Автор
В 2021 году вышла книга «Психология развития человека: рождение и жизнь» доктора психологических наук, профессора, декана факультета клинической психологии и заведующего кафедрой общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Вячеслава Афанасьевича Аверина. Предлагаем вниманию читателей отрывок из книги — главу 6 «Цели психического развития».
Анализируя проблему целей развития человека, рассмотрим три основных вопроса, логически тесно увязанных между собой. Первый вопрос о том, что сам процесс развития детерминирован некоторыми целями. Второй вопрос о механизме целевой детерминации и третий — о качественной характеристике этих целей.
6.1. Целевая детерминация развития. Общие положения
Ученые, занимающиеся психологией развития, традиционно пытаются ответить на вопросы, почему объект развивается и как развивается, т.е. установить причины психического развития и его механизмы. Однако если развитие — это необратимый, закономерный и направленный процесс, то уместно задать вопросы: куда направлен этот процесс? Для чего осуществляется развитие? Какова цель или цели развития человека? Впервые идея о целевой детерминации процесса развития была высказана И.М. Сеченовым в работах 1890-х гг. В ХХ в. она получила наиболее полную разработку в трудах Н.А. Бернштейна [Бернштейн Н.А., 1990]. Его общая теория построения движений изложена в монографии «О построении движений» (1947). На основании разработок Н.А. Бернштейна восстанавливали движения у раненых во время Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы формировали навыки у спортсменов. Его разработки были использованы при конструировании шагающих автоматов, а также других устройств, управляемых ЭВМ.
Н.А. Бернштейн сформулировал концепцию активной саморегуляции, где цель — это «закодированная в мозгу модель потребного организму будущего»; она «обусловливает процессы, которые следует объединить в понятии целеустремленности. Последняя включает в себя всю мотивацию борьбы организма за достижение цели и ведет к развитию и закреплению целесообразных механизмов ее реализации» [Бернштейн Н.А., 1990]. Таким образом, все содержание хода психического развития человека подчинено его цели: ее содержание обусловливает ход процесса развития.
6.2. Механизм целевой детерминации развития
Сегодня идея целевой детерминации процесса развития наиболее активно разрабатывается в синергетике. Одним из основных понятий этой науки является аттрактор цели — конечное состояние развивающейся системы, т.е. цель ее развития. Состав (структура) системы определяется не_ только прошлым; она формируется, развивается из будущего. Будущее как бы притягивает настоящее. При этом оно притягивает только те элементы настоящего, которые подобны структурным элементам цели. Образно говоря, «завтра есть причина сегодня» [Князева Е.Н., Курдюмов С.П., 1994]. На основе знания структуры цели мы «получаем возможность правильно анализировать желательные направления самоструктуризации системы» [Князева Е.Н., Курдюмов С.П., 1994, с. 106].
Прообраз синергетических идей можно найти, например, в работах Г. Лейбница и Н. Гартмана. Первый высказал парадоксальную для своего времени мысль: «… настоящее чревато будущим», а второй развил ее следующим образом: «….настоящее считается определенным посредством будущего, а прошлое — посредством настоящего… при этом еще не ставшее будущее уже как-то “содержится” или действенно представлено в настоящем; более позднее предвосхищает более раннее…» [Hartman N., 1951]. Однако возникает вопрос: согласуются ли все эти идеи с процессом развития человеческой психики?
Синергетика (от др.-греч. συv- — приставка со значением совместности и εργον — деятельность), или теория сложных систем, — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. Синергетика изучает открытые (обменивающиеся веществом, энергией и информацией), нелинейные (многовариантные и необратимые в плане развития), саморазвивающиеся и самоорганизующиеся (спонтанно упорядочивающиеся, переходящие от хаоса к порядку) системы.
Аттрактор цели — конечное состояние развивающейся системы, цель ее развития.
Рассмотрим, как разворачивается процесс развития, когда один психический процесс является фоном для развития другого. Например, память — это фон для развития мышления, эмоциональная стабильность — для развития механизмов саморегуляции, а невербальный интеллект — фон для развития вербального. Таким образом, в то время как один процесс достаточно развит, другой существует потенциально, в скрытом виде. Но если будущее состояние системы содержится в ее настоящем состоянии, возникает неистребимое желание «подсмотреть» это будущее. Можно ли его обнаружить в настоящем и если да, то где?
«Информацию об истории и перспективах развития структуры можно извлечь, анализируя синхронический срез данной структуры в настоящий момент времени ... определенные фрагменты структуры показывают характер прошлого развития структуры в целом, а другие фрагменты — характер ее будущего развития» [Князева Е.Н., Курдюмов С.П., 1994, с. 93]. Где находятся эти фрагменты?
