Найти тему

Известно, что дети дома ведут себя иначе, чем в детском саду или в школе: свободнее, спокойнее а ещё, возможно, культурнее

Я много лет работаю с детьми. Случаи бывали всякие.

Например, приходит ребёнок на урок, а в кабинете по углам лежат разные вещи, предметы и вообще много интересного: очки, шляпки, не дай Бог парики (а надо сказать, что для ребёнка интересно практически всё и особенно то,что можно взять в руки или надеть на себя).

Вот зашли они, увидели это что-то интересное в дальнем углу. Кто-то сядет на стульчик и будет ждать начала урока, и это большинство. Остальная часть, не относящаяся к приличному большинству, тут же полезет в дальний угол и начнёт проверять "на зуб и на вкус" всё, что нашли.

Педагог, на минутку отвернувшийся к компьютеру или ещё куда-то, повернувшись, может обнаружить половину народа в очках, шарфиках, париках, с саблями, мячами и пистолетами в руках (в зависимости от того,что предварительно сложил в тот самый угол).

Всё, что плохо лежит - обязательно примерят! Фото из личного архива
Всё, что плохо лежит - обязательно примерят! Фото из личного архива

Возникает вопрос: кто из них не прав?– педагог, который что-то не предусмотрел и оставил реквизит, предназначенный для другой группы, на виду, или ребёнок, взявший без спросу что-то в кабинете?

Кто-то скажет: конечно, педагог: в классе должно находиться исключительно то, что предназначено для предстоящего урока, и нечего устраивать склад из непонятных предметов, а потом ещё и обвинять детей, что залезли в этот склад! Им же интересно!

Другие, и таких будет меньшинство, скажет, что возможно, дети должны обладать знаниями о том, что "брать чужое – нехорошо" (пишу эти слова в кавычках, потому что именно такой фразой обычно обозначается понятие своё-чужое), и поэтому дети не должны были без приглашения или разрешения это, не важно – что, брать.

Я думаю, что история понятна и в ней не найти ни правых, ни виноватых.

С одной тороны, на уроке не должно присутствовать лишних предметов, но если обратить внимание на загруженность педагогов и на то, что каждый час приходит новая группа или новый класс, а кабинет на всех один и где там успеть развести всех по разным углам и темам - вот и складываем для одних – в одном углу, для других – в другом!

С другой стороны, никто ведь не отменял воспитание в семье! Разве не должны родители научить детей простому правилу, что брать то, что тебе не принадлежит– не правильно? Должны, но не всегда эта работа заметна по поведению детей.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Я, как педагог, испробовав разные способы: ругания, объяснения, увещевания и устрашения, однажды пришла к своему способу решения подобных проблем, если они возникали.

Рассказываю. ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.

Обернувшись вот так однажды к детям и обнаружив, что весь реквизит, который я приготовила для репетиции со следующей группой, находится в руках, на головах и далее-везде у группы, попросила их сесть на места и начала свою историю:

– Ребята, любите ли вы, когда к вам приходят гости?

– Да, конечно! – дружно отвечают все.

– А пригласили бы вы меня к себе в гости на входной или на какой-нибудь праздник - мы бы поговорили, поиграли, попили чаю?

– Да, конечно пригласили бы! – последовал ответ ( и мне он был приятен)

– А теперь давайте представлять: вот вы пригласили меня в гости, я пришла в назначенный день, позвонила в дверь, вы открыли, я вошла. Всё правильно?

– Да, правильно,– дети моментально включились в игру.

– Я разделась и вручила вам тортик, который, как вежливая гостья, принесла с собой к чаю. Всё пока что хорошо, вам всё нравится?

– Да, всё нравится! И мама пошла ставить чайник!

– Здорово! Спасибо, что вы решили напоить меня чаем! Вот мы сидим разговариваем, пьём чай с тортиком, а после чая вы пригласили меня в свою комнату.

Тут дети начинают рассказывать, у кого что интересного в комнате и вообще в жизни (тут и про котов с хомячками, и про новый конструктор, и про родившегося братика)

– Вот мы в вашей комнате, вы показываете мне, что у вас тут очень интересно и красиво, и вдруг вас зовёт мама, вы выходите, а когда входите обратно, то видите, что я сижу в ваших носках и рисую вашими новыми фломастерами.

