Найти тему
Troll&Bus

Невероятные приключения немцев во Владимире. Часть II

Оглавление
Вторая часть рассказа о немецких автобусах Mercedes-Benz и MAN, работающих на просторах Владимира. На сей раз речь пойдет о поколении SL-II, прозванной в нашей стране "квадратами" за характерную форму кузова.

В прошлой части я рассказывал о подержанных автобусах округлой формы из Германии - Mercedes-Benz O 305 и MAN SL 200. Они стали первыми зарубежными автобусами, курсирующими на маршрутах города Владимир, и однозначно оставили свой след в памяти владимирцев. Однако, по-настоящему народными автобусами стали не они, а их преемники - Mercedes-Benz O 405 и MAN SL 202. Срок их эксплуатации в нашем городе составляет более двадцати лет. Причем Мерседесы до сих пор массово эксплуатируются на маршрутах нашего города. Но обо всем по порядку.

2000-е годы

Итак, прежде чем перейти к самим автобусам, я предлагаю еще раз погрузиться в атмосферу ранних нулевых. И вновь помогут в этом фотографии от Королёва С.А взятые мною отсюда.

Если в прошлой части я сделал акцент на том, что автор фотографий был явно не против поймать в объектив своего фотоаппарата автобусы округлой формы, то тут вы можете заметить, что в кадр попадали и автобусы следующего поколения.

Ну что же, полагаю, что прилив ностальгии все испытали. Теперь переходим непосредственно к автобусам. Хочу обратить внимание на то, что в этот раз хронология появления МАНов и Мерседесов во Владимире начинается сразу с двухтысячных годов, поскольку впервые стандартные автобусы второго поколения на дорогах нашего города появились именно тогда. Причем приходить во Владимир они начали одновременно с автобусами предыдущего поколения.

В детстве одной из главных проблем автобусов Владимира мне казались борта обклеенные рекламой, несочетающейся с окрасом передней маски. Эх, были времена...
В детстве одной из главных проблем автобусов Владимира мне казались борта обклеенные рекламой, несочетающейся с окрасом передней маски. Эх, были времена...
Большие маршрутоуказатели начала нулевых легко дадут фору в плане информативности и читаемости современным эму и табличкам за лобовым стеклом. Увы, уже к 2010-му году от них отказались.
Большие маршрутоуказатели начала нулевых легко дадут фору в плане информативности и читаемости современным эму и табличкам за лобовым стеклом. Увы, уже к 2010-му году от них отказались.

Первое время эти автобусы появлялись в единичных количествах у частников, но уже к 2002 году появились крупные перевозчики, которые начали производить массовую закупку этих автобусах. О них и пойдет речь ниже.

Владимирские Автобусные Линии (ВАЛ)

Как и в предыдущей части, начну я именно с этого перевозчика. ВАЛ стала первой крупной транспортной компанией, которая начала приобретать автобусы MAN SL 202 и Mercedes-Benz O 405. Причем МАНы появились первыми - в 2000 году. Мерседесы же присоединились к ним два года спустя - в 2002-м.

MAN SL 202 у Владавтолинии был значительно более распространен, чем Mercedes-Benz O 405. Причем данная тенденция в те годы наблюдалась и у других перевозчиков. Это интересно, поскольку в будущем ситуация кардинально изменилась и Мерседесы стали преобладать на дорогах не только Владимира, но и всей страны.

Год постройки МАНов из автопарка ВАЛ колебался с 1985 по 1988 год. С учетом того, что пригонялись они в период с 2000 по 2003 год, можно выяснить, что их средний возраст составлял около 15 лет.

Как и МАНы предыдущего поколения, некоторые SL 202 были покрашены в фирменную ливрею.

Я уже упомянул выше, что ВАЛ эксплуатировал совсем небольшое количество Мерседесов. А фотографий этих автобусов, работающих в те времена оказалось и того меньше. Но тем интереснее изучить те снимки, на которых были запечатлены первые Mercedes-Benz O 405 во Владимире.

Все Мерседесы были выпущены в период с 1984 по 1988 год. Они представляли собой модели первого поколения с атмосферными двигателями OM 447h и другими особенностями, характерными для ранних O 405 Mk I.

В первые годы явно наблюдался дефицит оригинальной передней оптики для Mercedes-Benz O 405. Еще бы, ведь она представляла собой блок-фары от легкового Mercedes-Benz W123. А в те времена в России явно никто не имел желания тратиться на весьма недешевую оптику для коммерческой техники.

Поскольку установка обычной квадратной оптики от КАМАЗа взамен блок-фар лишала автобус противотуманок, перевозчик ВАЛ шел на небольшой тюнинг, встраивая противотуманные фары в бампер.

А вот пример действительно странной переделки передней маски O 405, которую автобусы получали в ходе ремонта после ДТП. Перевозчик использовал в ней элементы от маски MAN SL 202 и бытовую решетку. В результате получался мутант, как на фото ниже. Мерседес в нем можно было узнать лишь по задней части и решетке радиатора. Причиной такого преображения внешности был тот факт, что в то время кузовные элементы для МАНа были значительно доступнее, чем для Мерседеса.

К концу нулевых Владимирские Автобусные Линии прекратили свое существование, как самостоятельная компания, и были поглощены не менее крупным перевозчиком БигАвтоТранс (об этом я упоминал в предыдущей статье). Большая часть МАНов были переданы БАТ и продолжили работу во Владимире, а вот Мерседесы, за исключением двух, продали в область.

БигАвтоТранс (БАТ)

Первые стандартные автобусы второго поколения у Биганова появились тогда же, когда и предыдущие модели - в конце 2002 года. Как и у Владимирских Автобусных Линий, большую часть парка составлял MAN SL 202.

БигАвтоТранс пригоняла автобусы MAN SL 202 в период с конца 2002-го по 2005 год. В отличии от ВАЛ, БАТ эксплуатировала более свежие МАНы. Большая часть из них была выпущена в период 1989 по 1992 год. Самым молодым среди них было всего 12 лет.

Порой автобусы приходили в весьма необычной рекламе, как, например, МАН на первом фото ниже, прибывший из города Эссен.

Mercedes-Benz O 405 в БигАвтоТранс приходили параллельно с МАНами, но не в таком большом количестве. Год их постройки колебался с 1987 по 1991-й. Причем доподлинно известно, что среди них был, как минимум один Mercedes-Benz O 405 Mk II, который выдавали двери с полным остеклением.

В сентябре 2009 года компания БигАвтоТранс завладела активами перевозчика Владимирские Автобусные Линии. Большая часть его автобусов перешли к Биганову. В том числе и модели O 405 и SL 202

После передачи из ВАЛ в БАТ этому автобусу было не суждено долго проработать. Уже в 2010-м году его списали.
После передачи из ВАЛ в БАТ этому автобусу было не суждено долго проработать. Уже в 2010-м году его списали.
ПОАТиС (ИП Тимофеев А.В.)

Данный перевозчик не сильно отстал от двух предыдущих и уже в 2003 году на его маршрутах появился первый стандартный автобус второго поколения. Причем первым стал Мерседес, а не МАН. Стоит отметить, что на маршрутах ПОАТиС также работали два субподрядчика - ИП Круглов А.Б. и ИП Никитин К.А.

В дальнейшем ПОАТиС пригонял Mercedes-Benz O 405 на протяжении более чем десяти лет. Наиболее массово они стали появляться у Тимофеева, начиная с 2008 года. В конечном итоге, именно O 405 стал основной моделью данного перевозчика.

