Продолжаю рассказывать про лучшие темы National Geographic (я работаю в российском офисе). На этот раз Юдиджит Баттачарджи с рассказом о том, почему мы, люди, начали когда-то врать.
"Каждый из нас не раз преуспел в искусстве обмана: мы можем без особого труда соврать незнакомцу на улице, коллегам, друзьям и даже самым близким. Способность лгать — такая же фундаментальная черта человеческого характера, как и потребность доверять другим людям; именно по этой причине нам зачастую так сложно распознать ложь.
На фото – пример. Известный лжец, Марк Лэндис добрых три десятка лет промышлял тем, что имитировал стиль известных мастеров – самому создавать шедевры, признается Марк, у него никак не получалось. Этот портрет в стиле популярного в XVIII веке американского художника Уильяма Мэтью Прайора принадлежит кисти Лэндиса. Изображая филантропа, Марк дарил свои фальшивки художественным музеям и испытывал наслаждение от того, что к нему относились с пиететом. «Мне никогда не доводилось ощущать ничего подобного, и я хотел, чтобы это длилось как можно дольше, – вспоминает он и продолжает: – Никаких угрызений совести я не испытываю – когда меня вывели на чистую воду, сожалел я лишь об одном: о том, что придется отказаться от ставшего привычным образа жизни.
Еще один паталогический лжец – Фрэнк Эбегнейл-младший, авторитетный специалист по безопасности, в прошлом славился дерзкими аферами – история его жизни легла в основу вышедшего на экраны в 2002 году фильма «Поймай меня, если сможешь» с Леонардо ди Каприо в главной роли. Фрэнк сбежал из родительского дома в 16 лет, и выживать ему помогла незаурядная смекалка. Чего он только не творил: подделывал чеки, проворачивал аферы и, конечно, выдавал себя за других людей, перевоплощаясь то в пилота, то в детского врача, то в адвоката с гарвардским образованием! «Мне пришлось проявлять изобретательность, – вспоминает Фрэнк. – Сейчас я весьма сожалею о содеянном – этот крест мне нести всю оставшуюся жизнь».
Повсеместное проникновение лжи впервые систематически начала изучать Белла Депауло, социальный психолог из Калифорнийского университета (Санта-Барбара). Двадцать лет назад она вместе с коллегами задумала эксперимент: 147 взрослых участников неделю должны были отмечать каждый случай, когда пытались обвести кого-то вокруг пальца. Изучив полученные данные, исследователи пришли к выводу, что в среднем человек обманывает дважды в день. Большая часть вранья была вполне безобидной — чтобы скрыть свои неудачи или сберечь чувства близких. Некоторые прятали за ложью собственную лень: один из респондентов написал, например, что не смог вынести мусор, потому что не знал, куда его выбросить. Встречались и случаи, когда участники эксперимента пытались выставить себя в выгодном свете — например, назваться сыном дипломата. Понятно, что все это мелочи. Как показали более поздние исследования Депауло, большинство людей хотя бы раз в жизни лжет по-крупному — например, скрывает от супруга измену или указывает недостоверные данные при поступлении в университет.
В способности людей врать, не моргнув глазом, нет ничего удивительного. Исследователи пришли к выводу, что такая форма поведения, скорее всего, возникла практически одновременно с появлением языка. Возможность влиять на других без физического принуждения стала несомненным преимуществом в борьбе за ресурсы и продолжение рода — все это чем-то походит на развитие обманной тактики среди животных, например, способности маскироваться. «Ложь — один из наиболее легких способов получить желаемое, — рассуждает Сиссела Бок, специалист по этике из Гарвардского университета. — Гораздо проще обмануть кого-нибудь и завладеть его деньгами или имуществом, чем применить физическую силу».
А вы часто врете? Как считаете, ложь – достойный инструмент в борьбе за ресурсы и влияние? Можно использовать или нет, никогда?
Посмотрите еще статью: "Добро и зло с научной точки зрения".
В своем блоге Zorkinadventures собираю захватывающие истории и опыт читателей, делаю интервью с лучшими в своем деле, устраиваю тесты нужных вещей и экипировки. А еще здесь – подробности деятельности редакции National Geographic Россия, где я работаю.