Найти тему
Disoro

ГЛАВА 7 МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ ИЛИ ОТВЕЧАЕМ ЗА БАЗАР

А сейчас мы с вами поговорим об ответственности. Еще одна эфемерная штука, которую не потрогать, не попробовать на вкус, не купить, не продать, не сварить в кастрюльке. Но, несмотря на это, штука очень нужная и важная для всех нас. По привычке, сначала сунем нос в Большую Советскую. Чтобы было, с чего начать.

Итак, ответственность, это отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему.

Чё-чё-чё? У меня одного сложилось впечатление, что БСЭ издевается над нами? Просто взяли всякие слова, перемешали и высыпали. Хотя, в принципе, рассматриваемый нами предмет именно настолько и сложный, чтобы даже БСЭ вот так вот объясняла. Ну что же, будем разбираться.

Попробую перевести на человеческий. Ответственность, это зависимость человека от чего-то такого, что определяет его поступки. Вроде, стало понятней. Ладно, давайте сразу с примеров.

Значит, предположим, идете вы по парку. Гуляете. Дышите воздухом. Красиво. Очень. Падают желтые листья, воздух прохладен и свеж, пахнет дымком от костров (листья жгут, листья жгут…). На душе у вас – восторг и мирорастворение. Вы, как никогда, чувствуете свое единение с природой, с человечеством, с вселенной. В голове даже начинают зарождаться какие-то рифмы, которые собираются в стихи. Вы прямо чувствуете, как возноситесь в тонкие миры. И вдруг, в куче листвы, вы замечаете белку. Белка ранена – какой-то представитель рода человеческого подстрелил ее из воздушки. На волне своего благорастворения вы берете белку на руки. Белка не то, чтобы сильно вам благодарна – она злобно кусает вас за палец (откуда белке знать, что это не вы подстрелили ее из воздушки?). Но вы в гармонии с природой, ваша душа наполнена благодатью, вы прощаете белке укус и несете ее домой. Вы любуетесь пушистым беличьим хвостом, умиляетесь кисточками на ушках и глазками-бусинками, восторгаетесь малюсенькими лапками беличьими, которые так похожи на ручки. Вы ужасно гордитесь собой – ведь вы совершили благороднейший поступок – спасли животинку от смерти. Вы растете над собой со скоростью бамбука, нравитесь себе до невозможности и даже немного досадуете, что окружающие не осыпают вас аплодисментами и представители прессы не толпятся с микрофонами вокруг вас. Вы шагаете гордо, высоко подняв голову, в ваших очах горит свет благородства. Красота!

И вот, приносите вы белку домой. Та, видимо из чувства благодарности, первым делом гадит вам на диван. Потом пачкает кровью подушку. Ей больно, она пищит и пытается при этом спрятаться от вас. Все это не очень похоже на поведение спасенного. Вы, в глубине души, хотели, чтобы белка встала на задние лапки, склонила голову в почтительном поклоне и приняла вас за божество. Но порыв в вас не угас, вы убираете беличьи какахи, закидываете подушку в стиралку и тут вдруг понимаете, что не знаете, что делать дальше. Этот маленький зверек вдруг принес в вашу жизнь ворох проблем. Точнее, вы принесли сами. Вы вдруг с досадой осознаете, что сейчас вам нужно везти эту треклятую белку к ветеринару. Потом делать ей уколы, или давать лекарства (а их еще надо сходить купить!), делать перевязки. Еще надо будет сделать для белки (пропади она пропадом!) какой-то домик, чтобы она могла удобно спать и набираться сил, а не прыгала по квартире, не грызла обои, не раскидывала кучки продуктов своей жизнедеятельности. Самому вам тоже надо сходить к врачу, потому что укушенный палец немного опух и вдруг, в конце концов, это мерзкое животное заразила вас беличьим бешенством или еще какой-то заразой? И вам тоже придется периодически ходить в больницу, ставить уколы и делать перевязку укушенного и опухающего пальца.