Однако, прежде чем Мерседесы начали являться основной единицей подвижного состава ПОАТиС, эту роль с 2004 по 2008 год на себя примерил MAN SL 202. За это время было привезено более двадцати автобусов этой модели.

К концу нулевых Тимофеев начал массово перекрашивать свой подвижный состав. На фотографии автобус в одном из традиционных вариантов окраски на предприятии ПОАТиС.
К концу нулевых Тимофеев начал массово перекрашивать свой подвижный состав. На фотографии автобус в одном из традиционных вариантов окраски на предприятии ПОАТиС.

Кроме привычных MAN SL 202 и Mercedes-Benz O 405, имелись у ПОАТиС и два необычных автобуса Burillo Carla испанского производства. Они были построены на основе шасси и агрегатов Mercedes-Benz O 405, но имели иной кузов и салон. Эти автобусы приобрел в 2009 году в городе Череповец один из субподрядчиков на маршрутах ПОАТиС - ИП Никитин К.А. Причем там они уже успели отработать на линии три года. Во Владимире данные автобусы эксплуатировались совсем недолго. Один из них проработал чуть больше года, после чего был продан в Воронеж. Второй задержался в нашем городе немного дольше - до 2012-го, а затем отправился вслед за своим собратом.

Оба автобуса Burillo Carla были 1988 года постройки.
Оба автобуса Burillo Carla были 1988 года постройки.
В ходе эксплуатации эти автобусы лишились оригинальной двухфарной оптики, взамен которой были установлены фары от Жигулей.
В ходе эксплуатации эти автобусы лишились оригинальной двухфарной оптики, взамен которой были установлены фары от Жигулей.
Работали эти автобусы на маршрутах №23 и №31
Работали эти автобусы на маршрутах №23 и №31

Интересная деталь: если БигАвтоТранс и Владавтолинии приобретали все свои автобусы из-за рубежа, то ПОАТиС (особенно к концу нулевых) приобретал технику в том числе и успевшую поработать на территории России. Эти автобусы у Тимофеева ремонтировались, перекрашивались и после этого выходили на линию. Плохо это или хорошо, судить сложно. Состояние подвижного состава в то время у Тимофеева хоть и было хуже, чем у крупных перевозчиков, но в целом, могло расцениваться, как вполне себе приличное. Чего не скажешь о следующем перевозчике.

Владтранском (ВТК)

Я буду не прав, если скажу, что с подвижным составом этого перевозчика все было так уж плохо, особенно на фоне состояния автобусов на сегодняшний день. Но вот в то время на фоне автобусов других перевозчиков, его техника выглядела не слишком приглядно. Причиной тому был тот факт, что стандартные автобусы второго поколения у него стали массово появляться лишь под конец нулевых годов, когда крупные перевозчики уже перешли на низкопольные автобусы.

В остальном их Мерседесы и МАНы были не хуже, и не лучше аналогичных автобусов других перевозчиков, которые оставались на тот момент.

Впрочем, встречались и такие вот ушатанные ведра, вроде крайне редкого в наших краях автобуса Gräf & Stift LH202 M11. На этот уникальный автобус австрийского производителя с трехдверной компоновкой невозможно было взглянуть без слез. Да и его техническое состояние оставляло желать лучшего.

Вообще, автопарк у ВТК был весьма экзотичный и в нем встречались и другие необычные автобусы, вроде трехдверной модификации Mercedes-Benz O 405 для Швейцарии.

Третья дверь модификаций O 405 для Швейцарии была уже двух остальных дверей.
Третья дверь модификаций O 405 для Швейцарии была уже двух остальных дверей.
Причиной того, что третью дверь сделали уже, мне видится нежелание вносить серьезные изменения в конструкцию автобуса, тираж которого был весьма небольшим.
Причиной того, что третью дверь сделали уже, мне видится нежелание вносить серьезные изменения в конструкцию автобуса, тираж которого был весьма небольшим.

Но самым необычным в парке этого перевозчика был автобус швейцарского производителя Ramseier & Jenzer, построенный на шасси Mercedes-Benz O 405. Он имел ряд существенных отличий от оригинальной модели. Самые явные из них: узкая передняя дверь с прислонно-сдвижным механизмом, а также необычная задняя часть с дверцей, которая предназначалась для погрузки и выгрузки почты. Таких автобусов у Владтранском было три.

Что же, нужно подвести какие-то итоги эксплуатации автобусов поколения SL-II во Владимире времен 2000-х годов. Однозначно можно сказать, что Mercedes-Benz O 405 и MAN SL 202 в самом начале нулевых находились в авангарде пассажирских перевозок нашего города. Это были по-настоящему прорывные автобусы для России. И хоть технически они не сильно отличались от MAN SL 200 и Mercedes-Benz O 305, их внешний вид настолько сильно выделялся, что они казались по-настоящему современными машинами, причем не только на фоне предшественников, но и новых отечественных автобусов. Автобусы ЛиАЗ-5256, НЕФАЗ-5299 и Волжанин-5270, выпущенные в начале 00-х, не могли сравниться с немецкими автобусами разработки конца 70-х годов.

Отечественные автобусы начала нулевых. Слева направо: Волжанин-5270, ЛиАЗ-5256, НЕФАЗ-5299
Отечественные автобусы начала нулевых. Слева направо: Волжанин-5270, ЛиАЗ-5256, НЕФАЗ-5299

Немцы были на голову выше, как в плане надежности и ремонтопригодности, так и касательно комфорта и удобства водителей и пассажиров. Владимирцам очень полюбились немецкие автобусы и это определило вектор развития общественного транспорта нашего города на годы вперед.

В прошлой статье я говорил, что на 2004 год во Владимире работали 113 автобусов из Германии Так вот, большая часть из них была именно автобусами поколения SL-II. Но к середине нулевых ситуация начала меняться. В сентябре 2005 года перевозчик Владимирские Автобусные Линии приобрел крупную партию низкопольных автобусов MAN NL 202 и Mercedes-Benz O 405N. И вот с этого момента O 405 и SL 202 уступили свое место самых комфортабельных автобусов города своим низкопольным модификациям. Однако, вплоть до конца нулевых, они продолжали оставаться основной единицей подвижного состава перевозчиков Владимира.

2010-е

Ох, десятые годы... Время расцвета общественного транспорта Владимира и, одновременно, время его заката. За это десятилетие пассажирские перевозки нашего города претерпели радикальные изменения: от одной из лучших систем наземного общественного транспорта в России до полного ее краха, последствия которого мы наблюдаем по сей день. Но не будем углубляться в это. Когда-нибудь я посвящу этой теме отдельную статью. А пока вспомним, как еще совсем недавно выглядели пейзажи нашего города.

Высокополы в 10-е годы медленно, но верно сдавали позиции низкопольным немецким автобусам.
Высокополы в 10-е годы медленно, но верно сдавали позиции низкопольным немецким автобусам.

А что же наши герои статьи Mercedes-Benz O 405 и MAN SL 202? Если в разделе про 2000-е годы эти автобусы фигурировали, как основной вид общественного транспорта города Владимир, то в 2010-е годы, будучи замещенными низкопольными модификациями, они предстали с несколько другой стороны. Местами очень даже неожиданной.

