоятельно информации получаешь гораздо больше и источников информации тоже очень много. Попутчики, местные жители, сотрудники сервиса, интернет-ресурсы - без информации просто не останешься. Все готовы тебе помочь. Тур - заплати и жди. Звонил пару раз агенту в беспокойстве - когда будет пакет документов? когда будет информация по вылетам? когда делать ПЦР? как расшифровать буковки в ваучере? Кто летал конечно надо мной посмеются. Я же был в полном напряге. Меня конечно турагент успокаивал - терпеливо всё объяснял. Полный пакет документов получил я за 6 дней до вылета, а привык планировать всё загодя. Билеты, например, в дальнее путешествие всегда приобретали за несколько месяцев, отели бронировали тоже за месяц-два. Информация о нормах багажа и ручной клади в разных источниках расходится. Самой достоверной оказалась информация от турагента, переданная мне в телефонном разговоре.
А как встретили в отеле???
Я бывал в хороших отелях и нас встречали с бокалом шампанского, улыбкой и заботой о нашем времени. Отель Арно 5*!!! Терпеливо сделали только процедуры безопасности: обработали сумки, указали на санитайзер, проверили наличие маски и померяли температуру. И всё. Потом про тебя забыли напрочь. На рецепшн о тебе помнят ровно 5 минут, потом ты выпадаешь из поля зрения администратора и снова добиваешься его внимания. День сурка. Добился внимания, подал паспорта, предъявил ваучер-отель... и? пауза...Позвал, повторил кто я и зачем пришёл - дали анкету и снова пауза... Зовёшь опять провалившегося в нирвану администратора и трясёшь перед носом заполненными анкетами. В ответ возвращают паспорта и надевают браслеты... пауза после этого ещё больше затягивается... Была одна смена женская как-то - полная противоположность. Заботливо всё дадут заполнить, объяснят что и куда и когда, не дадут туристу заскучать. А мы уже в возмущённом состоянии (понимаю многих, кто писал негативные отзывы об отелях с высоким рейтингом) получали от администратора скупую информацию о том, что время заселения с 14 часов и ждите... Неужели трудно пояснить что багаж можно оставить у стойки, пойти позавтракать в ресторан, потом переодеться и скатать на пляж? Только пьяный соотечественник, приехавший сюда 122-й раз тебе шепнёт на ухо что означает эта загадочная фраза "заселение с 14 часов" и пойдёт морской походкой в сторону бара.

Про дефицит информации и навязывание услуг есть такое продолжение.

Я перед поездкой посмотрел разные ролики в Ютуб и почитал отзывы. К чему-то был готов, но это меня всё равно поразило.
Нам повезло с трансфером - первые доехали до отеля и последними нас забирали при вылете. Но если бы мы выбрали другой город и отель, то всё могло быть намного хуже. А вообще, логистика поставлена на широкую ногу. Идёшь, как по конвейеру: при выходе из самолёта сначала требуют пропустить тех, кто летит транзитом в Египет; потом остальные организованной толпой двигаются по этапам паспортный контроль-багаж-стойки туроператоров; дали жетон и сказали номер автобуса - топай ищи его. Если прилетел впервые или где-то задержался немного, то остальные пассажиры автобуса матерят тебя и вынуждены ждать. В таком потоке туристов чувствуешь себя не комфортно. От тебя зависят другие, а ты от них.
В отеле, кроме администраторов, есть ещё недостаток: как только ты решишь самостоятельно изучить где что находится, так сразу незаметно попадаешь в руки "прилипалы" из сауны. Под видом сотрудника гостиницы он знакомит вас с обстановкой, но начинает это делать с закрытого бассейна, сауны и хамама. Там передаёт туристов в руки профессиональной "разводилы" на массаж и прочие косметические процедуры. Когда понимаешь насколько тебя хотят развести, пропадает любое желание воспользоваться бесплатным закрытым бассейном и сауной. Конечно экскурсия по отелю ничем не заканчивается, а нас ещё 3 дня спрашивали при выдаче полотенец: "какие процедуры надумали сделать?"
Остальное ознакомление с отелем приходится делать самостоятельно.

