Найти тему
Семейная история

В колхоз. Дело добровольное

Александр Моравов "Подсчет трудодней" 1934 г
Александр Моравов "Подсчет трудодней" 1934 г

Начало

Мужики, у кого ремесло, занимались им, у кого не было – ходили на побочный заработок. Кто не хотел – «гонял слона» - это ленивые, спали, играли в карты, пьянствовали, рассказывали сказки и вечером собирались курить табак и всё больше самосад. Этим, как говорили «акти, ехало».

Примерно с 1929 года начали обкладывать крестьян непосильным налогом. Особенно хлебом и льном. С этого же времени и началась "культурная революция". Начали искать кулаков, подкулачников, зажиточных, саботажников, маловеров, арендаторов (это после НЕПа) и т.п.

Стали организовывать коммуны. Кое-какие организовали. Зашли туда большинство бедняки и малочисленные хозяйства. Все, что им дали – отобранное у зажиточных и раскулаченных крестьян и от государства – они все прожили и разбежались т.к. и поныне нет ни одной коммуны.

Кого надо и не надо, сослали и выслали, имущество ихнее растащили и раздали.

Остались только середняки и бедняки.

Вот в начале 30 года начали организовывать колхозы. Дело новое, непонятное, разъяснить как следует было некому, что к чему, да и крестьяне веками жили своим укладом, не хотели этих мероприятий. Что было пьянства, реву, а судили 5-10 лет. Все же больше бедному крестьянину деваться стало некуда, записались в колхоз. Когда записывались – говорили «дело добровольное». «Не захочешь – выходи из колхоза, отдадут лошадь, сбрую, транспорт, семена». Но нет, кто потом и ушел ничего никто не получил.

Сергей и Алексей Ткачевы "В колхоз" 1970-1980
Сергей и Алексей Ткачевы "В колхоз" 1970-1980

Поначалу взялись мужики и бабы очень хорошо за дело. Работа спорилась. Купили уборочные машины. Рабочей силы было достаточно. На трудодни получали хорошо. С обложением рассчитывались. Начальство получало очень немного трудодней за их работу и они вместе с колхозниками работали. Лишь один бригадир был освобожден. Ему нужно было побывать во многих местах, записать работу и занести её куда следует.

Потом соединили 3 деревни в один колхоз. Шайкинцы, Евсията и наша деревня. Но и пошла неразбериха.

Аркадий Пластов "На колхозном току" 1949
Аркадий Пластов "На колхозном току" 1949

Вот при записи в колхоз и жизни в колхозе - тут и натолкнулась моя безграмотность. Когда жили единолично учиться и думать не приходилось. Надо было работать, да и грамота была не нужна. Когда в колхозе стали говорить о сотых, десятых, процентах, обмер выкошенного, вспаханного, да мало ли подсчетов – я как пень. 4 действия арифметики забыл, а ведь по годам – жених. По первоначалу, а именно первый год писали не выработки, а просто отмечали день рабочий. Кто лодыря прогоняет, кто наработается – все равно день – трудодень. На следующий год разработали нормы выработки на все почти виды работ. Тогда и выяснились лодыри и труженики (продолжение)