Владтранском (ВТК)

Начну с перевозчика, для которого начало десятых стало завершением работы. 1 сентября 2011 года предприятие Владтранском было закрыто, а все активы перешли, к кому бы вы думали? Верно, к БигАвтоТранс. Но перед этим ВТК успел пригнать несколько новых автобусов.

Автобусный парк ВТК на тот момент практически полностью состоял из автобусов Mercedes-Benz O 405, которые до этого работали у швейцарского перевозчика.

Кроме того, в 2010 году из Германии Владтранском пригнал Mercedes-Benz O 407 и поставил на городской маршрут №21. Это было довольно странно, с учетом того, что машина предназначалась для пригорода.

До O 407 Владтранском многие перевозчики уже эксплуатировали пригородные автобусы на городских маршрутах. Только это были модели предыдущего поколения - Mercedes-Benz O 307. В самом начале нулевых эти автобусы работали у Биганова на 24-м маршруте и у ПОАТиС на 23-ем.
До O 407 Владтранском многие перевозчики уже эксплуатировали пригородные автобусы на городских маршрутах. Только это были модели предыдущего поколения - Mercedes-Benz O 307. В самом начале нулевых эти автобусы работали у Биганова на 24-м маршруте и у ПОАТиС на 23-ем.

После закрытия компании, часть автобусов были переданы Биганову, а часть проданы в другие города.

БигАвтоТранс (БАТ)

К началу десятых БигАвтоТранс имела весьма крупный парк низкопольных автобусов, как приобретенных самостоятельно, так и доставшихся ей в наследство от ВАЛ. Поэтому высокопольные немецкие автобусы перешли в разряд резервных. К тому моменту у компании оставалось совсем небольшое количество автобусов MAN SL 202. Они работали на непопулярных маршрутах №11C и №14 примерно до 2012 года. После они стали выпускаться только в качестве резервных на различные маршруты.

Бывало даже такое, что эти динозавры оказывались на крайне востребованном 24-м маршруте, и на фоне свежеперегнанных Mercedes-Benz O 405N2 они смотрелись крайне архаично. К 2012 году почти все МАНы были списаны. Последний MAN SL 202 проработал на предприятии аж до 2015 года.

С Mercedes-Benz O 405 произошла немного другая история. Все машины, что работали в нулевые годы к тому моменту были или списаны, или отправлены в резерв. Но при этом у БигАвтоТранс в 2011 году появились новые O 405. Это были машины, доставшиеся от перевозчика Владтранском.

Помните, под фотографией одного из первых Mercedes-Benz O 405 Mk II с передней створкой от ранней модификации я упоминал, что у с ним в последствии будут связаны несколько занимательных моментов. Так вот, данный автобус в период с 2011 по 2013 год поменял чуть менее двадцати государственных знаков. Делалось это для определенного рода махинаций, которых я в этой статье касаться не буду.
Помните, под фотографией одного из первых Mercedes-Benz O 405 Mk II с передней створкой от ранней модификации я упоминал, что у с ним в последствии будут связаны несколько занимательных моментов. Так вот, данный автобус в период с 2011 по 2013 год поменял чуть менее двадцати государственных знаков. Делалось это для определенного рода махинаций, которых я в этой статье касаться не буду.

Почти все они работали в качестве резервных, хотя один из них закрепили на маршрут №20, на котором он проработал вплоть до конца 2015 года.

Один из Ramseier & Jenzer ВТК также достался БигАвтоТранс. До мая 2015 года он работал на маршруте №3С, для которого с его пригородной компоновкой салона прекрасно подходил.

Внимательные могут обратить внимание, окна у него не вклеенные, как у обычного O 405, а на резинках.
Внимательные могут обратить внимание, окна у него не вклеенные, как у обычного O 405, а на резинках.
На маршруте №3С курсировал только один автобус. На сегодняшний день по этому маршруту работает перевозчик ПОАТиС. Когда именно "Третий Эс" перешел к нему у меня данных нет, но могу предположить, что примерно в 2019 году.
На маршруте №3С курсировал только один автобус. На сегодняшний день по этому маршруту работает перевозчик ПОАТиС. Когда именно "Третий Эс" перешел к нему у меня данных нет, но могу предположить, что примерно в 2019 году.

После закрытия транспортного предприятия Владтранском, перевозчик ИП Белкания Б.И., работавший на маршруте №32 по договору с ВТК, продолжил работу на данном маршруте по договору уже с его новым владельцем - БигАвтоТранс.

До того, как этот O 405-й пригнали в Россию, он работал на немецкой земле Баден-Вюртемберг. Прежде чем попасть в Владимир, автобус успел поработать сперва в Таганроге, а затем в Кольчугино.
До того, как этот O 405-й пригнали в Россию, он работал на немецкой земле Баден-Вюртемберг. Прежде чем попасть в Владимир, автобус успел поработать сперва в Таганроге, а затем в Кольчугино.
ПОАТиС (ИП Тимофеев А.В.)

ПОАТиС, в отличии от БигАвтоТранс, а также закрывшихся Владтранском и Владавтолиний, не спешил переходить на низкопольные немецкие автобусы и продолжал отдавать предпочтение высокопольным модификациям. Поэтому каких-то особых изменений его автопарк не потерпел. Разве что, начиная с 2011 года основу парка стали составлять не МАНы, а Мерседесы.

MAN SL 202 у перевозчика продержался до 2014 года. В дальнейшем все автобусы этой модели были или списаны, или проданы. С этого момента компания ПОАТиС эксплуатировала только автобусы марки Mercedes-Benz.

Этот автобус поступил к Тимофееву в феврале 2012 года и эксплуатировался до апреля 2021 года, после чего был продан в Республику Коми.
Этот автобус поступил к Тимофееву в феврале 2012 года и эксплуатировался до апреля 2021 года, после чего был продан в Республику Коми.

Большая часть Mercedes-Benz O 405, приобретаемых в период 2010-2014-х годов, продолжает работу на маршрутах и в наши дни.

ИП Михайлов А.Е.

Могли бы вы подумать, что слова "ведро", "помойка" и "хлам" могут быть синонимичны качественным немецкими автобусам поколения SL-II? Нет? Тогда данный перевозчик и субподрядчики, работающие на его маршрутах, продемонстрируют вам, как неправильная эксплуатация может довести даже такие хорошие автобусы, как Mercedes-Benz O 405 и MAN SL 202 до действительно ужасного состояния.

Автобусы на маршруте №17 в 10-е года прозвали "сервелатами". Названы они так были в честь одного из МАНов, который был обклеен в рекламу колбасных изделий. В те годы он легко мог побороться за звание худшего автобуса города.

Этот "чумазик", принадлежавший ИП Трегубову А.В. был одной из визитных карточек маршрута №17
Этот "чумазик", принадлежавший ИП Трегубову А.В. был одной из визитных карточек маршрута №17
Состояние этого автобуса, конечно, не вызывает того шока, как Мерседес с предыдущего фото. Но отсутствие одного клыка на переднем бампере и ободранная кромка двери явно не улучшали вид этого Mercedes-Benz O 405, ранее работавшего в Люксембурге.
Состояние этого автобуса, конечно, не вызывает того шока, как Мерседес с предыдущего фото. Но отсутствие одного клыка на переднем бампере и ободранная кромка двери явно не улучшали вид этого Mercedes-Benz O 405, ранее работавшего в Люксембурге.
Этот МАН, как и парочка выше находился в весьма грустном состоянии. Кстати, хочу заметить, что все три МАНа на фото принадлежали не самому Михайлову, а субподрядчику ИП Гашенкову В.Н., который к началу 2019 года остался без автобусов.
Этот МАН, как и парочка выше находился в весьма грустном состоянии. Кстати, хочу заметить, что все три МАНа на фото принадлежали не самому Михайлову, а субподрядчику ИП Гашенкову В.Н., который к началу 2019 года остался без автобусов.

