Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Спор о «Северном потоке — 2». Являются ли субъектами политики народы Европы или амбиции лидеров?

В Германии обострился спор внутри правящей коалиции между социал-демократами и «зелеными» по отношению к газопроводу «Северный поток — 2». На днях генеральный секретарь СДПГ Кевин Кюнерт в интервью агентству «Рейтерс» заявил, что вопрос о запуске газопровода не следует путать с политическими спорами и дискуссиями о соблюдении прав человека в России, а также не стоит его увязывать с территориальными спорами России с Украиной.

С таким подходом не согласны «зеленые», партнеры социал-демократов по коалиции, выступая категорически против многострадального газопровода. министр экономики и защиты климата Германии Роберт Хабек, представляющий в коалиционном правительстве «зеленых», связывает ввод газопровода в эксплуатацию отнюдь не с негативным влиянием природного газа на окружающую среду, а с любыми действиями России против Украины. В своем интервью 18 декабря ушедшего года Хабек отметил: «С геополитической точки зрения, трубопровод — ошибка. Все государства ЕС выступали против его строительства, кроме Германии и Австрии». Министр почти дословно процитировал слова лидера своей партии и министра иностранных дел Анналены Бербок, которая неделей ранее категорично заявила, что «в случае дальнейшей эскалации российско-украинского конфликта этот трубопровод не может быть подключен к сети», что было согласовано еще правительством Меркель с Конгрессом США.

В середине декабря минувшего года в пользу скорейшего введения газопровода в эксплуатацию высказался новый австрийский канцлер Карл Нехаммер, мнение которого полностью совпадает с позицией его немецкого коллеги социал-демократа Олафа Шольца.

Позицию двух канцлеров в объединенной Европе разделяют далеко не все. 19 декабря на заявление Карла Нехаммера отреагировал верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель. Высокий европейский чиновник отметил, что трубопровод и в дальнейшем «останется вопросом для обсуждения», потому что не является приоритетным для Евросоюза». При этом Боррель призвал европейские страны «проявить твердость и единство», чтобы противостоять попыткам России дестабилизировать Украину. Боррель считает важным, чтобы европейские лидеры приняли решение продолжить уже существующие экономические санкции и «предупредили Россию о серьезных последствиях в случае любых действий против Украины».

По оценке дипломата, Россия использует энергоресурсы как инструмент политического давления, а сложившуюся ситуацию с дефицитом газа в Европе и его высокой ценой — для скорейшего получения лицензии на запуск «Северного потока — 2».

Таким образом, можно констатировать, что в Европейском Союзе нет четко выраженной позиции по поводу перспектив «Северного потока — 2».

Почему это произошло?

В первую очередь потому, что ряд европейских политиков предпочитают ставить свои сиюминутные политические интересы выше экономических интересов своих стран и народов.

Следующая причина сложившейся ситуации, — стремление определенных политических сил в Европе во что бы то ни стало противостоять России.

Громче всех против запуска газопровода звучат в Евросоюзе голоса Польши и прибалтийских государств. Польша решительно добивается закрытия проекта, Латвия, Литва и Эстония призывают к санкциям против него.

Это все говорит лишь о том, что политики Германии, Польши, стран Балтии, выступающие против «Северного потока — 2», и их сторонники на высоких постах в ЕС не способны адекватно оценивать как общеевропейские потребности, так и потребности своих стран и народов. А это ставит на повестку дня серьезные вопросы: являются ли государства-члены ЕС и народы объединенной Европы субъектами политики? Принимают ли они сами важнейшие для себя решения?

Автор статьи: Александр Черный