Советские фильмы, что до, что после Перестройки, порой всё-таки добирались до американского зрителя (хоть и в ограниченной аудитории), но местные журналисты и киноведы исправно делились своими впечатлениями. С подобными статьями из газеты "Нью-Йорк Таймс" я не раз уже знакомил на нашем канале, но каково ж было моё удивление, когда мне попался отзыв о легендарном боевике "Одиночное плавание"!! Правда, при ближайшем рассмотрении это оказался репортаж о московской кинопремьере, что тоже неплохо. Как никак, оригинал публикации от 24 июля 1986 года предназначался для читателей по ту сторону Атлантики:
РУССКИЙ РЭМБО НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР
Филип Таубман, специально для "Нью-Йорк Таймс"
Новейшим героем в Советском Союзе стал крутой, но сердобольный офицер спецназа, который в кинохите этого лета ведёт своих людей в бой против злых американцев.
Главный герой фильма расправляется с американцами при помощи пуль, гранат и ножей, пока сам не погибает от винтовочного выстрела в спину, отчего по зрительному залу проносится вздох.
Москвичи дали ему прозвище "Рэмбо" по имени американского киноперсонажа, сыгранного Сильвестром Сталлоне и убившего в одном фильме дюжины русских в ходе спасения американцев, которых в Юго-Восточной Азии удерживали в плену.
Советские власти жалуются на антисоветский тон у фильмов Сталлоне и других голливудских киноработ. Один чиновник сказал, что американские фильмы создают героев, которые убивают "красных и русских не для денег, а ради какого-то извращённого удовольствия". В советском ленте под названием "Одиночное плаванье" (Solo Voyage) русские противостоят штатовским агентам: подразделение спецназа срывает попытку агентов американского военно-промышленного комплекса развязать между Соединёнными Штатами и Советским Союзом войну, которая сможет принести выгоду американским производителям оружия.
Хотя этот фильм тщательно старается провести черту между ответственными американцами и безумными антисоветскими заговорщиками, образ Соединенных Штатов тут соответствует советскому видению коррумпированного общества, в котором доминируют коммерческие и военные интересы.
Данный фильм является наипоследнейшим примером того, как советская киноиндустрия пытается создавать более современные и убедительные драмы, в которых идеологически приемлемые темы сочетаются с динамичным действием.
Многие советские кинозрители, которым явно наскучил заезженный стиль большинства кинофильмов, в последние годы предпочитают оставаться дома, чем вызывают в этой индустрии экономическую и творческую депрессию.
Недавний съезд кинематографистов сбросил прежнее руководство и избрал своим новым главой Элема Климова, 52-летнего режиссера, у которого были конфликты с цензорами.
Непривычная демонстрация насилия
«Одиночном плавание» не подвергает сомнению идеологические ограничения и не устанавливает новые стандарты художественного мастерства, но в то же время предлагает больше экшена и насилия, чем можно увидеть в большинстве советских фильмов.
Сюжет разворачивается вокруг деятельности группы американцев во главе с психологически неуравновешенным ветераном Вьетнама, который когда-то руководил массовыми убийствами мирных жителей в этой стране. Американцы работают на агентство, которое называют «более секретным, чем Центральное разведывательное управление».
Их миссия разработана бизнесменами и чиновниками из армии и разведки, которые вынашивают план за игрой в гольф и потягиванием коктейлей, и заключается она в том, чтобы взорвать американский круизный лайнер в южной части Тихого океана и представить так, будто ответственность за это несёт Советский Союз.
В свою очередь, это должно привести к столкновению между кораблями ВМС США с советскими военно-морскими силами, которые в том районе проводят манёвры.
Когда крылатая ракета, нацеленная на пассажирский лайнер, сбивается с курса и взрывает небольшую яхту, ветеран Вьетнама приходит в ярость и приказывает своим людям запустить еще одну ракету - на этот раз с ядерной боеголовкой - по советским военным кораблям.
И тут вступает в действие отряд советских спецназовцев под руководством Михаила Ножкина, актёра театра и кино. Их задача проникнуть в бункер на острове, где базируются американцы, и остановить запуск ядерной ракеты.
В этом фильме, снятом на Кубе, в Чехословакии, Москве и в Крыму, русские американцев перехитрили и переиграли. В нём есть необычайно откровенные сцены насилия, в том числе кадры крупным планом, где пули пробивают головы, а ножи пронзают шеи и животы.
Г-на Ножкина, во время фильма размышлющего о вынужденной необходимости убивать американцев для защиты «нравственного и нематериалистичного» Советского Союза, убивает умирающий американец, который прежде чем рухнуть, сделал последний выстрел.
Фильм снят Михаилом Туманишвили на главной киностудии Мосфильм.
На недавнем показе в переполненном московском кинотеатре многие зрители очевидно были очень увлечены действием и, когда г-н Ножкин погиб, раздался вздох.
Некоторые москвичи сказали, что фильм показался им интересным, но ему не достаёт тонкости.
Фильмы о Рэмбо и другие киноленты с участием Сталлоне пользуются популярностью у россиян, у которых есть видеомагнитофоны и доступ к записям, что в Советский Союз ввозятся контрабандой.
(с) Филип Таубман (Philip Taubman)
(с) Перевод с английского специально для kin0guru — Albert Magnus
#западные рецензии на советское кино