В период с 2011 по 2015 год техника ИП Михайлова и субподрядчиков сильно контрастировала с автобусами других перевозчиков. Но справедливости ради нужно отметить, что не все автобусы на маршруте были так ужасны. Встречались и вполне приличные экземпляры, вроде тех, что вы можете увидеть на фото ниже.

Этот автобус перед тем, как попасть во Владимир в 2018 году, уже успел отработать четыре года в Пензе, поэтому его состояние было далеко не идеальным. Но по сравнению с экземплярами выше он был отнюдь неплох.
Этот автобус перед тем, как попасть во Владимир в 2018 году, уже успел отработать четыре года в Пензе, поэтому его состояние было далеко не идеальным. Но по сравнению с экземплярами выше он был отнюдь неплох.

И хоть автобусы Михайлова разбавляли гармонию, царившую в системе общественного транспорта Владимира, но до 2015 года ее язык не повернулся бы назвать плохой. Низкопольные автобусы Mercedes-Benz O 405N2 и MAN NL 202 практически полностью вытеснили с маршрутов своих высокопольных предшественников MAN SL 202 и Mercedes-Benz O 405. Предполагалось, что спустя несколько лет они полностью исчезнут с маршрутов нашего города. Никто и подумать не мог, что начиная с середины десятых годов высокополы вновь массово вернутся на маршруты.

Владимирпассажиртранс (ВПТ)

Акционерное общество "Владимирпассажиртранс" было преемником Владимирского Троллейбусного Управления, осуществлявшего троллейбусные перевозки в СССР. Соответственно автобусы на данном предприятии не эксплуатировались. Но немного прошерстив базу подвижного состава, я узнал, что в 2012 году ВПТ по договору работало на маршрутах №1С и №23. На линию троллейбусный перевозчик выпускал два автобуса Mercedes-Benz O 405 и один MAN SL 202.

Бывший автобус ПОАТиС за 2010-е годы успел поменять целых шесть перевозчиков, дважды побывав у ВПТ. В Германии этот автобус работал в городе Ремшайд.
Бывший автобус ПОАТиС за 2010-е годы успел поменять целых шесть перевозчиков, дважды побывав у ВПТ. В Германии этот автобус работал в городе Ремшайд.

Но уже в 2013 году все три автобуса были переданы в ООО "Экипаж" и на этом история автобусных перевозок, осуществляемых троллейбусным предприятием, должна была закончиться. Однако, все случилось совсем иначе...

Вот тут мы и подходим к моменту, когда происходящее в сфере общественного транспорта стало напоминать какой-то сюр. В конце 2014 года самый востребованный маршрут города №24, по которому еще с начала его открытия работал БигАвтоТранс, по результатам конкурса перешел к перевозчику Владимирпассажиртранс. Насколько были правомерными итоги конкурса я в данной статье рассуждать не буду, но однажды обязательно вернусь к этой теме.

Перевозчик, который ранее обслуживал исключительно троллейбусные маршруты, выпустил на линию 20 газовых автобусов Volgabus-5270.G0, которые были приобретены в лизинг при поддержке администрации города. Как стало известно в будущем, эти автобусы имели серьезный заводской брак, а нарекания к ним появились практически сразу с момента выхода на линию. Поэтому чтобы подстраховаться, в 2014-2016 годах были приобретены старые немецкие автобусы из разных городов. Были среди них и высокопольные автобусы МАН и Мерседес. Часть автобусов приобрели в Перми, часть в Красноярске, а часть взяли в аренду у владимирских перевозчиков.

И когда Волгабасы начали ломаться (а делать это они стали практически сразу) впервые за долгое время на 24-й маршрут вновь массово вышли старые высокополы Mercedes-Benz O 405 и MAN SL 202. Причем состояние большинства из них оставляло желать лучшего, а их возраст на тот момент превышал 20 лет.

Такие вот ведра начали встречаться на 24-м маршруте. Последний раз MAN SL 202 был закреплен на этом маршруте еще в середине нулевых годов. В 2010-е годы у БигАвтоТранс МАНы на "двадцать четверке" встречались исключительно в качеств резервных. На фото, кстати, тот самый автобус, который ранее уже работал у ВПТ на маршрутах №23 и 1С.
Такие вот ведра начали встречаться на 24-м маршруте. Последний раз MAN SL 202 был закреплен на этом маршруте еще в середине нулевых годов. В 2010-е годы у БигАвтоТранс МАНы на "двадцать четверке" встречались исключительно в качеств резервных. На фото, кстати, тот самый автобус, который ранее уже работал у ВПТ на маршрутах №23 и 1С.

Это был настоящий позор. Если раньше Биганов ставил на 24-й маршрут самые лучшие свои автобусы, то теперь на нем работал самый настоящий хлам ВПТ, состоящий из немцев, которые на тот момент были уже прилично ушатаны за время эксплуатации в России, и бракованных Волгабасов.

Благодаря Владимирпассажиртранс, также значительно отсрочился уход на пенсию MAN SL 202, который перестал массово эксплуатироваться на маршрутах Владимира еще в 2011 году. Один из последних линейных высокопольных МАНов работал именно по маршруту ВПТ. На данный момент он до сих пор не списан, но уже практически два года не эксплуатируется.

Последнее появление данного автобуса на линии было зафиксировано 23 декабря 2019 года.
Последнее появление данного автобуса на линии было зафиксировано 23 декабря 2019 года.

Владимирпассажиртранс оказалась не одинокой в снижений качества автобусных перевозок. В конце 2015-го - начале 2016-го года случился серьезный передел рынка пассажирских перевозок, явивший нам нового перевозчика - АДМ.

АДМ

Если ВПТ получила лишь один маршрут БигАвтоТранс, то АДМ полностью лишила компанию Биганова звания монополиста, забрав по итогам конкурсов львиную часть ее маршрутов. Поставить она на них должна была 66 новых газовых автобусов Volgabus-5270.G2. Но разумеется, этого количества не хватало, чтобы заменить более сотни автобусов БАТ. И вот тогда на помощь вновь пришли старые добрые высокопольные немцы.

ИП Белкания Б.И., который долгое время сотрудничал с БигАвтоТранс, пустил свои автобусы по маршрутам, принадлежавшим АДМ. Почему он так поступил до конца не ясно, ведь если бы у АДМ было недостаточно автобусов, то часть конкурсов на маршруты они бы попросту не выиграли. Возможно Белкания понял, куда дует ветер, и заранее выбрал более сильную сторону, а возможно существовал какой-то конфликт с Бигановым (есть мнение, что Биганов оставил Бадри без работы на маршрутах и с долгом за автобусы).

Так или иначе, часть выходов на многих маршрутах АДМ компенсировали именно автобусы Белкании. Это были высокопольные Мерседесы, которые ранее работали по договору с БАТ на маршруте №32. Большая часть их них так и продолжила работу на этом маршруте, но уже под вывеской АДМ. Кроме этого Mercedes-Benz O 405 можно было встретить на маршрутах №12С, №14 и №20.

Стоит отметить, что большая часть автобусов находилась в крайне неплохом состоянии для своих лет. А уж те, кто использовали 32-й маршрут и вовсе не почувствовали никаких изменений.

