Если твой отец — всемирно признанная рок-звезда, для тебя открыты дополнительные возможности, но это обстоятельство также обязывает наследника оправдывать многочисленные ожидания и доказывать собственную значимость для истории. Вольфганг «Сын Эдди» Ван Хален решил эти проблемы, выпустив один из лучших альбомов 2021 года.
Его первой любовью были ударные. Однако в 15 лет он уже стал басистом в Van Halen, а затем начал играть на бас-гитаре в группе Марка Тремонти. И вот в июне этого года Вольфганг Ван Хален выпустил свой дебютный альбом Mammoth WVH, на запись которого он потратил несколько лет. Работа над пластинкой началась в 2015 году и завершилась в 2018 году. Он отложил ее выпуск, чтобы быть рядом с отцом Эдди Ван Халеном в его последние годы, прежде чем великий гитарист умер от рака в 2020 году. «Отец успел внимательно послушать запись, и она ему понравилась», — рассказывает нам сегодня 30-летний Вольфганг. — «Трудно придумать, что могло бы сделать его более счастливым, чем это». Большую часть 2021 года Вольфганг провел, гастролируя в качестве хедлайнера и на разогреве Guns N ’Roses с материалом Mammoth WVH. На альбоме он играет на всех инструментах, а во время живых выступлений ему помогает «феноменальный» состав музыкантов.
Что происходило в твоей голове в процессе написания альбома?
Работа над записью делала меня счастливым. Это оказалось для меня лучшей психотерапией — приятным и одновременно очищающим способом самовыражения. Ведь в то время мне пришлось многое пережить в личном плане. Мне довелось поиграть в Van Halen и Tremonti, но в этих проектах я был как бы в стороне с точки зрения творческого вклада. Поэтому, когда дело дошло до записи собственного альбома, где я мог просто быть самим собой, никого не стесняясь, это стало для меня чем-то очень особенным.
Все треки на альбоме очень приятны на слух, но при этом в них много нюансов и классной фактуры.
Ага. Я действительно горжусь такой двойственностью; вы можете воспринимать песни на поверхностном уровне и просто наслаждаться ими, но если вы обратите внимание на то, что делает каждый инструмент, вы обнаружите по-настоящему прикольные, классные моменты. Я думаю, что большинство людей, не являющихся музыкантами, склонны сосредотачиваться на текстах и мелодиях, но я как музыкант почти всегда в первую очередь воспринимаю музыку целиком, ритм композиции и необычные детали, которые возникают внутри ее основного рисунка.
Насколько важную роль играл Элвис Баскетт (продюсер, известный по работе с Alter Bridge, Майлзом Кеннеди и Tremonti) в определении итогового звучания пластинки?
Элвис был неотъемлемой частью процесса. Учитывая, что в творческом плане группа — это только я один, он стал тем отражателем, в который я мог бросаться идеями и получать их обратно в отраженном виде. Если говорить про студийную часть работы, то Элвис на самом деле — это ровно вторая половина альбома Mammoth WVH.
У тебя есть любимый трек на пластинке?
Stone определенно один из моих самых любимых. Мне просто нравится, что эта песня длинная и эпическая. Но если бы мне пришлось выбрать тот трек, который определяет звучание группы, то я бы выбрал Epiphany. В одной из моих любимых рецензий на альбом говорилось, что на нем у каждого будет своя любимая песня. Вот уж, действительно! Приятная проблема выбора.
Ты говорил, что сольное пение — это то, над чем тебе приходилось больше всего работать. На каких вокалистов ты равняешься?
В детстве я всегда был большим поклонником исполнителей в стиле грандж, и Лейн Стэйли из Alice In Chains был одним из моих самых любимых. Но я также всегда оставался большим поклонником Tool. Мне нравится, что Мейнарду [Кинану] удается добиваться тяжелого, низкого, но при этом максимально чистого голоса. Впрочем, я никогда не пытался подражать другим певцам. Я пою всю жизнь, с раннего детства.
Гармонии на пластинке великолепны. Умеешь ли ты подбирать гитарные партии на слух?
Ага. Я делаю это все время, когда слушаю музыку. Я думаю, что большая любовь к гармониям возникла, когда, взрослея, я полюбил Blink 182, и то, какие потрясающие гармонии создают Марк [Хоппус] и Том [Делонге].
Ты говорил, что считаешь себя человеком, способным тревожиться по пустякам. Приходится ли преодолевать эту черту характера, чтобы выйти на сцену?
