Найти тему
Прошлое и настоящее.

Она... Судьба. Книга 3. Советская медицина и мы.

Предыдущая часть.

Много развелось нынче любителей, ругать все советское. Почему-то за дело с непонятным мне рвением взялись те, кто никогда с советской действительностью не сталкивался. Во всяком случае в сознательном возрасте. Ничего кроме перестроечных 80-х они не видели и не знают. Часто какие- то обрывки помнят из лихих 90-х. Родину предков такие презрительно называют "Совок". Изрядная порция критики достается и советской медицине. Возможно, критика справедлива. Но, положа руку на сердце, придется признать факт. Факт заключен в том, что медицина была разная и зависела не столько от технологий, техники, но, в значительной мере от врача. Конкретного специалиста на конкретном рабочем месте. Сейчас иначе? Что толку от навороченного современной аппаратурой кабинета, если там заправляет равнодушный к людям и профессии малограмотный доктор? Его в свое время на обучение в медицинский ВУЗ пристроили по блату или за большие деньги родители. Престижно и деньги можно грести лопатой?! А, призвания, таланта у человека нет! Плохих врачей нам попадалось и попадается много. В те времена таких называли ныне забытым словом "коновал". Вот современные рвачи в красивой медицинской униформе нам не встречались.

В иностранных европейских портах у части советских моряков резко начинали болеть зубы. Лечение за границей оплачивало советское государство, тратя на это значительные средства в валюте. Было такое! Поход в советскую стоматологию старшему поколению запомнился на всю жизнь. Детей пугали стоматологом, успешно добиваясь от них послушания. Однако кредиты в банках на протезирование зубов советские граждане не брали. Зубки и коронки ставили почти бесплатно, взимая необременительную плату за материал, коим служило золото. Серебряная пломба, поставленная мне советским стоматологом, простояла более 30 лет!

Каждый четверг наша старшая сидит у экрана телевизора с телефоном в руке. Она перечисляет посильные суммы на лечение юных граждан России, ибо лечение детей ложится непосильной ношей на плечи их родителям. До чего же мы дожили? Что мы наделали в далеком 91-м?! Почему дочь переводит деньги со своей скромной зарплаты инженера-конструктора благотворительным фондам? Ведь в это самое время на турецкой верфи строится очередная помпезная «самая-самая» яхта для одного из … Российских бизнесменов, проживающих вдали от Родины. Простите! Чуть не назвал вещь своим именем. Воистину, денег много не бывает. Миллионы вынуждены отказывать себе в нормальной еде, собирая деньги на лечение своих детей. Единицы мечтают о собственном островке посреди теплого тропического моря. Им на островок денег не хватает! Наша дочь, конечно, ничего не помнит о пережитом. Она была слишком мала. Пришло время и мы рассказали, как советские врачи спасли жизни ей и ее Маме.

Интересно, смогли бы накопить достаточно средств на лечение сына в лучших глазных клиниках страны мои родители в наши времена? Обычный армейский майор и библиотекарь Гарнизонного Дома офицеров? Не сомневаюсь, что Папа и Мама нашли бы средства, продав все "лишнее" и по уши завязнув в банковских кредитах, надолго отказавшись от обычных житейских радостей, вроде ежегодных поездок с детьми по огромной стране на отдых летом. Батя после службы калымил бы таксистом, а мама совмещала основную работу с мытьем полов в той же библиотеке на половину ставки. В те времена мне не только в четыре приема собрали травмированные глаза из запчастей, причем со временем я смог отказаться от ненавистных очков, но отправили поправлять здоровье в лучший детский санаторий МО СССР на берег Черного моря в Евпаторию. Там меня за полтора месяца поставили на ноги и превратили в уверенного "хорошиста" по школьной программе. При санатории имелась отличная школа с современными лингафонными кабинетами и великолепным составом преподавателей. Сначала в Морозова мне исправили один глаз. Затем, в два приема сделали, что могли в Гродно. После Гельмгольца я записался в стрелковую секцию, стал неплохом охотником и, пройдя строгую медкомиссию, достиг своей вершины! Я стал бортовым авиационным наблюдателем- оператором!