Кроме Белкании, автобусы для АДМ предоставил и предприниматель ИП Трегубов А.В., который ранее работал в качестве субподрядчика вместе с ИП Михайловым А.Е., на маршрутах №1С и №17. Эти машины были весьма ушатаны и явно не предоставляли их пассажирам какой-либо уровень комфорта.

Какую-то часть старых автобусов поколения SL-II АДМ приобретала самостоятельно. Как, например, MAN SL 202 на фото ниже.

Эту "зверюгу" притащили из Липецка в январе 2019 года. На линии он не отработал и года. Но АДМ его и приобретали вовсе не для эксплуатации на маршрутах. Главной причиной покупки являлись документы данного автобуса, под которые позже АДМ завезла гармошку MAN A23 NG 313.
Эту "зверюгу" притащили из Липецка в январе 2019 года. На линии он не отработал и года. Но АДМ его и приобретали вовсе не для эксплуатации на маршрутах. Главной причиной покупки являлись документы данного автобуса, под которые позже АДМ завезла гармошку MAN A23 NG 313.

В конце 2019 года АДМ притащил из Саратова высокопольный сочлененный автобус Mercedes-Benz O 405G. Это была далеко не первая гармошка у данного перевозчика, поэтому какого-то фурора она не произвела. Да и ее состояние оставляло желать лучшего.

Автобус на фото был выпущен в 1992 году и на своей родине в Германии работал в Гессене у перевозчика ESWE Verkehrsgesellschaft mbH.
Автобус на фото был выпущен в 1992 году и на своей родине в Германии работал в Гессене у перевозчика ESWE Verkehrsgesellschaft mbH.

Вот так и вышло, что под эгидой транспортной реформы и массового обновления подвижного состава с середины 10-х годов город Владимир наводнили старые высокопольные автобусы из Германии. Причем в этот раз они стали самым настоящим откатом в прошлое, отчего эти автобусы начали вызывать у владимирцев негативные ассоциации. За ними закрепилось обидное слово "еврохлам", довольно емко характеризующее их состояние на тот момент. Но даже на этом история стандартных автобусов второго поколения не закончилась. Около 60 автобусов Mercedes-Benz O 405 и один MAN SL 202 не просто пережили десятые годы, но и вошли в 2020-е. Об этом ниже.

2020-е

Для меня довольно необычно писать историческую статью, затрагивая при этом нынешние времена. Но именно сравнение прошлого с настоящим дает наиболее полную картину происходящего. Как уже мною сказано, автобусы поколения SL-II, начало эксплуатации которых датировалось самом началом 00-х, умудрились дожить до 2020-х годов. И если MAN SL 202, впервые появившись во Владимире в 2000-м году, к 2020-ым все-таки ушел на покой, то вот Mercedes-Benz O 405, судя по тому, что он является вторым по численности эксплуатирующимся автобусом в городе, на покой явно не собирается.

Как и в предыдущих разделах сперва продемонстрирую немного фото для погружения в атмосферу улиц Владимира наших дней.

Что же, теперь перейдем непосредственно к автобусам. Удивительно, но по сравнению с предыдущими годами начиная с 2020 года количество высокопольных немецких автобусов на маршрутах не просто не убавилось, но и увеличилось. В этом разделе я объясню, почему так вышло. Хочу отметить, что в нем я, наконец, буду в подавляющем большинстве использовать свои фотографии, а не снимки с одного желтого сайта.

ПОАТиС

Начну я с перевозчика, который фигурировал во всех моих предыдущих разделах. Вообще, у него мало что изменилось начиная с середины 10-х годов. Большая часть Mercedes-Benz O 405, приобретенная в период с 2011 по 2014 год, так и продолжила работу на маршрутах. Причем те автобусы, которые исчезли с маршрутов Тимофеева были в подавляющем большинстве проданы или другим перевозчикам Владимира, или в другие города. Списан и утилизирован за долгие годы существования перевозчика был лишь один O 405-й.

Секрет такой долгой эксплуатации старых немецких автобусов заключался в мощной ремонтной базе, находившейся на территории ПОАТиС. Она позволяла продолжать эксплуатацию техники из Германии, возраст которой превышал 25 лет. Более того, даже после серьезных ДТП автобусы восстанавливались, а не отправлялись в утиль.

Вообще, состояние высокополов даже на сегодняшний день можно расценивать, как неплохое. Даже на фоне отечественной техники, выпущенной на 15-20 лет позже. А это говорит о том, что у немецких автобусов нет года выпуска - есть состояние.

ИП Михайлов А.Е.

Михайлов, в отличии от Тимофеева имел совершенно другой подход к эксплуатации своей техники. Вместо того, чтобы заниматься поддержанием немецких автобусов в рабочем состоянии на протяжении долгих лет, этот перевозчик предпочитал укатывать автобусы до непотребного состояния, после чего менять их на новые, пригнанные из других городов. Таким образом к 2020-му году большая часть автобусов, работавшая с 2010 по 2015 год, была или продана, или списана. На сегодняшний день на линии эксплуатируются автобусы, приобретенные в период с 2016 по 2020 год.

Это, кстати, позволило Михайлову к 2020-му году сравняться по качеству перевозок с многими другими перевозчиками. Хотя основной причиной того, что сейчас автобусы Михайлова больше не выглядят так плохо на фоне остальных, все-таки является общее снижение качества пассажирских перевозок во Владимире

Завершая рассказ о данном перевозчике, хочется отметить один интересный эпизод, случившийся в апреле 2021 году. Тогда из-за нехватки автобусов на линии городского маршрута №17 эксплуатировался пригородный автобус Mercedes-Benz O 408. Модель, которая представляла из себя экскурсионную версию O 407-го, весьма необычно смотрелась на городском маршруте, чья трасса проходила в самой загруженной части города с большим пассажиропотоком.

Владимирпассажиртранс (ВПТ)

Владимирпассажиртранс к 2020-м годам списал последний свой MAN SL 202 и вывел из эксплуатации несколько автобусов Mercedes-Benz O 405. Тем не менее, на 2022 год у него в эксплуатации остается 6 высокопольных Мерседесов, которые на данный момент нечем заменить.

Впрочем, вероятно, что 2022 год станет последним для этих O 405-х, поскольку ВПТ получило инфраструктурный кредит на сумму 253 миллиона рублей, которые будут потрачены на покупку 17 новых автобусов.

Upd: По состоянию на конец апреля 2022 года никаких подвижек в приобретении новых автобусов нет. Результаты конкурса уже несколько раз отменяли, саму конкурсную программу пересматривали. По итогу, максимум, который может получить Владимир - это 12 автобусов большого класса и 2 автобуса среднего класса. И даже это количество на сегодняшний день стоит под вопросом.

АДМ

К 2020-му году поголовье Волгабасов АДМ стало редеть. Многие из них стояли на приколе с серьезными поломками. Помимо этого, большая часть низкопольных Мерседесов купленных у БигАвтоТранс в период, когда компания ушла с рынка пассажирских перевозок в 2018 году, встали под забор. Причиной тому было банальное отсутствие нормального обслуживания. А 15 Сканий, купленных у "Питеравто" и вовсе начали массово гореть и ломаться, отчего были списаны или отставлены от эксплуатации.

Тогда начиная с осени 2020-го года АДМ начала завозить во Владимир старые высокопольные Мерседесы из Саратова. Куплены эти автобусы были за копейки, поэтому состояние их оставляло желать лучшего. Часть из них так и ни разу не вышли на маршруты.

