Найти тему
Судострой

Со второй попытки в Антарктиду прибыл груз для станции «Восток»

В Антарктиду наконец удалось доставить новый зимовочный комплекс для станции «Восток». В этом году для транспортировки использовался дизель-электрический ледокол и два грузовых судна. В караван также входил танкер.

Российские суда в антарктической бухте Тала / Фото: Росморречфлот
Российские суда в антарктической бухте Тала / Фото: Росморречфлот

В Антарктиду доставлен ценный груз – новый зимовочный комплекс (НЗК) для российской научной станции «Восток». Для полярников этот груз особенно долгожданный, поскольку доставляется к Шестому континенту уже второй раз.

В 2020 году доставить НЗК в Антарктиду не удалось из-за поломки лопасти гребного винта у атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть». Винт атомоходу отремонтировали, однако в повторный заход единственное в мире действующее торговое судно с ядерной энергоустановкой не взяли.

Конструкции НЗК доставляли контейнеровоз «Мыс Дежнёва» и сухогруз «Андрей Осипов». Их сопровождал танкер «Ярослав Мудрый» с грузом арктического топлива. Вёл караван линейный дизель-электрический ледокол «Росморпорта» «Капитан Хлебников».

В начале ноября четыре судна встретились у бухты Тала. Для выгрузки судов на ледовом причале «Капитан Хлебников» проложил канал. Затем ледокол поочередно обеспечивал подход судов к причалу и их выход на чистую воду.

Работать пришлось в сложной обстановке. По данным Росморречфлота, ледовые условия превышали проектные возможности ледокола, ситуацию осложняли погодные условия и близость айсбергов, а также технические характеристики проводимых судов. Тем не менее, операция по разгрузке была успешно выполнена.

От причала элементы НЗК будут транспортированы сначала к другой российской полярной станции «Прогресс», а затем к станции «Восток». Расстояние около полутора тысяч километров ценный груз должен преодолеть с помощью с тягачей до февраля 2022 года.

В настоящее время «Капитан Хлебников» уже возвращается во Владивосток, куда должен прибыть в январе 2022 года. Примечательно, что помимо ледокольных функций это судно может официально перевозить и пассажиров. В регистровой книге Российского морского регистра судоходства, в качестве типа судна у «Капитана Хлебникова» указано «пассажирское/ледокольное». В последние годы ледокол частенько возил пассажиров в сложных ледовых условиях. В этот раз на борту «Капитана Хлебникова» в Антарктиду прибыли 114 специалистов.

Немного об НЗК. Комплекс, построенный на средства совладельца «Новатэка» Леонида Михельсона, состоит из пяти крупных модулей, расположенных на опорах высотой 3 м. Вес конструкций комплекса достигает почти 7 тысяч тонн. Длина НЗК составляет 140 м, ширина – 13,5 м, высота – до 17,5 м, общая площадь превышает 1900 кв м.

Проект НЗК разработала немецкая компания «Рэмболл», адаптацией проектной документацией к российским нормам, доставкой и сборкой станции занимается компания «Запсибгазпром». Элементы НЗК были изготовлены на Опытном заводе строительных конструкций в Ленинградской области.

Новый комплекс необходим для модернизации единственной внутриконтинентальной российской станции «Восток», работающей в действительно экстремальных условиях. В 1983 году здесь была зафиксирована самая низкая температура на Земле – минус 89,2 градуса Цельсия.