-55
-56

На утро планировалась незабываемая встреча с отельным гидом Викторией. Я знал, что на такие встречи ходят только те туристы, которые приезжают в Турцию впервые. Не зря первый вопрос отельного гида на встрече звучит одинаково везде: "Поднимите руку, кто приехал первый раз?". Мы руку не поднимали, но и так понятно было, что мы новички в Турецком туристическом бизнесе. На встрече с очаровательной Викторией мы стали свидетелями красноречивого, агрессивного продвижения экскурсионного обслуживания. Девушка использовала весь свой арсенал очарования и оснащения гаджетами, чтобы только продать как можно больше экскурсий. Но начало было таким: "Я здесь единственный человек, который о вас позаботится и придёт на помощь. С любыми вопросами и проблемами обращайтесь ко мне, я дам вам свой контактный телефон". Пояснила пару организационных моментов, а потом взяла в руки планшет и начала рассказывать про предложения "скидки только сегодняшнего дня". По имеющимся на её столике двум терминалам было понятно, что продать ей надо здесь и сейчас. Сдавая свою заполненную наполовину анкету, я попросил у Вики её контактный телефон для связи "на всякий пожарный случай". Она очень удивилась, что мы отказываемся от экскурсий. Мы не то, чтобы совсем против этого. Просто до встречи с гидом у нас оставалось 5 дней отдыха, а когда мы выслушали весь объём предложений по экскурсиям от Пегас-Туристик, у нас осталось ещё на полдня меньше... Потерять ещё целый день на выезд куда бы то ни было за свой счёт при "всё включено" - расточительство. Услышав мой отказ, Виктория сказала, что номер её контактного телефона мы можем получить на рецепшн, и дала понять, что мы для неё после этого никакого интереса не представляем. Ну и ладно, мы должны были через это пройти. На самом деле, она для нас не палочка-выручалочка, а сотрудник туроператора, отвечающий за каждого подопечного туриста в любой сложившейся ситуации. А что время вылета? Так мы его должны были узнать на рецепшн за сутки до выезда. И это ещё одна "засада"!
Вечером накануне мы заглянули на рецепшн и обнаружили заветную синюю папочку с факсами от туроператоров. Мы были шокированы: вместо планируемого вылета вечером следующего дня в 18 часов, мы должны вылетать утром в 7:50. Смещение составило 10 часов! проще говоря - нас закинули в утренний рейс вместо планируемого вечернего. Мы потеряли целое утро + завтрак + обед. Выезжать надо было из отеля в 4:00 утра, поэтому вечер тоже был испорчен морально. Мы просто занялись сбором чемоданов вместо прогулки по вечернему Сиде и отелю. Это был самый большой МИНУС отдыха по туру. Пегас-Туристик нас незаслуженно обидел. Говорят - это нормальная практика (как с прилётом позже, так и с вылетом раньше) для туроператоров.

Но был случай и посмеяться, разрядив напряжение перед вылетом - мы внимательно изучили на сто раз тот самый факс, в котором напечатана информация о нашем вылете. Не понятны были цифры напротив каждого туриста в правой колонке. Что они означают? У всех разные: 64, 57, 56, 53... Вариантов не было.

-57

На рецепшн в этот вечер была клиент ориентированная смена девушек-администраторов. Спросил с любопытством: "Что означают эти цифры?" Ответ меня поразил неожиданностью: "Это ваш возраст!" Девушка-администратор засмеялась сама неподдельным откровенным смехом. А мы даже не ожидали увидеть такие цифры напротив себя. Посмеялись от души.

Остальные плюсы/минусы не существенны. И мы даже пока не можем окончательно определиться что на весах очевидно перетягивает: отдых "тюленем" или странствие самостоятельным ходом?
Не, ну понятно, что ехать на машине самостоятельно и познавать страну, полагаясь только на себя - это наш (и не только наш) выбор. Вопрос в том, имеет ли в будущем перспективы для нас отдых от туроператора "всё включено"? Или попробовав один раз, мы больше не будем испытывать свою судьбу и терпение? Вот эти вопросы пока без ответа.

