Понять творческого человека сложно. Тем более если он занимается какими-то вещами непонятными для большинства своих современников. Однако рассматривать само явление творца, да ещё и в начале прошлого столетия крайне занимательно. Революция породила в нашей стране не только дискурс об устройстве государства, она, на мой взгляд, так же расширила и горизонты творческих личностей. Невозможно себе представить такие стихи или такую живопись, которая создавалась в самом начале существования Советского Союза при царе. И дело не в том, что изначально не было цензуры, скорее тут важен сам момент, что новая власть искала и новое слово в любом искусстве. Потому-то многим творческим людям было комфортно жить в новой реальности, которая наступала стремительно и внезапно. Вот об одном из таких замечательных персонажей и поговорим сегодня.
Слово «персонаж» я использую не случайно. Даниил Хармс умудрился так выстроить свою жизнь, что границы между реальным человеком и выдуманным были сильно размыты. И, пожалуй, его можно назвать в определенном смысле гением маркетинга. Правда, слова такого в то время не знали. То есть Хармс как-то интуитивно задумался о том, что его образ важен не меньше его произведений.
Если говорить о произведениях, то тут всё очень непросто. Начало 20 века распахнуло двери в какие-то головокружительные просторы. Экспериментами тогда увлекались все. Но кто-то шагал по ступенькам как Маяковский, а кто-то лез в такие дебри как Хлебников или Введенский. Хармс же без сомнений самобытен и не похож ни на кого. Я рискну сказать, что он вообще один из самых ярких представителей той творческой интеллигенции, которой сейчас нет. Интересен же он тем, что его произведения не поддаются какому-то переводу на другие языки. Он великолепен исключительно в пространстве русской словесности. И, наверное, его поэзия, так же как и проза будет непонятна даже тем иностранцам, которые изучали наш великий и могучий язык. Справедливости ради стоит сказать, что Хармс и нам-то не всегда понятен. Больно уж своенравный и самобытный человек он был.
Судьба его сложилась трагически. Были там и аресты и лихая смерть в психиатрической больнице при «Крестах». К слову я не считаю то, что с ним случилось последствиями каких-то репрессий. Вовсе нет. Во время войны устраивать панику не следует и это вам подтвердит любой человек имеющий армейский опыт. Нет ничего хуже паникеров и людей, наводящих суету. Так что тут вопросы следствия были вполне логичны. Но я бы обратил внимание, что его направили именно лечить голову. Хотя с точки зрения военных он был преступником. То есть советская власть отнеслась с пониманием, к тараканам, бегающим в голове Хармса.
Вообще это очень деликатный такой вопрос может ли творец, выходящий постоянно, за какие-то флажки быть здоровым. Я скорее склоняюсь к тому варианту, что нет. И судить о творческих людях так, как мы судим о простых обывателях, не следует. Нельзя к творцам подходить с теми же критериями. Слишком сложные они и противоречивые натуры. Рассматривая же Хармса так вообще сложно судить о том, где до нас дошёл какой-то вымысел о нём, а где, правда. Просто ему не повезло оказаться в блокадном Ленинграде.
Если же говорить о моих личных впечатлениях, то тут они связаны с детскими воспоминаниями. Вот уж не знаю, читали ли в нежном возрасте его произведения, но я помню, как был поражен и удивлен тем, что он делал для детишек. Даже в детстве мне всё это казалось очень странным. Но если Маяковский выглядел просто сложным, то Хармс совсем уж запредельно непонятным и не от мира сего.
Тем не менее, он ещё при жизни активно работал с издательствами и создавал литературу для детей. Оценить какое влияние он оказал на культуру сложно, но какие-то семена его детские произведения точно посеяли во всех нас. Слишком они выделялись на фоне всего остального.
Сегодня мы можем запросто вообразить, что кто-то будет сочинять как Хармс, но я не могу представить издателя, который возьмётся издавать подобную литературу для детей. То есть мы в очередной раз можем отметить безграничную смелость советских творческих людей и тех, кто занимался культурой. Не боялись тогда выходить за общепринятые рамки и удивлять детей. Хорошо ли это или плохо? Я убежден, что хорошо. Тем более с точки зрения поэзии его стихи прекрасны и безупречны, а вот заигрывания с содержимым очень любопытны. Хармс умудрялся создавать какие-то удивительные образы, которые однозначно вызывали у детей неожиданные ассоциации. Нет, я не могу назвать его самым значимым поэтом своего времени, но то, что он занял определенную нишу, где безраздельно властвовал это точно. И именно по этой причине его до сих пор помнят.
Ну а если кто-то и не помнит, то вот я напомнил. Почитайте его на досуге, не сомневаюсь, что и сейчас он произведёт неизгладимое впечатление. У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.