«Если структура развивается с обострением в сбегающемся к центру режиме (что характеризует интенсивное развитие структуры. — В. А.), то наличный ход процесса в центре является индикатором прошлого развития всей структуры, а ход процессов на периферии сейчас — индикатором ее будущего развития. Если структура развивается в режиме неограниченно разбегающейся от центра волны (происходит размыв структуры. — В. А.), то, наоборот, информация о будущей картине развития структуры в целом содержится в центре, а о прошлой картине — на периферии» [Князева Е.Н., Курдюмов С.П., 1994, с. 93]. В качестве примера приведем становление предметного мышления в раннем детстве (1–3 года). Его активное развитие является индикатором как развитой до года сенсомоторной сферы младенца (процессы ощущения и восприятия), так и образного мышления, развивающегося на основе предметного.
Итак, современное научное знание утверждает, что сложные·, открытые, нелинейные, саморазвивающиеся и самоорганизующиеся системы — это целеустремленный системы. Такой системой является психика человека. Следовательно, процесс психического развития детерминирован некоей целью.
Для человека цель выступает в виде идеально представляемого результата. Цель (результат) исполняет роль системообразующего фактора, обусловливающего весь ход развития системы. Важно определить этот системообразующий фактор, т.е. цель психического развития человека [Анохин П.К., 1973].
Ранее были выделены области (сферы) психического развития: психофизическая, психосоциальная, когнитивная, — и их «носители»: индивид, личность, субъект деятельности. Как показал Б.Г. Ананьев, результатом индивидуального развития человека как индивида является достижение им биологической зрелости, результатом развития психосоциальных качеств человека становится достижение личностью социальной зрелости в рамках ее жизненного пути. Развитие человека как субъекта практической (трудовой) и умственной деятельности приводит к достижению трудоспособности и умственной зрелости. Человек — это целостное и цельное образование. Целостность обеспечивается на структурном уровне, а цельность — на функциональном. Поэтому встает вопрос о цели психического развития человека как целостного и цельного образования. Наиболее ярко идея о человеке как о «целевой системе», о том, что «система целей создает систему средств» была представлена в книге В. Штерна [Stern W., 1923, S. 85–86]. Выход из экзистенциального вакуума, в котором оказался современный человек, состоит в поиске и нахождении смысла жизни. Само стремление к смыслу В. Франкл определяет «как базовое стремление человека найти и осуществить смысл и цель» [Франкл В., 1990, с. 57]. Таким образом, вопрос о цели психического развития человека актуален.
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, определяющий целостность и направленность поведения.
Человек как целостное образование — носитель сложной внутренней структуры (индивид, личность, субъект деятельности), обладающий внутренней активностью. Для человека характерна интегрированность, самодостаточность и автономность.
Человек как цельное образование — проявление функционального в отношении структуры целого; цельность есть результат внутреннего единства и согласованности во взаимодействии всех структурных компонентов целого.
Смысл жизни — движущая сила человеческого поведения стремление человека к самоосуществлению. По В. Франклу, смысл жизни существует во внешнем мире, и человек в течение жизни определяет, какие из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, являются для его истинными.
6.3. Качественная характеристика целей развития
Краткий анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволяет сформулировать представление о содержании общей цели психического развития человека. Например, вся этика Аристотеля строилась на науке о человеке, цель жизни которого состоит в становлении свободного, разумного и активного субъекта. Спиноза полагал, что цель человека в том, чтобы стать тем, кем он является потенциально. Цель или «добродетель — это развертывание специфических возможностей каждого организма; для человека это состояние, в котором он наиболее человечен» [Спиноза Б., 1932]. В последующем аналогичные идеи высказывал Дж. Дьюи: цель человеческой жизни заключается «в росте и развитии человека в границах его природы и жизнеустройства» (цит. по: Фромм Э., 1992, с. 35). По мнению К. Г. Юнга, целью развития душевной жизни человека является обретение им своей истинной сущности, или самости, в которой интегрируются все формы психической жизни человека. Обретение человеком самости выражается в том, что он осознает свою неповторимость, незаменимость индивидуальность.
Психология развития человека: рождение и жизнь
В известной библейской притче об Адаме и Еве последние стали собственно людьми, вкусив от древа познания добра и зла. Но, вкусив плод, они освободились от жестких связей с матерью-природой. Выйдя из нее, они оказались перед ее лицом и противопоставленными ей, осознав и свою отдельность и, кроме того, свое различие.
