Ежегодный проект - сотрудничество Государственного Эрмитажа и Императорского фарфорового завода декабрьская выставка фарфора в одном из залов Зимнего дворца. На этот раз парадная выставка в Гербовом зале посвящена творчеству мастеров XIX века и называется "Виван Босе и Август Липпольд: мастера живописного отделения императорского фарфорового завода. 1850-1870-е годы".
Французский мастер-орнаменталист Виван Босе (1818-1876) был уже признанным авторитетом в области дизайна предметов роскоши, когда администрация императора Александра II пригласила его в Россию. Современники называли Босе "неистощимым композитором рисунков".
Поначалу Босе был известен как книжный иллюстратор. Он первым иллюстрировал роман А.Дюма "Три мушкетёра". Работал как дизайнер кроватей - на выставке представлены его проекты.
Особую славу Босе принесли его орнаменты. Здесь он был неистощим.
Второй художник саксонский мастер копийной живописи Август Липпольд (1823-1915) также был хорошо известен в Европе и, чтобы залучить его в Россию, ему предложили пост главного художника Императорского завода. Приехав по контракту на год, он остался в России до конца, тем не менее о нём сохранились гораздо более скудные сведения и даже портрета его не нашлось, кроме нечёткого изображения на коллективной фотографии сотрудников завода.
В Гербовом зале центральное место занимают огромные вазы мастеров XIX века по рисункам Вивана Босе.
В витринах представлены пласты с копийными картинами и портретами работы Августа Липпольда.
Завершают выставку работы современных художников IPM.
Изумительную красоту видно, а об особенностях безумной трудоёмкости, технологической сложности и секретах мастерства рассказала автор выставки Тина Хмельницкая (Екатерина Сергеевна Хмельницкая, доктор искусствоведения, научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков).
Рассказ Тины у меня записан на диктофон почти целиком. См. плейлист https://vk.com/audios-42430910?section=playlists&z=audio_playlist-42430910_3
Огромные вазы мастеров прошлого безумно хороши, фарфоровые пласты с портретами и копиями картин потрясают качеством воспроизведения и гладкостью фарфора. Это вечные портреты, но хрупкие, им удары страшны. Уцелевшие после массовых распродаж 20-30-х годов ХХ века, вазы стоят в Фельдмаршальском зале и к ним так привыкли сотрудники, что не узнали на выставке. Сегодня мы задумались о секретах конструкции, сборки и возможности перемещения. При весе почти 200 кг их даже из зала в зал могут перемести на тележках только специально обученные люди. Иначе что-нибудь поломается - две вазы стоят без ручек, которые сохранились в осколках и реставрации не подлежат.
Выдающаяся работа Инны Соломоновны Олевской останется в Эрмитаже - это ежегодное поднесение завода Эрмитажу. Рассказывая о теме работы, выбранной к выставке, Инна Соломоновна сказала, что джазовый музыкант Jaco Pastorius *) был своего рода орнаменталистом музыки и, в то же время копиистом. Остались рисунки Олевской, сделанные уже в больнице. Работа в витрине расположена в строгом соответствии с ними.
В других витринах работы Татьяны Афанасьевой - её юбилей завод отметил недавней выставкой "Лучшее время"
Трио чудесных фарфоровых пластов Любовь Цветкова расписала цветами, раскрывая их тайный язык.
Сергей Соколов на огромном блюде нарисовал женщину в татуировках и назвал роспись "Новая реальность".
А вот такие вазы современных художников на выставке
Обратите внимание на их работы - это тоже чудо!
А вот технология изготовления этой вазы XIX века, в которой соединены несоединяемые техники обработки стекла, так и не разгадана современниками.
Выставку можно посетить по билетам обоих маршрутов до 10 апреля 2022. Все фото в альбоме https://vk.com/album-25385197_281006975
*) Жако Пасториус Jaco Pastorius; полное имя Джон Фрэ́нсис Э́нтони Пасто́риус Третий, англ. John Francis Anthony Pastorius III; 1 декабря 1951, Норристаун — 21 сентября 1987, Форт-Лодердейл) — американский джазовый бас-гитарист и композитор. Разработав оригинальный стиль и технику игры на инструменте, стал одним из наиболее авторитетных басистов второй половины XX века. Пасториус известен прежде всего своей работой в составе Weather Report с 1976 до 1981, а также работой в ансамбле с Джони Митчелл и собственными сольными проектами.
Слушать Jaco Pastorius