Татьяна, только окончив школу, с температурой под 40 отправилась за 150 км. поездом в Ригу, сдавать вступительный экзамен в медицинский. До медали чуть не дотянула, но с ее аттестатом и знаниями была готова вступить в славные ряды советских студентов. Сухопутная девчонка мечтала о море. Она видела себя судовым врачом на борту теплохода под красным флагом где ни будь посреди Атлантики или в экспедиции у берегов Антарктиды. Каким- то невероятным усилием экзамен она выдержала. Добравшись вечером домой, свалилась. Приехавшие по вызову медики «скорой», бегло осмотрели больную, однако забирать в стационар не стали. Посоветовали полоскать горлышко и выпить аспиринчик. Утром Она доковыляла до поликлиники, взяла номерок и, дождавшись своего времени попала на прием к .... Назвать это существо врачом, язык не поворачивается!

Она не говорит на эту тему. Только раз соизволила рассказать, что тогда произошло.

  • Meitene! Jums strādāt negribas? Par slimības lapu nāca? (Девушка! Вам работать не хочется? За больничным листом пришла) Что вы меня по пустякам беспокоите? Больничный я вам не дам. Saaukstēšanās! Neēd saldējumu. (Обычная простуда. Не надо мороженое есть.) Идите домой, выпейте аспирин, полощите горло и работать!- Этот даже не удосужился осмотреть пациентку и расспросить, на что она жалуется. На то, что девчонке больничный не нужен, не обратил внимание. Она нуждалась в срочной помощи. Почему себя так повел этот господин, объяснение мы нашли спустя годы. Он не любил людей. Не всех скопом, он не любил только часть своих пациентов. Она совершенно бесконфликтна. Вежливо попрощалась и тихо закрыла за собой дверь кабинета. Потом были месяцы больничной палаты. Об институте и карьере врача пришлось на время забыть.

Окончив с отличием медучилище в Даугавпилсе с "вольным" дипломом фельдшера, Она вновь попыталась осуществить свою мечту о море. Пусть не врачом. Судовые фельдшеры тоже нужны. Вердикт медкомиссии в Бассейновой поликлинике однозначен. Медицинскую книжку моряка украсил большой синий штамп «В плавсостав не годен.». Она не отчаялась. Устроилась медсестрой в новую детскую клиническую больницу, где Ей предоставили жилье. Рассчитывала набраться опыта и поступить в ВУЗ. Краснодипломнице предстояло дождаться начала приемной кампании и, заручившись положительной характеристикой с работы, сдать всего один вступительный экзамен. Вновь на пути Ее мечты неприступной скалой встал доктор. Доктор от Бога, Врач с большой буквы. Доктор сутками не уходила с работы, всецело посвятив себя спасению детских жизней.

  • Если пришли в медицину, забудьте о себе. Забудьте о спокойной семейной жизни.- Говорила заведующая. Спасая жизни других, она не щадила своих подчиненных. Девчонки- медсестры, санитарочки трудились на износ.

Отдежурив, как всегда пару часов сверх положенного, Татьяна едва добралась домой. Подруги вовремя вызвали "скорую". Опять больничные палаты. На ноги Ее поставили другие врачи. Только диагноз стал для Нее пожизненным безжалостным приговором. О море и институте пришлось забыть навсегда. Так была убита Ее мечта.

Мы понятия не имели, что в СССР существуют санатории для беременных женщин. Гуляя по Юрмале то там, то тут натыкались на многочисленные корпуса с вывесками «Санаторий «Белоруссия» или названиями с национальным колоритом. Санаторно- курортное лечение не интересовало и внимания на санатории мы не обращали. Другие были у нас интересы. Кто направил лечиться Татьяну, врач из женской консультации или еще кто, для нас остается загадкой. Выдали путевку и оформили больничный лист в добровольно- принудительном порядке. Даже не вспомнить, сколько за эту путевку семья заплатила! Скорее всего, ничего. Финансовые вопросы взял на себя Профсоюз. Название санатория стерлось из памяти. Неподалеку возвышался корпус современного по тем временам санаторного комплекса "Белоруссия". Что- то припоминаю, санаторий располагался неподалеку от станции "Булдури".

