Сорок лет назад, в декабре 1981 года в истории стратегической авиации Советского Союза произошло событие, которое, без особого зазрения совести, можно назвать эпохальным. Экипаж под руководством Героя СССР Бориса Ивановича Еремея впервые поднял в воздух самолёт, которому от роду было написано стать одним из самых совершенных творений технической мысли. Чтобы это произошло, по всему Союзу работали десятки КБ и более 800 предприятий. Красавцу-самолёту предстояло разом преодолеть многолетнее отставание в области стратегической авиации от США, и в целом, он со своей задачей справился. Сверхзвуковой ракетоносец с суммарной боевой нагрузкой около 45 тонн был способен нести на расстояние до 18000 км дюжину высокоточных ракет Х-55 со специальной боевой частью.
Высокая скорость (до 2200 км\ч) и возможность наносить удары не входя в зону действия натовской ПВО, делало Ту-160 невероятно тяжелой целью для потенциального перехвата. Как и многие особо смертоносные виды оружия, самолёт оказался невероятно красив. Неофициальное имя "Белый лебедь" приходит как-то само, стоит лишь увидеть полёт этой самой мощной в истории сверхзвуковой авиации машины. Его натовская кодировка (Blackjack) соответствует названию победной комбинации самой популярной карточной игры, и тоже, в целом, очень ему подходит. Такой козырь в военно-политической колоде ко многому обязывал потенциального неприятеля и предупреждал любые стратегические инициативы, направленные против СССР. Вот только от развала по политическим причинам Ту-160 уберечь Союз не мог, и вскоре после его крушения едва сам не стал жертвой "нового мышления" и комиссии американских сенаторов Сэмьюэла Нанна и Ричарда Лугара. Это удивительное мероприятие, носившее скромное название "Программа по совместному уменьшению угроз" было организовано специально для того, чтобы наилучшим образом утилизировать советское стратегическое наследство. Участь, которая ждала "Белых лебедей" была наглядно показана на примере машин, оставшихся в украинских Прилуках.
Читайте ещё: Ту22М3 в Сирии. Зачем на базе Хмеймим размещено звено "убийц авианосцев"?
Кадры разрушения 10 украинских Ту-160 (почти треть из всех построенных) обошли весь мир и оставили тяжелое впечатление даже у тех, кто никогда не любил советскую технику. К счастью, в российском политикуме того времени нашлись люди с волей. Восемь "украинских" "Белых лебедей" удалось вернуть, в обмен на газовый долг. Одна из этих машин, ракетоносец "Игорь Сикорский", стала первой в числе модернизированных "Белых лебедей" по программе Ту-160М. Его дебютный полёт состоялся в феврале 2020-го.
Читайте по теме: США "слили" данные об утилизации бомбардировщиков Ту-160 на Украине. Почему та за копейки уничтожила то, что стоило миллиарды?
А в начале наступившего года в биографии заслуженного ракетоносца произошло ещё одно ключевое событие. В воздух поднялся Ту-160М не собранный из советского задела, а полностью построенный в России. Честно говоря, это казалось нереальным, с учётом того, что в оснащении "Белого лебедя" принимали участие практически все республики ушедшего в историю СССР. Ту-160 всегда был весомой частью нашей ядерной триады и теперь, благодаря неисчерпаемому конструктивному резерву и новым цифровым технологиям, вновь становится одним из самых надежных средств сдерживания любых враждебным намерений, в нынешней крайне неблагоприятной политической ситуации.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!