Найти в Дзене
Посмотрим

Это не Ахматова! О картине Модильяни в фильме "Служебный роман"

За последние пару недель мне на глаза четырежды попались тексты со всякими безосновательными допущениями и откровенно недостоверными фактами об этой картине и причинах её появления в фильме Эльдара Рязанова. А если точнее: о причинах появления её репродукции в квартире Людмилы Прокофьевны, где мы оказываемся вместе с Новосельцевым. Не могу не прокомментировать весь этот вздор: 1. "Известно, что "Девушка в матроске" Модильяни - Анна Ахматова, с которой у художника случился короткий, но бурный роман" - было сказано в одной публикации. Нет, это не Ахматова! На самом деле известно, что встреча и общение Анны Ахматовой с Амедео Модильяни состоялись в Париже в 1910-1911 годах, а картина "Девушка в матроске" из собрания Метрополитен-музея написана в 1918-м. И на сайте музея об этом портрете сообщается следующее: Модильяни в момент написания картины пытается поправить здоровье на юге Франции - парижских друзей и знакомых, с которых он привык писать портреты, рядом нет, поэтому он приглашает по

За последние пару недель мне на глаза четырежды попались тексты со всякими безосновательными допущениями и откровенно недостоверными фактами об этой картине и причинах её появления в фильме Эльдара Рязанова. А если точнее: о причинах появления её репродукции в квартире Людмилы Прокофьевны, где мы оказываемся вместе с Новосельцевым. Не могу не прокомментировать весь этот вздор:

1. "Известно, что "Девушка в матроске" Модильяни - Анна Ахматова, с которой у художника случился короткий, но бурный роман" - было сказано в одной публикации.

Нет, это не Ахматова! На самом деле известно, что встреча и общение Анны Ахматовой с Амедео Модильяни состоялись в Париже в 1910-1911 годах, а картина "Девушка в матроске" из собрания Метрополитен-музея написана в 1918-м. И на сайте музея об этом портрете сообщается следующее: Модильяни в момент написания картины пытается поправить здоровье на юге Франции - парижских друзей и знакомых, с которых он привык писать портреты, рядом нет, поэтому он приглашает позировать местных - горчичных, продавщиц, детей.

Итак, это потрет неизвестной. И эта неизвестная совсем не похожа на Анну Андреевну.

Картина Модильяни и фото Ахматовой.
Картина Модильяни и фото Ахматовой.

2. В других публикациях утверждалось, что с помощью этой картины Рязанов намекает на чувства между главными героями фильма. Мол, должна выстроиться цепочка: Модильяни - Ахматова - любовь. Даже если не считать портрет изображением Ахматовой, всё равно должна выстроиться.

Мои возражения таковы:

- Я не нашла интервью, книги или телепередачи, где сам Рязанов сказал бы об этом намёке (если вы знаете такой источник - пожалуйста, сообщите!). А ведь у Рязанова есть эссе ""Пропавшие" рисунки Модильяни" как раз об отношениях художника с Ахматовой: уж там бы он мог прокомментировать сцену из своего фильма.

- Герои фильма не обсуждают картину за ужином. Ни слова.

- Зачем Рязанову намекать на очевидное? Зрителю и так к этому моменту всё ясно про чувства между главными героями.

- Ладно, допустим, Рязанов не намекнуть хотел, а усилить тему любви, зарифмовать реальность героев с реальностью гениев прошлого (вообще, большой вопрос - был ли между Ахматовой и Модильяни роман и насколько бурный, но сейчас не об этом речь). И снова возражаю. Рязанов - более чем адекватный человек. Он снимает народное кино, он хочет и умеет быть понятным. Внимание, вопрос: сколько человек, увидевших этот фильм в конце 1970-х, опознали бы в этой картине работу Модильяни, вспомнили бы в связи с Модильяни об Ахматовой и провели нужные параллели? Не забывайте ещё, что тогда у зрителя не было возможности ни фильм поставить на паузу, чтоб хорошенько рассмотреть картину, ни скриншот сделать и загуглить потом.

Пока Людмила Прокофьевна меняет домашний халат на платье, Новосельцев осматривается у неё в гостиной. Бросает взгляд и на Модильяни. И не похоже, что он узнаёт картину и видит в ней что-то многозначительное. Он не замирает перед картиной. Коротко смотрит с оттенком удивления - и всё.
Пока Людмила Прокофьевна меняет домашний халат на платье, Новосельцев осматривается у неё в гостиной. Бросает взгляд и на Модильяни. И не похоже, что он узнаёт картину и видит в ней что-то многозначительное. Он не замирает перед картиной. Коротко смотрит с оттенком удивления - и всё.

3. Те, кто утверждает, что эта картина указывает на историю Модильяни и Ахматовой, в качестве аргумента говорят: Рязанов - великий, у него в фильмах ничего не бывает просто так, каждая деталь что-то значит.

Насчёт того, что Рязанов - великий, у меня никаких возражений. А вот просто так в фильме может появиться что угодно. И вот вам простое доказательство. В "Служебном романе" также появляется скульптура "Персей и Пегас" (1888) француза Эмиля-Луи Пико. И появляется там именно она, а не какая-нибудь другая скульптура, потому, что именно эта имелась в реквизиторском цеху киностудии.

" Это не лошадь, это мамонт какой-то..."
" Это не лошадь, это мамонт какой-то..."

Эту скульптуру называют "любимой лошадью Мосфильма" - она мелькает во множестве других фильмов: "Ширли-мырли" (1995), "Мой ласковый и нежный зверь" (1978), "Бриллиантовая рука" (1968), "Пакет" (1965), "Секретная миссия" (1950):

Напоминаю, "Служебный роман" вышел в 70-х. Это не наши дни, когда любую репродукцию можно найти в интернете и распечатать. Возможно, Рязанов выбирал просто из тех репродукций, которые были в его распоряжении. И выбрал ту картину, которая нравилась ему самому.

Итак, на картине - не Анна Ахматова. И у нас нет никаких оснований считать, что с помощью этой картины Рязанов намекает на роман между Ахматовой и Модильяни.

Но! Зритель имеет полное право формулировать чуть иначе: я вижу эту картину - и вспоминаю Ахматову с Модильяни. Видеть мы можем что угодно - важно только не приписывать своё видение автору и не перевирать факты. Для меня, например, эта картина о том, что Людмила Прокофьевна интересуется не только отчётами, но и живописью. И что её хороший вкус проявляется не только в выборе платья.

Наталья Кандаурова