Про шопинг в Манавгате много писать не буду.
Для мужчин наверно есть смысл купить на рынке оптом трусы/носки/футболки. Кожаные куртки многие везут из Труции. Я себе ещё подобрал толстовку за 20$ и кроссовки за 15 евро. Хорошее качество.
Многие везут постельное бельё и полотенца. У нас этого навалом, проходили мимо. Остальное по цене не сильно отличалось от нашего, покупать не было смысла.
Куда и как доехать я выше писал со схемами.
Для женщин в Турции выбора одежды в магазинах и на рынке почти никакого - только спортивные костюмы, толстовки и штаны. Чего-то другого почти не найдёшь на прилавках. Обувь тоже не блещет разнообразием.
А таким мужчинам, как я, в Турции раздолье - все рубашки и футболки свободного покроя, не приталенные, размеры подходящие. Видимо турецкие лекала созданы для меня. В Италии с этим были проблемы. Там только галстуки и шарфики подходили мне без примерки. Но шарфик новый я и из Турции по традиции себе привёз - в магазине Вайкикки купил.
Да, ещё парфюм! В Турции подделки известных брендов стоят раз 5 дешевле оригиналов. Поэтому пару флаконов туалетной воды прихватил. Что-то жаба давит в Яблоке оставлять по 3-5 тыс.руб. за некогда привычные бренды. В Манавгате на рынке тот же флакон с близким к оригиналу запахом выйдет в 20$.

-58
-59
-60
-61

Хороший магазин товаров для детей -

-62
-63

Продуктовый рынок в Манавгате -

-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72

Улицы города Манавгат -

-73
-74
-75
-76
-77
-78
-79
-80
-81
-82
-83
-84
-85
-86
-87
-88
-89
-90

Так и хочется сказать: "Манавгат - город контрастов"...

Про отель (подробный отчёт есть на Tophotels).

Среди огромного количества отелей курортного Сиде, наш выбор пал на отель Arnor De Luxe Hotel & SPA. Это заявленные 5*, система питания - Ultra All Inclusive, открытые и закрытый бассейны с горками. Пляж размещён отдельно от отеля, метрах в 800 и доступ на него обеспечен микроавтобусами отеля. На что обращали внимание при выборе: звёздность, наличие крытого бассейна (актуально для отдыха в октябре-ноябре), рейтинг по отзывам туристов, пешая доступность местных достопримечательностей и торговых точек для шопинга.

Отель располагает 306 номерами на 6 этажах. Рейтинг на TOPHOTELS – 4,51 основан на 156 отзывах. Нам забронировали двухместный стандарт с видом на город.

-91

Сам отель очень молодой – ему всего один год. Интерьер не замыленный, не потрёпанный, всё цело и работоспособно. Даже сантехника вся рабочая. Мебель тоже почти вся ещё свежая и это приятно. Но наше знакомство с отелем началось с не очень приятных моментов.

Общие стандарты и так всем известны, заселяют в отели как правило после 14 часов (раньше – только по случаю досрочного освобождения номеров). Но есть турист, которого надо встретить, проинформировать, познакомить с правилами проживания и расположением основных помещений отеля. Отель Arnor относится к числу тех турецких отелей, в которых клиента, оплатившего проживание в 5*, на рецепшн не замечают. Самый заботливый сотрудник отеля – это охранник, который на входе обрабатывает багаж дезинфицирующим средством. Термометр и санитайзер на входе – как положено. Но если вы прибыли в отель не в составе группы и без сопровождающего, то померить температуру вас не заставят. Администраторы на рецепшн не заметят посетителей до тех пор, пока явно на себя не обратите внимания.

Нам удалось привлечь внимание администраторов у стойки рецепшн минут через 15-20 после своего прибытия. Заполнили анкеты, передали отель-ваучер и дали скопировать паспорта. И всё… Далее – просто абсолютное игнорирование посетителей. Что делать дальше? Куда можно пройти, чем заняться? Как быть с вещами? Эти вопросы волнуют в отеле только самих посетителей. Администраторы не научены оказывать информационные услуги до заселения в номер. Причём, в этом же отеле на рецепшн бывает изредка смена, в которой работают две девушки администраторами. Они – полная противоположность: всем ответят, всем уделят внимание и подробно всё объяснят, что касается размещения и проживания в отеле. Зададите другие вопросы – тоже ответят. И не бросят туриста просто так, без внимания, обязательно спросят: «чем можем быть полезными?». Видимо нам, как и большинству проживающих в отеле просто не повезло при заселении. Прибыли мы в 8 часов утра, не в составе группы, без сопровождающего. Анкета заполнена, паспорта скопированы. Потоптались так и эдак… Когда мы побеспокоили администратора с вопросом: «Что нам делать и как дальше распорядиться временем до заселения?», ответ оказался не совсем тактичным: «Вот правила проживания, здесь написано – заселение после 14 часов». Без комментариев. Это ведь и так понятно. Куда разместить багаж до этого времени? Можно ли позавтракать, прогуляться по территории отеля, заглянуть в бар? Можем ли проехать до пляжа? Ответы на эти и другие вопросы пришлось вытягивать из администраторов.