В жизни всегда находится что-то, что необходимо преодолевать. Обычно в начале гастролей это действительно сложно, но в определенный момент тебе удается как бы обуздать эту нервную энергию и использовать ее на пользу. Надо просто задвинуть эти переживания на дальнюю полку, потому что иначе ты просто не сможешь выйти на сцену. Но деваться некуда — тебе нужно туда подняться. Так что ты просто говоришь «а пошло оно все к чертям!» и делаешь это.
Твоя знаменитая фамилия, должно быть, служит одновременно и благословением, и проклятием. С одной стороны, для тебя открыты определенные двери, закрытые для других, но в тоже время, приходиться все время доказывать свое право быть здесь и сейчас.
Да, это определенно благословение и проклятие. Мне очень повезло, что у меня есть возможности, которые появились только благодаря моей фамилии, но на самом деле я не думаю, что фамилия способна надолго удержать эти двери открытыми. Если тебе по факту нечего предъявить, очень скоро ты все потеряешь. Так что, если в следующем году я вдруг исчезну, значит у меня ничего этого не было [смеется].
Это правда, что ты выучил весь сетлист Tremonti за одну ночь перед началом их гастролей?
Да! Я был с друзьями из Sevendust в Нью-Джерси, где они записывали [альбом 2013 года] Black Out The Sun. Я просто тусовался с ними, но у меня с собой оказалась что-то из моего басового кабинета, потому что мы немного джемовали ради удовольствия. И вот однажды поздно вечером мне позвонил Марк Тремонти и говорит: «Привет, чувак, я слышал, ты в городе. Нам нужен басист. Как думаешь, сможешь к нам заглянуть?» И я, конечно же, загрузил свои вещи в пикап и через сорок пять минут приехал в Нью-Йорк, выучил весь сет, и на следующий день мы начали гастроли.
Говоря о выступлениях, правда, что ты в старших классах занимался театральной драмой?
Это был единственный предмет, кроме астрономии, по которому у меня была твердая пятерка. Я с большим удовольствием постигал театральное искусство, мне это нравилось. Играть в спектаклях — это весело.
Рассказывают, что родители забирали тебя из школы, чтобы поехать в Гранд-Каньон, и твой отец играл тебе песню Big Balls группы AC/DC...
AC/DC всегда были группой, которой связывала нас с отцом. AC/DC определенно была моей любимой группой эпохи классического рока. Помимо Van Halen, разумеется.
Ты всю жизнь живешь бок о бок с большими рок-звездами. Какие самые большие заблуждения в представлении простых людей о них?
Мы все одинаковые. Я думаю, это главное. Порой ты сильно измучен и одинок, включаешь свою любимую музыку и думаешь, что эти парни знают тебя лучше всех на свете. Но в половине случаев они просто являются частью системы, которая создает продукт, который тебе нравится. При этом, повторю, мы все просто люди.
Если бы ты мог на один день стать барабанщиком в любой группе, какую бы ты выбрал?
Я понимаю, что этого никогда не произойдет, но мысль о том, чтобы сыграть на барабанах в Nine Inch Nails… она потрясающая. Я думаю, что Илан Рубин, который сейчас этим занимается, феноменальный барабанщик. Так что я не хочу занимать его позицию или что-то в этом роде, просто... Мне очень нравится, как звучат барабаны на концертах группы Nine Inch Nails, потому что этот звук не всегда удается услышать на студийных альбомах.
Как выглядит твой идеальный выходной?
Это просто ленивое лежание на диване с девушкой, просмотр телевизионных шоу или видеоигры, а потом надо обязательно рано лечь спать. Я заядлый геймер, и всегда играю в видеоигры, если не занимаюсь музыкой. Во время последних гастролей мы с Фрэнком [Сидорисом, гитаристом] настроили наши игровые приставки так, чтобы можно было играть, находясь в разных номерах отеля.
Что ты больше всего любишь играть во время разминочного джема?
Если я один, и сижу за барабанами или чем-то в этом роде, я всегда пытаюсь бросить себе вызов какими-нибудь совсем сумасшедшими вещами вроде групп Periphery, Animals As Leaders или Tool. Я недостаточно хорош, чтобы уверенно исполнять эти партии, но попытаться сделать это — всегда забавно, да и полезно в качестве упражнения.
Чем ты хочешь заниматься дальше?
Буду поднимать Mammoth на новый уровень. Я долго работал над этим, но в каком-то смысле это только начало. Так что буду очень рад просто вложить всю свою творческую энергию и свободное время в Mammoth, чтобы посмотреть, что из этого можно сделать.
Текст: Полли Гласс. Перевод: Алексей Демин
Оригинал: Classic Rock 296 (январь 2022)