И все очарование момента улетучивается. Вы тяжело опускаетесь на диван, с ненавистью смотрите на этот бесполезный, гадкий, наверняка вонючий комок шерсти, думая при этом, что возможно, белка сама спровоцировала стрелка. Что вот шел такой же умиротворенный человек по парку с воздушкой (ну а что, часто ведь люди на прогулки берут с собой пневматические винтовки, правда? В порядке вещей, чего уж там), сочинял стихи, а эта сволочь напала на него. И пришлось ему, бедолаге, защищать свою жизнь. И в вас просыпается жгучее желание открыть сейчас окно и сильно, с замахом, наподдать монстру хвостатому ногой, чтобы он со скоростью пули вылетел через окно на улицу и навсегда пропал из вашей жизни. И вместе с чудовищем чтобы в окно вылетели все проблемы, которые намотаны на этот мятый отвратительный хвост. Вы даже на секунду представляете себе, как в последний раз с ненавистью смотрят на вас эти черные, безжизненные, навыкате, полные животной злобы, глаза, как исчадие ада в последний раз пытается ухватиться за вашу ногу своими уродливыми, отвратительно похожими на человеческие руки, лапами с острыми когтями.

Вы встаете. И неожиданно даже для себя, вдруг набираете номер ближайшей ветеринарной клиники, чтобы узнать, лечат ли они белок. Нет, вы не возлюбили внезапно снова этого зверька. Просто в вас отчетливо проснулось понимание того, что именно в тот момент, когда вы взяли раненное животное в руки, вы одновременно с этим, взяли на себя ответственность за его жизнь. И одновременно – за свою жизнь. Ну, может быть, не за жизнь, но за ее качество. Ведь, если вы действительно выбросите белку в окно, немедленно проснется совесть и… Ну, вы уже знаете, как это работает.

Цитируя определение из БСЭ, мы видим, что в данном случае определяющее основание для принятия решения оставить белку и совершения действий по излечению белки, является, в первую очередь, нежелание вступать в конфликт с совестью, а как следствие – и с самим собой. Также – это понимание ценности жизни любого живого существа, понимание беспомощности белки при сложившихся обстоятельствах и большая вероятность того, что в перспективе белка погибнет. Конечно, поучаствовали здесь и любовь к животным, доброта, участие. И еще один очень важный момент: на принятие решения повлияло и ваше желание прожить этот эпизод на практике, получить новые ощущения, новые знания, новые эмоции. Конечно, вы не говорили себе при этом: «А воспользуюсь-ка я моментом, научусь сейчас ухаживать за белкой, авось пригодится!». Нет, просто ваша система координат, ваша картина мира так устроена. В правилах внутренней логики вашего мира так заведено. И если так все есть, то поздравляю – вы – ответственный человек. Если же все-таки из вашего окна вылетел маленький рыжий меховой комок, то поздравить вас не с чем.

Еще есть выражение – зона ответственности. Говоря просто, это – некий ареал обитания вашей готовности принять на себя бремя по излечению раненной белки. Каждый определяет эту зону для себя сам, исходя из внутренней логики его мира, из нравственных и моральных устоев, из традиций его системы, в том числе. Еще при определении зон ответственности можно опираться на нормы общественной морали, на религиозные нормы, на обстоятельства текущего момента. Например, если по-хорошему, зоной ответственности может быть семья. То есть, мужчина берет на себя ответственность не только за жену и детей, но и за родственников. И не просто берет, он несет ее. Вообще, ответственность – это не про слова. Это – про дела. Любая, абсолютно любая деятельность человека должна приносить какой-то продукт. Плоды, так сказать. Можно сколько угодно красиво и пафосно рассуждать о великом, но плодом этой деятельности будет только колебание воздуха, от которого никому не жарко, не холодно. В эфемерном плане, плодом такой деятельности будет досада, обманутые ожидания, огорчение и разочарование. А также – потеря доверия. Это, строго говоря, не продукт, а разрушение. Было доверие – и нет его. Была симпатия – и нет ее, на ее месте – разочарование.