-92
-93
-94

После допроса недоброжелательных администраторов и опроса уже проживающих в отеле туристов, мы выпросили браслеты с названием отеля, которые открыли нам двери туда, где ВСЁ ВКЛЮЧЕНО и даже чуть больше)) Сумки оставили рядом с рецепшн, там уже стояла кучка чемоданов. Сотрудники отеля даже изредка приглядывают за багажом. Где находится ресторан нам подсказали постояльцы. Спустились на нулевой этаж и под контролем сотрудника отеля надели маски для того, чтобы пройти на завтрак. Шведский стол, но продукты в тарелки накладывают работники ресторана. Проблем это никаких не составляет. Сколько просишь, столько и накладывают. Если надел перчатку на руку, то можешь и сам положить себе в тарелку еду. Что касается питания в отеле – вполне приемлемо. Есть и разнообразие, и «блюдо дня», и на наш вкус – вполне съедобно. Желудок нормально воспринимал все продукты из выбранных нами.

-95
-96

Мясных блюд не так много, но они были. За омлетом всегда очередь на завтраке. Большой выбор овощей, салатов, сыров, оливок и десерта. Напитки в первый день нашего проживания приносили официанты на выбор прямо к столу. Потом чай или кофе можно было самим наливать из автомата, а напитки из бара - брать в баре. Чай всегда хорошо заваренный, кофе хорош только эспрессо (но одна порция мала, наливали двойную), соки все хорошие.

-97

Из алкоголя – вино вполне терпимое, что красное, что белое. Крепкие напитки посредственного качества. Ресторан большой и на завтрак/обед места всегда были. Продуктов всегда хватало на всех. С ужином чуть хуже – свободное место после 19 часов найти было не просто, а «блюдо дня» разбирали за час-полтора. В разны дни разные фирменные блюда предлагались: утка, телятина, тунец. Рыбный день был среда: креветки, крабовое мясо, мидии, рыба в разных видах. Рыбные люда достаточно вкусные, а креветки не очень понравились – как будто не свежие.

-98
-99
-100
-101

На обед приходило не много постояльцев – не удобно по времени. Для того, чтобы пообедать в ресторане приходилось возвращаться в отель с пляжа или с прогулки, затем обратно возвращаться. На это уходило много драгоценного времени. Поэтому мы за все 6 дней только один раз пообедали в ресторане. В первый день мы вообще проспали обед. Дважды обедали на пляже – там в это время неплохо кормят в кафе. Одного обеда нас лишил туроператор, перенеся время вылета на раннее утро. Дважды обедали вне отеля.

-102
-103

Номера в отеле охарактеризую кратко – вполне комфортно. Нас заселили немного раньше - примерно к 13 часам. Мы до этого времени успели и на пляж сгонять, по античному Сиде прогуляться и пешком вернуться в отель. На рецепшн заметили, что несколько номеров уже освободили и мы уточнили, нет ли возможности нас заселить. Минут 15 нам говорили «номер освободился, сейчас заселим». Потом дали ключи-карточки и карточки для полотенец, после чего мы ещё минут 20 ждали сотрудника для нашего сопровождения в номер. Никаких ситуаций типа тех, что часто описывают, с нами не было. Ни цокольного этажа, ни ресторана под окнами, ни сломанного душа и пр. Доплату мы не предлагали за хороший номер. Нам дали номер на 4 этаже с балконом на кальянную. Потому как кальян в этом отеле не пользовался спросом, нас это нисколько не напрягало. Вид с балкона был на море, но само море было за песчаным холмом, поэтому мы пляж не видели, а видели дорогу с пальмами и соседнее кафе.

