Найти тему
ВТБ Страна

«Щелкунчик»: история легендарного новогоднего балета

Оглавление
Сцена из балета «Щелкунчик» © Мариинский театр
Сцена из балета «Щелкунчик» © Мариинский театр

Новогодние праздники — самое время, чтобы погрузиться в волшебную атмосферу «Щелкунчика». Вспоминаем историю «Щелкунчика» в России и мире, разбираемся в особенностях постановки Михаила Шемякина и рассказываем про выставку в Центре Шемякина.

Премьера «Щелкунчика» в России: два года на подготовку

Премьера балета «Щелкунчик» состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре. Подготовка к постановке заняла два года: создать балет по сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» Петру Ильичу Чайковскому в 1890 году предложили директор Императорских театров Иван Александрович Всеволожский и балетмейстер Мариус Петипа.

Работа над «Щелкунчиком» продвигалась непросто, поэтому премьеру по просьбе Чайковского перенесли на год. Трудность заключалась в соединении сложной симфонической музыки и балета, который во втором акте состоял из сюиты разнохарактерных танцев.

Премьера балета 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге © Public Domain
Премьера балета 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге © Public Domain

Вскоре после начала работы над «Щелкунчиком» Мариус Петипа отказался от постановки. Тогда балет передали второму балетмейстеру Мариинского театра Льву Иванову. Одно из главных достижений Иванова, искренне считавшего эстетику Петипа непреложной, — вальс снежных хлопьев в конце первого акта — выдающийся образец симфонической разработки классического танца.

Отзывы критиков: разноголосица

Первая постановка «Щелкунчика» получила противоречивые отзывы критиков. Александр Бенуа писал, что постановка «в балете даже слишком великолепна — глаза устают от этой роскоши». «Петербургская газета» отмечала, что трудно представить что-нибудь скучнее и бессмысленнее «Щелкунчика». «Биржевая газета» заявила, что балет поставлен преимущественно для детей, а музыка оказалась довольно слабой.

Тем не менее постановка в первоначальной версии продержалась на сцене Мариинского театра более 30 лет, а сам балет «Щелкунчик» обосновался в репертуаре большинства оперных театров мира.

Иван Всеволожский. Эскизы костюмов для балета Петра Чайковского «Щелкунчик», 1892 год © Public Domain
Иван Всеволожский. Эскизы костюмов для балета Петра Чайковского «Щелкунчик», 1892 год © Public Domain

От классики до авангарда: как ставили «Щелкунчика»

За почти 130 лет на театральной сцене «Щелкунчик» пережил многое — от классических до абсолютно модернистских прочтений. Александр Горский отказался от Феи Драже, Федор Лопухов поставил авангардного «Щелкунчика» как «плод детского воображения» — с декорациями в виде восьми выкрашенных в разные цвета щитов.

В 1934 году «Щелкунчика» в Мариинском театре ставит Василий Вайнонен, опираясь на традиции Петипа и Иванова и чередуя классические ансамбли с характерными танцами. Постановка стала классической и исполняется уже более 85 лет.

В Большом театре эталонным становится «Щелкунчик» Юрия Григоровича, поставленный в 1966 году. Именно эту версию балета увидят зрители в предновогодние дни на сцене Большого театра.

Балет «Щелкунчик» на сцене Большого театра. В роли Щелкунчика — заслуженный артист РСФСР Владимир Васильев © РИА Новости
Балет «Щелкунчик» на сцене Большого театра. В роли Щелкунчика — заслуженный артист РСФСР Владимир Васильев © РИА Новости

За границей тоже появляются свои версии балета: в 1954 году Джордж Баланчин поставил «Щелкунчика» в Нью-Йорке, добавив к сценарию Петипа новые танцы и мизансцены. Рудольф Нуреев в 1967 году ставит свою, более готичную и менее пряничную версию «Щелкунчика» сперва в Стокгольме, затем в Ковент-Гардене, Ла Скале и Парижской опере. А в 1976 году Михаил Барышников представляет «Щелкунчика» на сцене Американского театра балета.

В Мариинском театре в этом году отмечают двадцатилетие «Щелкунчика» Михаила Шемякина. Своеобразная работа художника в 2002 году была отмечена престижной театральной премией «Золотая маска».

Михаил Шемякин: «Задача новой постановки — вернуть сказке гофмановский дух…»

По признанию художника, «задача новой постановки „Щелкунчика“ — вернуть сказке гофмановский дух с элементами гротескного юмора, странностями и перевоплощениями…».

Михаил Шемякин, как и его предшественники, опирается на оригинальный сценарий Мариуса Петипа. Художник не только нарисовал эскизы костюмов и декораций, но и выступил в роли сценариста и режиссера.

Сцена из балета «Щелкунчик», Мариинский театр © РИА Новости
Сцена из балета «Щелкунчик», Мариинский театр © РИА Новости

Балет преображается в фантасмагорию по мотивам Гофмана. Отличительная особенность постановки в трактовке Шемякина — недетские темы и гротескные персонажи. Дроссельмейер становится зловещим лысым горбуном, на кухне Штальбаумов среди гигантских окороков и винных бутылок суетятся крысы, а сутулые персонажи в масках с длинными носами на полусогнутых ногах напоминают полулюдей-полумышей. Даже вальс снежинок трансформируется в мистическую бурю на кладбище — и снежинки одеты в черные пачки с белыми помпончиками.

Финал постановки принципиально отличается от классической: Маша и ее возлюбленный остаются в сказочном Конфитюренбурге, сахарными фигурками триумфально возвышаясь на вершине многоярусного торта, который уже грызут вездесущие крысята. Так завершается история одинокой девочки в чуждом ей мире.

Пространство выставки: в лабиринте закулисья

Выставка в Центре Михаила Шемякина знакомит зрителей с оригинальной трактовкой сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» через призму двух авторских постановок художника — «Щелкунчик» и «Волшебный орех». Премьера последней состоялась 14 мая 2005 года — это предыстория Щелкунчика, объясняющая превращение племянника Дроссельмейера в деревянную игрушку.

Само арт-пространство напоминает лабиринт закулисья, преображая музей в театр, а посетителя — в зрителя в причудливом гофмановском двоемирии, где среди бархатных занавесов, декораций и персонажей переплетаются реальные и вымышленные миры.

Перед зрителями предстают редкие кадры подготовки балетных постановок, оригинальные эскизы к костюмам и декорациям, работы в технике тиражной графики, скульптуры и иллюстрации к произведениям немецкого писателя-романтика. Созданная к юбилею Гофмана и двадцатилетию со дня премьеры «Щелкунчика» в постановке Михаила Шемякина выставка переносит зрителей в причудливый мир гофманиады в интерпретации художника.

Для справки:

Выставочный проект «„Щелкунчик“ Михаила Шемякина. Театр художника» проходит в петербургском Центре Михаила Шемякина до 3 апреля 2022 года. Генеральным спонсором выставки стал банк ВТБ.