Хотелось бы в канун Нового года не нагружать ваш ум слишком серьёзными богословскими текстами. Столько за год всего произошло, куда не посмотри – везде проблемы, а в церкви их оказалось еще больше. Тем не менее сейчас, когда среди мирян и даже священноначалия существует некая разноголосица мнений по тем или иным, даже нравственным вопросам, нелишне будет познакомиться со взглядом тех православных людей, которые глубоко пытаются понять природу наступивших противоречий.
Прислали мне тут текст. Он большой, поэтому я не буду ставить его на канале полностью, а дам лишь кусочек. Кому будет нужно и важно прочесть его целиком, может пройти по ссылке в конце.
Образ Божий и ДНК: система координат.
Теперь младшая сестра науки - «научное богословие» - пошло в бойкое наступление по ещё более продвинутой теме, а именно: связана ли генная модификация (редактирование генома) человека с воздействием на образ Божий в нём. Наш давний знакомый, земляк по тюменскому интернету #простобатюшка (бывший #батюшканачас) уверенно вещает: конечно, не связана! Так же и издание «Правмир», давно утвердившее себя в жанре «православие-лайт», пафосно восклицает в одной из публикаций: «Кто сказал, что ДНК – святая святых?» Ссылки сознательно не даю для профилактики их печальной популярности (желающие, ищите сами). Важна ключевая соблазнительная мысль, уже разошедшаяся по неокрепшим умам. По словам местного «блогера в сане», образ Божий не является атрибутом физической человеческой природы, а является свойством человеческой личности. И поэтому-де если менять ДНК человека, очевидно привязанную к его «физике», образ Божий в нём (разум, свобода, воля, способность к любви и прочим добродетелям) не могут пострадать! Лукавство здесь заключается в том, что предпосылка суждения является некорректной: личность и физическая природа – категории не равноправные, а разноуровневые (ну, например, как бытие и материя)! И, конечно, не могут напрямую противопоставляться. Соответственно, и вывод делается ложный.
Действительно, образ Божий в первую очередь соотносится с личностными характеристиками человека, а не с физическими. И степень «похожести на Бога» в Его упомянутых выше качествах, бесспорно, имеет для нас приоритетное значение! Однако при этом и «физику» из человеческой личности исключать никак нельзя. Ибо суть личностного бытия для человека, как и для Бога, в числе прочих аспектов заключается в том, чтобы не природа обладала личностью, а личность – природой! Божественная природа не является внешне детерминирующим (обусловливающим) фактором для нетварных Ипостасей, а – Их достоянием! Иначе триипостасный Бог не был бы свободным существом, а вынужденно подчинялся бы безличной доминирующей природе. Таково же и задание для человека ещё с райских времён – овладеть всей своей сложной природой, которая с одной стороны «делает его самим собой», а с другой - содержит и некие неопределённости, в числе которых и вероятность порабощения на всех уровнях человеческого существования: и на физическом, и на социальном, и на духовном! В толковой обзорной статье Павла Сизинцева «Обращение Отцов Церкви к понятию «Образ Божий»: путь к единому богословскому выводу» упоминается такой серьёзный аспект образа Божия в человеке как «самовластие» – это как раз об этом! Потому что самовластие и есть генеральный принцип устроения свободной, самодержавной личности! Это – образ внутреннего царствования (монархии), власти над самим собой! Потому что над существом, полностью овладевшим своим бытием, не властны никакие внешние силы. Вот в чём секрет личностной самобытности!
Что ж Вы, «простобатюшка», так смело (и даже дерзко) вычеркнули физическое естество из среды распространения образа Божия в человеке? При этом сокрушенно и многозначительно намекая в своём ролике на недостаток духовного (богословского) образования тех, кто с Вами не согласен. Тут явно и епископ Порфирий «простодвоечник» рядом с Вами – гигантом православной мысли! Как-то неудобно, но всё же необходимо напомнить «гиганту», что природа человека (если под словом природа понимать не только физический состав, а целостное смысловое содержание всей человеческой сущности) трехсоставна? Тело-душа-дух – об этом даже и совсем не церковные люди знают! И всё это называется «человек», и на всё «это» распространяется образ Божий! Даже безо всякого богословского образования, а только на основании библейского текста, в котором явно прослеживается «этапность» сотворения человека, уверенно можно сделать такой вывод.
1й – создание его из праха земного (Быт2:7а), 2й – одухотворение его лица (и через него всего состава) божественным дыханием (Быт2:7б). 3й этап – сотворение женщины, разделение на два пола «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт.1:26)
Читаем текст полностью ЗДЕСЬ.
#богословие, тело, душа, дух,днк