“Луг” - очередной рассказ Рэя Брэдбери из сборника “Золотые яблоки Солнца”. В самом начале мне показалось, что речь пойдет о инопланетном вторжении или ужасной мировой катастрофе. Рушатся города, один за другим. Падает Лондон, Париж, Москва. Кругом пыль, щепки, кирпичи. Одинокий ночной сторож наблюдает эту картину и читатель начинает осознавать, что города не настоящие, а киношные декорации и муляжи.
Днем на большом лугу, на территории которого раскинулся киношный мир, побывали люди в дорогих костюмах, на их руках блестели золотые часы, они прикуривали от ювелирных зажигалок, поправляли тугие белые воротнички, совещались и оглядывали декорации, а сразу после этого бригада рабочих начала рушить улочки и дома.
Ночной сторож взялся за молоток и начал обратно сколачивать Лондон, вернее то, что от него осталось. Он не мог позволить, чтобы этот мир разрушили, поэтому усердно вколачивал гвозди с мелкими шляпками. Сталь молотка билась о сталь гвоздей, сталь гвоздей вколачивалась в дерево, а дерево вырастало в дом. И работа хорошо шла, но стук молотка услышал бригадир рабочих. Он принял ночного сторожа за безумца и пригрозил вызвать полицию.
Приехали полицейские, был потревожен продюсер, который торопился на очередную вечеринку, столпились другие работники около киношной индустрии. А ночной сторож, тем временем, полез на крышу собора Парижской Богоматери. Мистер Смит, именно так звали ночного сторожа, хотел поговорить с продюсером, ведь весь этот мир возник здесь на лугу по его требованию, а теперь, по его желанию этот мир хотят разрушить.
Мистер Дуглас, наш продюсер, сделал неслыханную вещь. Он согласился поговорить с ночным сторожем, который поначалу казался ему безумцем. Даже полез к нему на крышу парижского собора. Он многое узнал об этом мире из картона, деревянных балок, краски и плексигласа. Он даже сказал, что сторожу следует писать книги, потому что он стоит пятка лучших его сценаристов.
Этот ночной разговор дал продюсеру новую идею, а ночному сторожу возможность еще какое-то время любоваться тишиной всего мира, разместившегося на лугу; пить кофе у православной церкви в Ростове, смотреть в окна бара в Канзас-Сити, слушать скрип ворот замка на Рейне, присесть отдохнуть у лачуги, в которой родился Линкольн, слушать ночную музыку этого волшебного места и наслаждаться тишиной этого мира.
Мне понравился этот рассказ, чудаковатый сторож, невозможный в реальной жизни разговор, легкая наивность и сентиментальность, пронизывающие эти строки. Все-таки Брэдбери неисправимый романтик!