-104
-105
-106

Из самых активных нарушителей спокойствия по вечерам был танцпол нашего отеля, который находился далеко за углом, но музыка дискотек до нас долетала. К полуночи всё выключалось, но мы этого уже не слышали – балкон хорошо закрывается и звукоизолирует комнату. А кондиционер отлично работает, на открытие окон и балкона не подключен, эффективность его хорошая. Сантехника в номере рабочая, тропический душ работал, горячая вода была всегда. Особенность номеров отеля – раковина умывальника размещена за перегородкой от самой комнаты. Кого-то это напрягало, но мы вставали утром и ложились спать вечером одновременно поэтому умывались без какого-либо дискомфорта. Мебель вся рабочая. Сейф использовали без каких-либо проблем. Холодильник-бар работал (умеренно) и напитки в нём ежедневно обновляли. Чайник и посуда позволяли в любое время суток попить чай или кофе (тоже ежедневно были в наличии).

-107
-108
-109
-110

Ещё постоянно были в достатке шампуни, гели, кондиционеры для душа – их ежедневно докладывали и за 6 дней их накопилось много. Тапочки прилагались, но без халатов. Полотенца нам меняли каждый день. Постельное бельё поменяли дважды за время нашего проживания. Уборщицы прибирались хорошо, без явных огрехов. Но мы под кровать и в дальние углы не залезали и специально грязь не искали – у нас на это просто не было времени. За чистоту в номере я уверенно ставлю 5, каждое утро оставлял на кровати немного монет на чаевые уборщице – просто так привык. Думаю, что это не повлияло на качество уборки. По ТВ можно было смотреть с десяток русскоязычных каналов и это было приятно, но особо времени на это не оставалось. Интернет по всему отелю работал бесплатно и устойчиво. Некоторые жаловались на то, что из двух одного номера подключиться к WiFi смог только один, но мы с женой нормально подключились своими смартфонами по одинаковому алгоритму и без ограничений пользовались интернетом. На пляже ситуация с WiFi похуже – периодически отцепляется и залипает, интернет-радио послушать не удалось.

-111
-112
-113
-114

В заключение – про бары отеля. Практически круглосуточно в отеле можно найти возможность поесть. И это удобно. Бары, кажется, скрываются за каждым углом отеля. И услуги бара меня, честно говоря, удивили. По мнению бывалых туристов, в любом отеле вам не предложат настоящего кофе по-турецки. Обычно в баре все горячие напитки подают из автомата – любое кофе, чай. В нашем отеле чай и в барах тоже подавали заварной, как в ресторане. Я ради любопытства спросил бармена про кофе по-турецки, под скептические взгляды остальных туристов. А он уточнил, что именно по-турецки кофе мне надо и спокойно приготовил в турке. Вкусно! Тогда для полноты картины я ещё про и шампанское спросил (помню, что до этого слышал, что в баре нет шампанского) – бармен ответил «без проблем», достал бутылку и налил в бокал шампанское, бросив туда горстку зёрен граната. Бармену – чаевые, а отелю за бары – 5 баллов!

-115
-116

Но бар на улице, у бассейна, понравился меньше. Днём он ещё может предложить горячие закуски и напитки в нормальных бокалах, а вот вечером – только пластиковые стаканчики и без закуски. Не очень приятно, но мы им воспользовались только два раза.

Общие впечатления – хорошие. Отель рекомендую. Немного испортили оценку только администраторы на рецепшн. В остальном – нам понравилось. Хотели бы второй раз поселиться в этот отель? И – да, и – нет. Нас всё устроило, но есть стремление познать другие отели для сравнения. Это первый наш опыт проживания в отеле Турции, поэтому есть смысл первое впечатление закрепить или опровергнуть путём повторения отдыха в другом отеле, в другом городе, в другое время года.

Итоговые расходы просты:
- тур на 2-х на 5 ночей - 77 400 руб.
- шопинг, кафе и такси/автобус - 27 550 руб.
Общие расходы за поездку составили порядка 105 тыс.руб. на октябрь 2021 года.

На сегодня информация по туристическим путёвкам от туроператоров печальная - стоимость туров растёт стремительно, вместе с ростом спроса.