Как минимум два автобуса на этом фоне никогда не выходили на маршруты Владимира. (Фото взято из группы ВКонтакте «PRO Транспорт» Владимир News.)
Как минимум два автобуса на этом фоне никогда не выходили на маршруты Владимира. (Фото взято из группы ВКонтакте «PRO Транспорт» Владимир News.)

А в сентябре 2020-го года АДМ и вовсе докатилась до того, что выпустила на маршруты MAN SL 202, который на тот момент уже не эксплуатировался ни одним владимирским перевозчиком. Именно MAN SL 202 на фото ниже стал самым последним автобусом данной модели, эксплуатирующимся на городских маршрутах. Причем эксплуатация его закончилась не у АДМ, а у перевозчика ОКТО в 2021 году. Таким образом, богатая история жизни этого немецкого автобуса во Владимире, длившаяся 21 год, наконец, закончилась.

Бывший автобус ПОАТиС проработал в городе Владимир 17 лет, с 2004 по 2021 год. Скорее всего это рекордный срок эксплуатации среди всех владимирских автобусов. (Автор ajnj: ed4mk0089)
Бывший автобус ПОАТиС проработал в городе Владимир 17 лет, с 2004 по 2021 год. Скорее всего это рекордный срок эксплуатации среди всех владимирских автобусов. (Автор ajnj: ed4mk0089)

В 2021 году произошел очередной передел рынка пассажирских перевозок, правда на этот раз он был связан не с отбором маршрутов у бывшего перевозчика-монополиста. АДМ в виду сложившейся финансовой ситуации начала массово отказываться от маршрутов, а 13 июля 2021 года полностью ушла с рынка пассажирских перевозок. Большая часть ее автобусов на сегодняшний день не эксплуатируются. Практически все высокополы АДМ ушли в неизвестном направлении, лишь несколько из них были выкуплены новоиспеченными перевозчиками.

ИП Белкания Б.И. (РТС)

Небольшой перевозчик Белкания, долгие годы находившийся в тени крупных перевозчиков АДМ и БАТ, умудрился пережить обоих и в 2021 году, наконец, смог стать полноценным городским перевозчиком с собственными маршрутами. Ими стали городской маршрут №32, на котором он практически десять лет работал по договору, и маршруты №6С и №21С. Чуть позже, 21-й маршрут перешел перевозчику ОКТО, а Белкания получил по временному договору 15-й.

Подвижный состав по сравнению со второй половиной 10-х годов у него практически не изменился. Это были все те же высокопольные Mерседесы, которые работали еще со времен Владтранском. На первом фото ниже, к слову, изображен самый старый автобус Владимира - Mercedes-Benz O 405 1985 года постройки. Т.е. на 2022 год ему уже практически 37 лет.

При этом, само состояние автобусов, хоть и далеко от идеала, но достаточно приличное на фоне подвижного состава остальных перевозчиков. Разве что ПОАТиС по состоянию старых немцев может посоперничать с Белканией.

ОКТО

Раннее уже упоминавшийся перевозчик ОКТО появился в 2020 году и начинал, как небольшой перевозчик обслуживающий один единственный маршрут №16С автобусами среднего класса МАЗ 206. Но в 2021 после ухода АДМ, большая часть оставленных ею маршрутов достались именно компании ОКТО. Интересно, что соучредитель у АДМ и ОКТО один - Спириков А.К.

Изначально на первые полученные маршруты ОКТО выпустила НЕФАЗы и ЛиАЗы. Но с появлением новых маршрутов у перевозчика, автобусов стало не хватать. К тому же все ЛиАЗы ОКТО к началу лета были выведены из эксплуатации. И тут в очередной раз ситуацию спасли немецкие автобусы. Большая часть из них было низкопольными, но имелось и пять автобусов Mercedes-Benz O 405. Три автобуса пригнали из Пензы и Саратова, а два приобрели у АДМ. Все они представлены на фотографиях ниже.

Особо внимательные насчитают на фотографиях в первой галерее шесть, а не пять автобусов. Один из автобусов, ранее купленных в АДМ, был передан другому новому перевозчику - ТП Владимир. К нему и перейдем.

ТП Владимир (СитиЛайн)

Данный перевозчик появился летом 2021 года. Насколько мне известно, его руководители также имели отношение к АДМ. Работает он на маршрутах №20С, 22С и 22. Его подвижный состав в подавляющем большинстве представлен автобусами Mercedes-Benz O 405N2. Но помимо них присутствуют четыре O 405-х, три из которых были куплены в Пензе, а один достался от перевозчика ОКТО.

Интересно, что автобус на первой фотографии ниже уже когда-то работал во Владимире. До того, как попасть в Пензу, он успел поработать с 2008 по 2011 год у перевозчика ПОАТиС, после чего был продан компании Владтранском. Там он работал на маршруте №21, но буквально спустя пару месяцев был подготовлен к продаже и отправлен в Пензу. И вот спустя ровно десять лет автобус вернулся на маршруты Владимира. Иронично, не правда ли?

В июле 2021 года ТП Владимир приобрел у АДМ высокопольную гармошку Мерседес (единственная из гармошек, которую не успели арестовать приставы).

Этот автобус на момент 2022 года является одной из двух оставшихся гармошек во Владимире и единственным представителем модели O 405G.

По неизвестным мне причинам в ноябре 2021 года предприятие "ТП Владимир" было преобразовано в компанию ООО "СитиЛайн". По факту сменилась только вывеска, никаких других видимых изменений не произошло. Весь подвижный состав сохранился в том же виде, маршруты СитиЛайн продолжил обслуживать все те же.

Транссовт

Бывший руководитель АДМ Андрей Малый в 2020 году открыл компанию "Транссовт", которая занималась пассажирскими перевозками на пригородных маршрутах. Но в 2021 году она получила в свое распоряжение городские маршруты №16С и №13С. По большей части на этих маршрутах работали автобусы МАЗ 206 и низкопольные Mercedes-Benz O 405N, но помимо них был и один высокопольный Мерседес, который ранее работал у ИП Сергеевой на маршруте №17.

Если во время работы на маршруте №17 этот автобус был одним из лучших на линии, то у Транссовта он прилично так подустал. Интересно, отчего у него был взят передний бампер, непохожий на оригинальные мерседесовские бампера. (Автор фото: Тихий)
Если во время работы на маршруте №17 этот автобус был одним из лучших на линии, то у Транссовта он прилично так подустал. Интересно, отчего у него был взят передний бампер, непохожий на оригинальные мерседесовские бампера. (Автор фото: Тихий)
На сегодняшний день во Владимире осталось лишь два бывших швейцарских автобуса на городских маршрутах, а ведь когда-то их насчитывалось около десяти. (Автор фото: death_infinity)
На сегодняшний день во Владимире осталось лишь два бывших швейцарских автобуса на городских маршрутах, а ведь когда-то их насчитывалось около десяти. (Автор фото: death_infinity)

По итогу, начало 2020-х годов показало, что старички готовы работать даже спустя 25-35 лет, после своего выпуска. И хоть MAN SL 202 все-таки в начале 2021 года завершил работу на городских маршрутах, но Mercedes-Benz O 405 все также продолжает оставаться одним из основных линейных автобусов Владимира. Конечно, на сегодняшний день эти автобусы очень сильно устарели. По современным меркам уже нельзя назвать эти автобусы соответствующими хоть каким-либо критериям комфортабельности, да и их техническая часть с каждым годом требует к себе все больше внимания. Но тем не менее, благодаря этим автобусам владимирцы могут видеть ПАЗики и маршрутки лишь в страшных снах. Поэтому предлагаю не быть слишком категоричным к старым высокопольным немцам.

