Найти тему

Дислексия? Какая именно?

В прошлой статье мы начали разговор о таких нарушениях в развитии ребенка как дислексия и дисграфия. Напоминаем, что дислексией (от "дис" - неправильно и "лексис" - речь) называют стойкие системные нарушения формирования навыков чтения. Ошибки в чтении бывают у всех, но обычно ребёнок учится их исправлять и с каждым днём читает всё лучше и лучше; дислексик же свои навыки совершенствует с большим трудом. И, в связи с тем, что в чтении задействовано сразу несколько отделов мозга, дислексия может быть весьма и весьма разнообразной. Насколько? Сейчас посмотрим.

Обычно выделяют следующие виды дислексии:

- фонематическую;

- оптическую;

- аграмматическую;

- мнестическую;

- семантическую (о ней мы уже немного говорили в одной из предыдущих статей).

При фонематической дислексии у ребенка, по сути, не развит фонематический слух, о котором тоже можно прочитать в наших статьях. Ребенку сложно выделить в словах отдельные значимые звуки (фонемы) и, соответственно, соотнести их с буквами. Такому малышу т При этом путаются не только схожие по произношению звуки (например, "б" и "п"), но иногда и вовсе не похожие друг на друга. Такая дислексия, как правило, сопровождается дисграфией. Получается, что ребенок знает алфавит, но сложить из знакомых букв слоги и слова ему не удается. Фонематическая форма дислексии - одна из самых распространенных среди младших школьников.

Как распознать? Ребенку трудно сказать, на какой именно звук начинается или заканчивается то или иное слово. Он не может ответить, сколько звуков в небольших словах, не способен разбить слово на слоги. Читает по одной букве и не может сказать, какое слово получилось в итоге.

Оптическая дислексия связана с неспособностью ребенка распознавать зрительные образы и нарушением ориентации в пространстве. Как правило, она связана с другими, более серьезными, отклонениями в работе как зрения, так и головного мозга. Тем не менее, иногда встречаются и мягкие формы оптической дислексии, когда нарушения выявляются только при обучении чтению. Всегда сопровождается дисграфией вплоть до полной неспособности к письму.

Как распознать? Ребенок не в силах отличить друг от друга визуально похожие буквы (например, "б" и "д", "ж" и "к"). Он длительно и упорно прибегает к зеркальному письму, причем количество зеркально написанных букв не снижается со временем. Дислексия сопровождается другими нарушениями пространственного восприятия: малыш с трудом распознает геометрические фигуры, не в силах нарисовать картинку по образцу, путает правую и левую стороны и т.д.

Об остальных видах дислексии поговорим в следующих статьях. Оставайтесь с нами!