За словом всегда должно идти дело. Как только мы сказали что-то вроде «да приколочу я тебе твою несчастную полочку!», мы взяли на себя ответственность за полочку и посредством этой полочки, за спокойствие и хорошее настроение того, кому мы обещали. Приколотили – и молодец. Вас любят еще сильнее, вами восхищаются, у вас крепнет репутация человека слова. Ваша совесть молчит, самооценка растет, уверенность в собственных силах вместе с ней. Вы подрастаете на пару миллиметров, зона вашего комфорта становится чуть больше, вы получаете практический навык прибивания полочек и практические знания о том, как это больно, когда попадаешь молотком по пальцу. Попутно вы узнаете, что гвозди имеют гадкую способность гнуться, а шурупы все-таки лучше вкручивать, чем заколачивать молотком. И казалось бы, мелочь – приколотить полочку. Но сколько всего нужного мы взяли для себя из этого немудреного процесса. А все потому, что мы взяли на себя ответственность и донесли ее до логического завершения. Мы сказали слово, потом сделали дело. Ответили за базар (чувствуете, ответить и ответственность – слова однокоренные). Так вот, а перед кем каждый раз мы отвечаем за базар?

Охотно отвечу. В первую очередь, конечно, перед самим собой. Перед своей совестью. Это, знаете ли, довольно серьезный судья и когда надо, палач. Во-вторых, конечно же, перед окружающими, перед теми людьми, которые являются частью вашей системы. Которые, по факту, зависят от вашего умения ответить за базар. Ну, к примеру, не приколотили вы полочку, и жена ваша расстраивается. Ее настроение зависит от того, висит полочка или нет. И неважно вообще, нужна эта полочка в принципе или просто это ее блажь. Так или иначе, она зависит. Зависит от вас. От вашего умения или неумения отвечать за базар.

Помимо той ответственности, которую мы берем на себя сами, есть ответственность, которую накладывает на нас система. Например, вы становитесь директором. Мааааленького такого заводика по производству шнурков для ботинок. В подчинении у вас двадцать человек. Заводик должен выпускать, допустим, четыре километра шнурков в месяц. Система накладывает на вас ответственность за работников (чтобы им комфортно работалось и они получали нормальную зарплату), за здание заводика (нужно смотреть, чтобы оно не разваливалось, чтобы крыша не протекала, чтобы во время чинились туалеты и все такое прочее), за выполнение заводиком плана по выпуску шнурков. Вы сначала, конечно, радуетесь, что теперь вы – директор. Но потом осознаете, так сказать, размеры бедствия. И у вас два пути (кстати, вы заметили, что всегда, в любой ситуации, есть два пути? Всегда есть выбор. Как говорится, даже если вас съели, у вас все равно есть два выхода…). Первый – принять на себя ответственность, возложенную системой и стать хорошим директором. Второй – наподдать ногой по этому грузу, пусть летит он в окно, как-нибудь само все сладится. Нет, не сладится. Само собой в этом мире вообще ничего не слаживается. Проблемы не рассасываются, само все не налаживается. Всегда нужно что-то сделать, чтобы что-то заработало. Заметьте – сделать, а не сказать.

Первый раз в жизни я столкнулся, по-настоящему, с ответственностью, когда мне было 14 лет и я учился в мореходном училище. (Это, как вы понимаете, пример из моей жизни.) Был у меня дружок, земляк, Юра с какой-то труднопроизносимой немецкой фамилией. Звали, почему-то, мы его Алешей (о том, что он Юра, я узнал вообще ближе к концу первого курса). Парень был классный – веселый, умный, честный. Но, как это иногда водится у подростков (да и у взрослых тоже), раздолбай полный. Этакий эталонный раздолбай. И вот, наступило время первой нашей практики на учебном судне. Это прямо был какой-то Праздник – настоящее плавание на настоящем судне по настоящему Каспийскому морю! Все ликовали. Юра-Алеша тоже ликовал. Но недолго. Вызвали его, сердешного, к начальнику специальности и объявили, что, мол, дружок, у тебя хвостов – хватит на небольшую бригаду белок. Поэтому, мил друг, вместо практики на белом пароходе, отправляйся-ка ты домой. Алеша окручинился. Я, на тот момент, уже умел хорошо складывать слова в предложения, чтобы донести мысль до слушателя (книжек много, знаете ли, читал) и решил, как в этих самых нужных книжках, заступиться за друга. Упасть, так сказать, неокрепшей грудью на амбразуру судьбы, дабы заслонить собой Юру-Алешу от пуль. И, до краев наполнившись благородной целью и самолюбованием, твердой походкой отправился я к начальнику специальности.

