Про него говорили, что он не строит дворцы, а сооружает ансамбли. Это особый дар – видеть город как единый организм.
Дворцы он тоже сдавал «под ключ»: интерьеры создавались по его рисункам, многочисленные залы были разными, но объединялись общей идеей. Печи и стены, отделка и мебель – всё, до мельчайших деталей, создавалось им самим.
Он мыслил не отдельными категориями, он создавал общую идею.
Он определил концепцию застройки столицы Российской империи на десятилетия вперёд.
Специалиста такого уровня сегодня бы назвали сити-менеджером. Он же остался в истории просто архитектором.
Строгий, стройный вид Петербургу придал именно он – Карл Иванович Росси.
Он умудрялся не завышать сметы, крайне прагматично расходуя государственные деньги.
Его жалованье было баснословным по тем временам, и Росси считался одним из самых дорогих архитекторов в мире.
При такой планке за услуги работы в столице у него было очень много, он отказался от участия в конкурсе на проект Храма Христа Спасителя в Москве.
Улица его имени в Петербурге – воплощённый классицизм.
Она выстроена по античным канонам: ширина улицы равна высоте зданий на ней, а протяжённость улицы – ровно в 10 раз больше, 220 метров.
Увы, от доносов не застрахован никто, и Росси был вынужден подать прошение об отставке.
Прошение Николай I подписал, но после пожара Зимнего дворца в 1841 пригласил Росси оценить качество выполненного ремонта.
Внимательно изучив документы и осмотрев отремонтированные залы, Карл Иванович сказал, что потолок в Георгиевском зале обязательно рухнет. И достаточно скоро. К мнению архитектора не прислушались.
После обрушения потолка в Георгиевском зале, которое таки случилось, Карла Росси вернули на государственную службу.
Работал он, по-прежнему, много вплоть до кончины в 1849 году.
Будучи лютеранином, похоронен был на Волковском лютеранском кладбище.
В 1939 году прах его был перенесён в Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры.
Может, ещё повезло? Где покоится прах Растрелли, никто не знает.
Ваша Елена Горовая