Здравствуйте! С вами Александр Одинцов, и сегодня я хотел выполнить своё обещание и послушать музыку Геннадия Гладкова к кинофильмам. Геннадий Игоревич написал музыку ко многим фильмам, поэтому я решил ограничиться его творческим содружеством только с одним режиссёром - Марком Захаровым, а заодно немного поделиться своими воспоминаниями.
Молчите! Молчите! Прошу, не надо слов!
Марк Захаров снял для телевидения 6 художественных фильмов, и я хотел бы представить свой маленький хит-парад творений Марка Анатольевича с музыкой Геннадия Гладкова. К сожалению, в этот список не попадает фильм "Тот самый Мюнхгаузен", так как для него была использована музыка Алексея Рыбникова, написанная для спектакля Театра Советской Армии по этой же пьесе Григория Горина (кстати, роль Мюнхгаузена тогда исполнил Владимир Зельдин).
Итак, третье место. Его занимает четырёхсерийная лента "Двенадцать стульев", снятая Марком Захаровым в 1976 году. Когда я впервые увидел этот фильм, он понравился мне очень и долгое время оставался любимым. И продолжалось это ровно до того момента, пока я не прочитал первоисточник - книгу Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Причём я даже не совсем понимаю, почему так изменилось моё отношение к фильму: актёры - прекрасные, снято всё очень близко к тексту, музыка и песни - на высшем уровне. Но вот что-то мешает... (На всякий случай, сразу скажу, что фильм Гайдая по этой же книге я тоже не люблю, при всём моём уважении к этому великому режиссёру).
В общем, на третьем месте моего восприятия этот фильм остался только благодаря музыке Геннадия Гладкова и песням, написанным на стихи Юлия Кима.
Андрей Миронов - "Танго "Рио"
(Г. Гладков - Ю. Ким)
Нелепо, смешно, безрассудно, безумно... Волшебно!
На втором месте ещё один фильм Марка Захарова, успевший побывать на вершине моего личного хит-парада - это "Обыкновенное чудо". Дело в том, что это был первый из фильм режиссёра Захарова, увиденный мной. Увиденный в довольно раннем возрасте. Не уверен, что это был первый показ картины 1 января 1979 года, на тот момент мне было неполных три года, навряд ли бы я что-то запомнил. Но это явно было не позднее 1981 года, когда мы переехали из Воскресенска.
В фильме я тогда, конечно, ничего не понял, запомнились только три вещи. Во-первых, сказочно красивая (настоящая принцесса!) Евгения Симонова в сцене знакомства с Медведем. Во-вторых, конечно же "Куплеты Министра-администратора" в исполнении Андрея Миронова. Предполагаю, что родители мои тогда же фильм этот возненавидели, потому что я буквально изводил их бабочкой, которая "бяк-бяк-бяк", и воробушком, который "прыг-прыг-прыг", "ням-ням-ням" и "шмыг-шмыг-шмыг".
И в третьих, запомнилась песня Волшебника, которую за кадром исполнил Леонид Серебренников. Сочетание тревожной волнующей музыки, непонятного текста песни, напоминающего волшебное заклинание, и голоса певца завораживало. В следующий раз этот неповторимый голос я услышал уже с киноэкрана в советско-румынской сказке "Мария-Мирабела"...
Леонид Серебренников - "Песня Волшебника"
(Г. Гладков - Ю. Ким)
Кредере кантаре
А на первом месте для меня навсегда останется фильм Марка Захарова "Формула любви". Я смотрел его бессчётное количество раз, знаю наизусть и могу цитировать большими кусками. Позволю себе только одну маленькую (но любимую!) цитату:
- Откушать просим, доктор, чем бог послал!
- Откушать можно. Коли доктор сыт, так и больному легче!
А "неаполитанская" песня сразила меня сразу и наповал. Хотя этого могло и не случиться, ведь её в первоначальном сценарии не было. Александр Абдулов и Семён Фарада долго просили Геннадия Гладкова написать для них музыкальное произведение. Композитор решил сочинить для них неаполитанскую песню, всё-таки по сюжету оба слуги Калиостро - итальянцы, как и он сам. В качестве текста использовался бессмысленный набор итальянских слов, который потом пришлось перевести на русский язык и "залитовать", чтобы доказать отсутствие кокой-либо крамолы:
Прекрасная женщина, море,
Верить и петь,
Подари мне мгновение
Самое прекрасное.
Песню нужно было записать, причём в сжатые сроки, спеть должны были Абдулов и Фарада. Но у последнего ничего не получалось, как он ни старался. Тогда на помощь пришёл сам Геннадий Гладков, он спел дуэтом с Александром Абдуловым, и именно его голос мы слышим в фильме. Кстати, Гладков ненадолго появляется в кадре и даже произносит одну фразу в сцене со статуей у постели Алёши.
Александр Абдулов, Геннадий Гладков - "Уно моменто"
(Г. Гладков)
Неинтересен мир без песен
А в заключение, в качестве небольшого бонуса, я хотел бы предложить к прослушиванию ещё одну замечательную песню. В 1970 году Марк Захаров и Александр Ширвиндт поставили на сцене Московского театра Сатиры спектакль "Проснись и пой!" по пьесе венгерского драматурга Миклоша Дярфаша. Для постановки музыку и песни на стихи Владимира Лугового написал Геннадий Гладков. Спектакль пользовался огромной популярностью и был снят для телевидения через четыре года после премьеры.
Лариса Мондрус - "Проснись и пой"
(Г. Гладков - В. Луговой)
А вот песня, которая носит то же название, что и спектакль, обрела собственную, отдельную от него жизнь. Уже в 1971 году на экраны кинотеатров Советского Союза вышел кинофильм "Джентельмены удачи", музыку к которому также написал Геннадий Гладков. В одной из сцен этой картины песню "Проснись и пой" голосом Ларисы Мондрус исполняет актриса Галина Микеладзе.
А на сегодня у меня всё! Всем здоровья и до встречи!