Начспец был настоящим морским волком. Этакий пиратский капитан, только без попугая и деревянной ноги. Пожилой, но крепкий, как столетний дуб, мощный, как ледокол, начспец молча выслушал мою выспренную тираду, произнесенную ломающимся голосом, посмотрел мне в глаза, хмыкнул, закурил беломорину и произнес: «Хорошо, я оставлю твоего дружка в училище, отправлю его с вами на практику. Но если он после практики не сдаст в течении семетстра все хвосты, вылетите оба.»

Я такого поворота не ожидал ну вот совсем никак. Мне казалось, что старый морской волк прослезится от такого благородства, обнимет меня по-отечески, назовет гардемарином и пожелает семь футов под килем. А тут – такое. И хорошо, что в этот момент мое умение складывать буквы в слова, а слова в предложения, меня покинуло. Я промолчал и пришибленный, вышел из кабинета начспеца. Когда же ко мне вернулась способность говорить, я конечно, обрушил почти весь свой словарный запас на голову бедного Алеши.

Я не хотел вылетать из училища из-за него. Как вообще не хотел вылетать из-за кого-то. На меня навалили такой груз ответственности, что я расплющился и сказать, что в этот момент я был подавлен, это ничего не сказать. Самое страшное, что я понимал, что повлиять на Алешу шансов у меня очень мало – тот, как мы помним, был раздолбаем перворазрядным.

Но после практики я все-таки попытался. Господи боже, каких мук мне это стоило! Пришлось сидеть по ночам, готовить дружбана к сдаче хвостов. Надо, кстати, отдать должное, Алеша, видимо, тоже читал нужные книжки и тоже проникся моментом, тоже принял ответственность и старался изо всех сил. Вот так мы вдвоем и спаслись от отчисления.

Это был первый тяжелый мой опыт знакомства с бременем ответственности. Но знаете, как я ликовал, когда Алеша сдал все хвосты! Я чувствовал себя на вершине мира! Я ответил за базар! Это было что-то настолько великолепное, что мне понравилось безумно. Я даже забыл про бессонные ночи, про страхи, про весь этот ужас, который преследовал нас на протяжении семестра. Я вырастил прекрасный плод своими усилиями и наслаждался его вкусом! Это была, на тот момент, величайшая победа. Я был по-настоящему счастлив! В мои 14 лет мне посчастливилось столкнуться со взрослыми правилами игры, и я справился…

Давайте будем закругляться. Подводить итог главы.

Вообще, ответственность – величайший дар. Конечно, зачастую она добавляет хлопот, как с той белкой. Но зато – она – это источник наших побед, больших и маленьких. Ощущение, когда ты нужен, когда ты реально можешь отвечать за свои слова, за свои поступки, делает нас лучше, чище, одухотвореннее, в конце концов. Мы все больше начинаем верить в себя, в свои силы, все меньше страхов перед возникающими преградами и проблемами. Мы становимся всемогущими (в пределах законов физики, конечно), и это прекрасно!

Со временем нам начинает нравиться брать ответственность. Это добавляет нашему существованию смысла. Мы живем по-настоящему.

Вообще, человека судят по делам его. Не по словам. По плодам, которые он привнес в этот мир. По продуктам его дел. Именно по продуктам именно дел. И нам самим решать, будут о нас судить по продуктам дел или по продуктам жизнедеятельности…