Дети призадумываются, и тут кто-то, самый сообразительный, говорит, что я не смогла бы надеть их носки, потому что они бы мне не налезли. На эту здравую мысль про маленькие носки я говорю, что эти тёплые вязаные носки вам привезла бабушка, и связала их специально "навырост", чтобы даже когда внучек подрастёт, бабушкины носочки всё ещё были бы впору, - поэтому я вполне смогла их натянуть.

Лица их нахмуриваются, дети смотрят на меня с недоверием и некоторой враждебностью, а я продолжаю рассказывать,как мне нравится рисовать их новыми фломастерами, которые я с трудом достала, потому что пачка был совсем новая, ещё даже не раскрытая, и фломастеры не хотели из неё высыпаться.

Кто-то из них неуверенно говорит: "Но фломастеры то наши, нам, наверное, мама их подарила на праздник, и их ещё нельзя было открывать!"

– Почему нельзя? – беззаботно говорю я,– они новые и яркие, и мне они очень понравились, и при этом вас позвала мама, а мне было скучно,–почему же мне было их не взять?

– Да потому что это наши новые фломастеры,– не выдерживает кто-то из детей моей наглости,– и вы должны были спросить, можно ли их брать!

– И тем более в бабушкиных носочках! У вас нога больше, вы же их можете порвать! – дополняет в возмущении другой голос.

– Так я неправильно поступила, что, придя к вам в дом, стала без спросу брать ваши вещи?– удивляюсь я.

– Конечно, неправильно,– прорывает всю группу, и они наперебой рассказывает мне,что гости так не поступают, что это не правильно и не красиво.

– А тогда почему я вижу у некоторых из вас в руках дудочки и палочки от металлофонов, которые лежали у меня вооон на той полке? А на голове у некоторых детей маски зайчиков, которые были в голубом пакете? По-моему, я их вам не давала! – говорю я растерянно, глядя на них.

Я их не ругаю, я удивляюсь, почему так произошло.

И тут дети обнаруживают, что действительно, половина группы во всём этом замешана. Когда они услышали о моём вероломстве у них в гостях,– они были искренне возмущены, и совершенно не думали, что это как-то к ним относится. Когда я провела аналогию со своими личными вещами и предметами у них в руках - тут произошло превращение, и не только мимическое.

По лицам детей легко прочитать, что они думают и чувствуют. А чувствовали они, что сейчас сами сделали что-то неправильное. Только что испытав чувство возмущения и обиды на меня за то, что я без спросу командовала в их комнате, они вынуждены были признать, что тоже занимались самоуправством в моём кабинете, и мне это может не нравиться. На простом примере ребята смогли понять, "что такое хорошо и что такое плохо".

Я не ругала. Я просто объяснила им, что детей в кабинет приходит много, и у каждой группы своя работа: одни готовят спектакль, другие меряют костюмы, третьим нужны на уроке дудочки и металлофоны, чтобы играл шумой оркестр. И конечно,всё это лежит в кабинете, это негде прятать. Каждая группа берёт только то, что нужно для работы ей.
Чужое мы не берём.

Не скажу, что я раз и навсегда решила таким способом проблему детского любопытства. Но с этих пор у меня всегда были сознательные помощники, которые говорили несознательным: " А вот если бы Светлана Валерьевна пришла к тебе домой и стала брать твои вещи без спросу - тебе бы понравилось?"

И несознательные задумывались. И некоторые переставали без спросу лазить по полочкам и наводить там кавардак.

А когда спрашивали разрешения - то я конечно разрешала (должно же быть вознаграждение за воспитанность), но с условием, что всё будет поставлено, как было.

Кстати, такой метод работает и со школьниками, только для примера своего вероломства я придумывала не фломастеры и носочки, а планшет и телефон, или что-то еще, ценное для их возраста.

А какой у вас опыт борьбы с детским любопытством? А может, с ним и не нужно бороться? Поделитесь в комментариях!

С вами была Светлана Куокканен, театральный педагог.

Ставьте ваши сердечки, если понравилась статья. Подписывайтесь на канал, и будем вместе обсуждать вопросы детского развития.

#Светлана_куокканен #театралка #развивалки_от_театралки #театр для детей

"