Санаторий в Юрмале на Йомас встретил нас заснеженными соснами, морозцем и тишиной. С моря дул острый прибалтийский ветер. Старинный корпус с длинными ковровыми дорожками красного цвета по длинным досчатым коридорам, белые тяжелые двери в палаты и дежурные медсестры за письменными столами в холлах. Моя заняла свое место в небольшой палате на четверых и перезнакомилась с ее обитательницами. Женщины со всех концов Союза. Молодые и постарше. Учитель, врач, рабочая. Все в «положении» и все со своими медицинскими проблемами.

Сдав Татьяну на попечение санаторных докторов, вернулся домой в Ригу. Охотничий сезон закрылся и, без сожаления отказавшись от удовольствия, померзнуть с мормышкой на льду Чудского озера или Пярнусской бухты, занялся делами. Все равно для зимней рыбалки наступил глухой сезон.

Закрыл очередной академический отпуск, сделал контрольные, курсовик и подчистил "хвосты" в институте. Все свободное время проводил с Ней, благо добираться всего ничего электричкой или на служебной машине. На работе зимний застой. Вылеты на осмотры акваторий- раз в неделю по будням. Короткие отгулы и положенные дни отдыха после работы в воздухе. Несколько раз забрал Ее домой ради смены обстановки и возможности почистить дамские перышки в домашней обстановке.

Ее, как и подруг по спецкорпусу, гоняли на процедуры. Специальные ванны, специальная зарядка, специальные кислородные коктейли, обследования. Опять же, специальное питание раз пять за день и прогулки. Никто свободу женщинам особо не ограничивал. Только вовремя предупредить о своих планах медперсонал и гуляй, сколько влезет. Чем мы активно пользовались по выходным.

Берег Рижского залива. Зимняя Юрмала. Фото 80-х годов. https://puteshestviya-otdyh.ru/sovety/zimnij-otdyh-v-yurmale.html Пара вдали... Может случилось так, что в кадр попали мы?
Берег Рижского залива. Зимняя Юрмала. Фото 80-х годов. https://puteshestviya-otdyh.ru/sovety/zimnij-otdyh-v-yurmale.html Пара вдали... Может случилось так, что в кадр попали мы?

Не возбранялось посмотреть кино в кинотеатре и чашечка кофе с пирожным в кафе. Она заметно округлилась и похорошела. Боли в спине оставили Ее в покое и все было замечательно.

В начале февраля я забрал Ее домой. На работу Она более не вышла. Отпуск, больничный плавно продолжились "декретными". Прогулки вдвоем с собакой на поводке по заснеженному лесу. Вылазки по гостям и короткие забеги по магазинам под "конвоем" старших. Морозы в феврале ударили нешуточные. Часа до обеда и после надышаться кислородом нам вполне хватало. Работы у меня прибавилось. Активизировались промысловики, повылазили на лед браконьеры с сетями и количество вылетов на вертолета заметно увеличилось.

Беда пришла оттуда, откуда она должна была свалиться на наши головы.

Мы сидели за столом, когда в дверь позвонили. Мы никого в гости не ждали.

- Заберите, пожалуйста, вашего ребенка!- На пороге стояла, держа белый кулечек, юная подруга сестры Юля. Только месяцы спустя мы узнали, что видели ее в последний раз.

Предыдущая часть.

Продолжение.

Судовой компАс. https://balt-lloyd.ru/morskaja-praktika/navigacija
Судовой компАс. https://balt-lloyd.ru/morskaja-praktika/navigacija

Навигация по каналу.

Очень у меня к вам, уважаемые посетители большая просьба! Оставляйте, пожал-ста, свои комментарии. Мне важно ваше мнение. Вылавливайте «косяки». Указывайте на них. Что не нравится!? Если, что понравилось, отмечайте. Не молчите!

Все материалы принадлежат каналу "Юрий Гулов". Использование статей, фото, видео разрешено исключительно с согласия автора.