На этом я завершаю не только раздел о 2020-х годах, но и рассказ о немецких стандартных автобусах второго поколения на городских маршрутах Владимира. Однако, сам материал все еще не закончен, поскольку автобусы поколения SL-II работали не только в городе, но и на пригородных направлениях.

Стандартные автобусы на пригородном сообщении

Я не стану слишком подробно расписывать работу автобусов поколения SL-II на пригородных маршрутах Владимира, иначе объем раздела выйдет слишком большим. Тем более, что на данный момент сама статья и так получается крайне объемной. Поэтому, надеюсь, никто не обидится, если я лишь кратко пробегусь по ряду перевозчиков и их подвижному составу.

Начну с Владимирского ПАТП (ИП Солодов А.В.), которое является наследником АТП времен СССР, которое когда-то представляло собой основу автобусного парка. Начиная с нулевых годов положение муниципального перевозчика начало резко ухудшаться и если до 2010-х его можно было встретить на городских маршрутах, то в дальнейшем его автобусы работали исключительно на пригороде. Сейчас же это и вовсе небольшое транспортное предприятие под управлением частника Солодова А.В.

Долгое время я почему-то считал именно этот автобус одним из самых первых Мерседесов в городе. На деле же он появился уже во второй половине нулевых, т.е. значительно позже первых О 405-х.
Долгое время я почему-то считал именно этот автобус одним из самых первых Мерседесов в городе. На деле же он появился уже во второй половине нулевых, т.е. значительно позже первых О 405-х.

Интересно, что в 2015 году именно Солодов отдал в аренду несколько своих автобусов Владимирпассажиртрансу.

Один из последних купленных БигАвтоТранс высокопольных Мерседесов был приобретен в 2013 году и сразу отправился на пригородные маршруты. Этот автобус является поздней модификацией Mercedes-Benz O 405 Mk II, выпущенной в 1997 году, что делает его одним из самых свежих O 405-х во Владимире.

Собинский перевозчик ИП Князев В.А. с 2009 года эксплуатирует немецкие автобусы на маршруте №164 Владимир-Собинка. Его подвижный состав представляет собой три автобуса Mercedes-Benz O 405 и один MAN SL 202. И если MAN SL 202 на сегодняшний день больше не эксплуатируется, то вот два из трех Мерседесов продолжают работу и в 2022 году.

Муниципальный перевозчик из Радужного уже фигурировал у меня в прошлой статье о стандартных автобусах первого поколения. Параллельно с "кругляками" он эксплуатировал и автобусы следующего поколения - Mercedes-Benz O 405. Эти автобусы появились у АТП ЗАТО Радужный в августе 2004 года.

В период с 2014 по 2016 годы на маршруте №115 Радужный-Владимир массово стали работать автобусы поколения SL-II. Большинство из них были приобретены у перевозчика БигАвтоТранс. На сегодняшний день на линии эксплуатируется пять Mercedes-Benz O 405, один Ramseier & Jenzer и один MAN SL 202.

Фото с территории автобусного парка г. Радужный.
Фото с территории автобусного парка г. Радужный.

До недавнего времени на линии работали 7 Мерседесов, но один из них перестал эксплуатироваться в виду своего возраста в 2018 году, а второй 17 января 2022 года попал в серьезное ДТП, после которого, скорее всего его восстанавливать не станут.

Как скоро завершится эксплуатация этого МАНа пока не ясно. С одной стороны АТП г. Радужный не так давно получил пять ЛиАЗов 5292.21, но выпустят ли их в качестве замены немцам на 115-й маршрут - неизвестно. Особенно учитывая тот факт, что в ЛиАЗах установлено лишь 22 сидячих места, что для маршрута, связывающего два города, крайне мало.
Как скоро завершится эксплуатация этого МАНа пока не ясно. С одной стороны АТП г. Радужный не так давно получил пять ЛиАЗов 5292.21, но выпустят ли их в качестве замены немцам на 115-й маршрут - неизвестно. Особенно учитывая тот факт, что в ЛиАЗах установлено лишь 22 сидячих места, что для маршрута, связывающего два города, крайне мало.
А ведь когда-то по дорогам Владимира колесило множество таких МАНов.
А ведь когда-то по дорогам Владимира колесило множество таких МАНов.

Стоит добавить, что на 2022 год это последний линейный MAN SL 202, который можно встретить во Владимире.

Mercedes-Benz O 407 & MAN SÜ 242 (Standart Überand-Linien Bus II)

Рассказ об автобусах, работающих на пригородном сообщении, будет неполным без упоминания пригородных модификаций стандартных автобусов второго поколения. И начну я с Mercedes-Benz O 407.

Первые O 407-е появились в 2009 году у компании БигАвтоТранс. Она, собственно и стала основным эксплуататором этих автобусов. В 2010-х года эти автобусы ходили по пригородным маршрутам, которых у БАТ было немало. Стоит уточнить, что автобусы работали не в самом БигАвтоТрансе, а в его дочернем предприятии ООО "Евротрансвладимир".

Состояние пригородных Мерседесов всегда значительно превосходило состояние городских модификаций. Причиной тому была куда более щадящая трассовая эксплуатация.
Состояние пригородных Мерседесов всегда значительно превосходило состояние городских модификаций. Причиной тому была куда более щадящая трассовая эксплуатация.
Единственный О 407-й БигАвтоТранс, на который были установлены двери с неполным остеклением. Ранее данный автобус работал в Норвегии.
Единственный О 407-й БигАвтоТранс, на который были установлены двери с неполным остеклением. Ранее данный автобус работал в Норвегии.
В Германии этот автобус работал сразу на двух предприятиях, сперва в RAB, потом в KVG.
В Германии этот автобус работал сразу на двух предприятиях, сперва в RAB, потом в KVG.

После того, как в 2020-м году БигАвтоТранс ушла с пригородных маршрутов, часть ее автобусов перешли к перевозчику РТС, он же ИП Белкания Б.И.

Кроме того, достаточно много O 407-х эксплуатировалось и продолжает эксплуатироваться в качестве служебных автобусов.

MAN 888 SÜ 242 крайне редкий зверь в нашем городе. За всю историю во Владимире работали лишь пять МАНов пригородной модификации. Три принадлежали БигАвтоТрансу, а еще два ПОАТиС и Владимирскому ПАТП (ИП Солодов А.В.)

Все три МАНа, работавшие в БигАвтоТранс, ранее эксплуатировались в немецком городе Ганновер. Хотя касательно автобуса на фото точной информации нет.
Все три МАНа, работавшие в БигАвтоТранс, ранее эксплуатировались в немецком городе Ганновер. Хотя касательно автобуса на фото точной информации нет.
Красились автобусы уже на предприятии БигАвтоТранс.
Красились автобусы уже на предприятии БигАвтоТранс.
На сегодняшний день все три бывших бигановских автобуса по базе подвижного состава являются действующими и работают в городе Александров.
На сегодняшний день все три бывших бигановских автобуса по базе подвижного состава являются действующими и работают в городе Александров.

В отличии от МАНов БАТ и ПОАТиС, SÜ 242 Солодова имел двери с планетарным механизмом, а не прислонно-сдвижным. Этот автобус был приобретен в Иваново в ноябре 2011 года. Причем до Иваново он с 2002 года работал в городском округе Коломна (Московская область).

Именно этот автобус продолжает эксплуатироваться и по сей день. Правда, автобус успел сменить окрас и перевозчика. Теперь он принадлежит Суздальскому АТП и работает на маршруте 159 Суздаль-Владимир. Он остается не только последним линейным MAN SÜ 242 во Владимире, но и одним из двух последних стандартных автобусов МАН в принципе.

Mercedes-Benz O 408

Но самым редким представителем стандарта VöV-II стала экскурсионная модификация Mercedes-Benz O 408, выпускаемая на основе O 407-го. Лишь два таких автобуса работало во Владимире на маршрутах. Один у БигАвтоТранс, второй у ИП Трегубова А.В.

Автобус Трегубова уже упоминался ранее в статье, в разделе "2020-е годы", где я демонстрировал его работу на городском маршруте №17. Но то была разовая акция, все остальное время данный автобус закреплен на пригородном маршруте №133.

Учитывая, что на сегодняшний день судьба автобуса БАТ неизвестна, O 408 перевозчика ИП Трегубова А.В. является последним линейным автобусом этой модели во Владимире.

Заключение

Данная статья наконец подходит к своему логическому завершению. Какие же можно сделать выводы? В начале нулевых MAN SL 202 и Mercedes-Benz O 405 стали по-настоящему прогрессивными автобусами для города Владимира и не просто спасли пассажирские перевозки тех лет, а вывели их на совершенно новый уровень. Качеству владимирской системы общественного транспорта в те годы могли позавидовать многие города и подвижный состав был одной из главных причин этого.

Многие, несмотря на то, что немецкие автобусы до сих пор работают во Владимире, уже испытывают теплые чувства, схожие с ностальгией, вспоминая о том, как ездили на этих МАНах и Мерсах в самом начале нулевых. В те времена было интересно обращать внимание на всякие мелочи, вроде надписей на немецком языке и необычные кнопки "STOP" расположенные, практически на каждом поручне. Удивительным казалось, что в одинаковых внешне автобусах обивка сидений практически всегда имела разный рисунок. Забавно было видеть изрисованные немецкой молодежью спинки сидений.

Ну а легендарный воющий звук автоматических коробок передач Voith и ZF в совокупности с размеренным звуком двигателей MAN и Mercedes-Benz, до сих пор воспринимается на слух, как что-то знакомое, напоминающее о периоде детства или молодости. Именно эти автобусы завлекали тех немногих владимирских любителей общественного транспорта глубже погрузиться в эту тему.

Но это все лирика. Если говорить о самой работе автобусов во Владимире, то достаточно любопытно было пронаблюдать, как поменялась расстановка сил, среди двух представителей стандартных автобусов второго поколения от MAN и Mercedes. Сперва, именно МАНы заполонили улицы города, но уже к десятым годам Мерседесы начали вытеснять их, а на сегодняшний день MAN SL 202 во Владимире встретить практически невозможно, тогда, как Mercedes-Benz O 405 все еще является одним из самых распространенных автобусов на маршрутах города. Неужели автобус от MAN, несмотря на схожесть с моделью от Daimler-Benz AG, оказался значительно менее надежным? Вовсе нет.

-137

Причина тому довольно проста: производство MAN SL 202 было завершено уже в 1993 году, тогда, как O 405-й продолжали выпускать параллельно с низкопольными автобусами вплоть до 2001 года. Из этого следует, что самый молодой МАН имеет возраст практически 30 лет, а самому молодому Мерседесу лишь чуть больше двадцати. Ну и разумеется роль играет тираж автобуса: Мерсов было выпущено значительно больше, следовательно запчасти для них достать куда проще, чем для МАНов. Вот и оказывается, что SL 202 просто подошел к тому рубежу, когда возраст уже становится серьезной проблемой для регулярной эксплуатации на маршрутах.

В дополнение ко всему вышесказанному хочу немного добавить своих личных впечатлений от автобусов, которым была посвящена статья. Если MAN SL 202 меня из-за своего достаточно утилитарного вида привлекал не слишком, и в самом начале нулевых, будучи совсем ребенком, я особо не обращал на него никакого внимания, то вот Mercedes-Benz O 405 стал для меня автобусом, с которого для меня в принципе началось увлечение автобусным транспортом. Причин тому было несколько:

Во-первых - это же Мерседес! Ну кто в то время не ассоциировал автомобили данной марки с качеством, роскошью и непревзойденным уровнем комфорта? Поэтому коммерческая техника, вроде грузовиков и автобусов автоматически вызывала ассоциации с премиальными легковыми автомобилями.

-138

Во-вторых, внешний вид автобуса на мой субъективный взгляд был действительно привлекательным. Аккуратная передняя маска с оригинальным U-образным бампером и фарами от легкового автомобиля Mercedes-Benz W123 даже на сегодняшний день выглядит крайне лаконично. А боковые борта с вклеенными боковыми стеклами заканчивали строгий и изящный облик. Даже задняя часть, по сравнению с тем же MAN SL 202, умудрялась выделяться наличием заднего бампера и верхними двухкамерными фонарями, объединявшими в себе поворотники и габариты.

-139

В-третьих, ходовые качества и уровень комфорта Mercedes-Benz O 405 по сравнению с остальными автобусами и троллейбусами, которые эксплуатировались во Владимире в начале нулевых, были на непревзойденном уровне. Даже его предшественник O 305, несмотря на схожие агрегаты, в виду своего возраста с точки зрения пассажира, сильно уступал более свежей модели.

Шестилетнему мне на тот момент хватило, в общем-то, и первой причины, чтобы сформировать положительное впечатление о данном автобусе. Кроме того, в будущем я стал подмечать, что эти автобусы меняются, появляются O 405-е со сплошным остеклением дверей, цельным лобовым стеклом и новой решеткой радиатора. Интерес к этим высокопольным автобусам начал угасать лишь с появлением в 2005 году новых низкопольных немцев. И даже спустя практически два десятка лет, я продолжаю тепло относиться к данной модели, хоть на сегодняшний день большинство ходовых Mercedes-Benz O 405 представляют из себя весьма печальное зрелище.

Это, кстати, одна из главных причин холиваров на тему того, насколько обоснована эксплуатация старых немецких автобусов поколения SL-II, возраст большинства из которых уже давно превысил двадцать пять лет. Может быть им всем давно пора на свалку? Отчасти, может и пора, но в условиях, когда город не может себе позволить никакую технику большого класса, эти неприхотливые и безотказные автобусы становятся настоящим спасением от ПАЗиков и ГАЗелей, которые распространены в большей части городов России. И на их фоне город Владимир, даже эксплуатируя настолько старую технику, смотрится значительно выгоднее, предлагая пассажирам большие просторные автобусы.

А на этом у меня все. Продолжение как всегда следует...

Все фотографии автобусов MAN и Mercedes-Benz взяты с сайтов fotobus.msk.ru и ttransport.ru.

P.S. Сама статья основана на сведениях, собранных мною на сайте Автобусного транспорта - fotobus.msk.ru. Если на ваш взгляд имеются неточности, то буду рад услышать более достоверную информацию и провести работу над ошибками.

#автобусы #германия #история #man #mercedes #мерседес #общественный транспорт #фото #техника #владимир