Наиболее активно среди зарубежных психологов идею целевой детерминации развития психики разрабатывал Э. Фромм. Нельзя понять человеческую личность, «если мы не рассматриваем человека во всей целостности, включая... вопрос о смысле его существования» [Фромм Э., 1992, с. 14].
«Социальная история человека началась того, что он вырос из состояния единства с природой, осознав себя как существо, отдельное от окружающего мира и от других людей. Процесс растущего обособления индивида от первоначальных связей — мы можем назвать... индивидуализацией» [Фромм Э., 1995, с. 30]. Уточняя содержание индивидуализации человека, Э. Фромм пишет, что «это процесс усиления и развития его личности, его собственного “Я”» [Фромм Э., 1995, с. 35].
Итак, зарубежные исследователи признают наличие цели, детерминирующей процесс психического развития человека, определяют ее как максимально полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего «Я».
Примерно о том же писали отечественные психологи. «В ходе психического развития индивид все более выделяет себя из действительности и все более связывается с ней... Переходя ко все более высоким формам отражения от сенсорной дифференцировки энергии какого-нибудь внешнего раздражителя к восприятию предмета или ситуации и от него к мышлению, познающему бытие в его связях и взаимоотношениях, индивид все более выделяется из ближайшего окружения и все глубже связывается со все более широкой сферой действительности» [Рубинштейн С.Л., 1989]. «Общим эффектом... интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией. Самосознание и «Я» — ядро личности с определенной взаимосвязью определенных тенденций, генетически связанных с личностью, и потенций, генетически связанных с субъектом деятельности, характер и талант человека с их неповторимостью — все это самые поздние продукты развития человека» [Ананьев Б.Г., 2001].
Индивидуальность — это результат единства и согласованного взаимодействия индивидных, личностных и субъектных свойств человека.
Подведем итоги, выделив этапы формирования и осознания человеком своей отдельности в ходе онтогенеза.
Когда ребенок рождается, он физически отделяется от организма матери, но в первое время все еще привязан к ней физиологически и психологически, по сути своей рождение есть не что иное, как выход его из лона природы и резкое противопоставление себя ей — это первый акт самовыделения организма ребенка. Следующий акт — самостоятельная ходьба, благодаря чему ребенок становится более независимым. Первое открытие собственного «Я» в раннем детстве, формирующаяся внутренняя позиция в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах — все это акты выделения ребенком себя из окружающей действительности и установление с ней связей уже более или менее осознанных.
Детство и отрочество завершаются вторым открытием «я» в подростковом возрасте, когда решается главная задача отрочества — формирование идентичности, создание целостного «Я». Таким образом, жизнь человека — процесс последовательного осознания своей отдельности от других и переживание этой отдельности. В этом и заключается главная цель жизни человека. Только максимально осознав себя, свое собственное «Я», человек способен проявить свою неповторимость, индивидуальность; он действительно свободен и счастлив оттого, что «нашел ответ на проблему человеческого существования» [Фромм Э., 1992, с. 182].
Цель жизни. Жизнь человека — процесс последовательного осознания своей отдельности от других и переживание этой отдельности.
Процесс осознания, сопровождаемый психологическими эффектами, и есть процесс психического развития, в ходе которого человек постигает самого себя, свое прошлое, свои настоящие возможности и свое будущее.
Книга «Психология развития человека: рождение и жизнь» участвует в Национальном конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2021 года в номинации «Книга года по психологии».
Аверин Вячеслав Афанасьевич
доктор психологических наук, профессор. Декан факультета клинической психологии и заведующий кафедрой общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.
Санкт-Петербург
Материалы по теме
Лингвистика и психотерапевтическая герменевтика
27.10.2021
«Психология развития человека»: издана новая книга В. Аверина
28.09.2021
Понимание немыслимого: Виктор Знаков о Холокосте, терроризме и окнах Овертона
09.09.2021
Цифровое поколение: цифровой образ жизни и новая социальная ситуация развития
22.07.2021
Самораскрытие способностей: понятие, основные функции и условия развития
03.05.2021
Контакт-соприсутствие. Изучение глубинных форм общения
15.03.2021
Нефантастическое путешествие в иные цивилизации: об искусстве преодоления познавательного эгоцентризма
13.03.2021
Профилактика сексуального насилия и эксплуатации: основные понятия
11.03.2021
Методология обыденной жизни как точная наука: от Систем — к Судьбам
10.03.2021
Трансактный анализ в реабилитации подростка в трудной жизненной ситуации
04.03.2021
Ирина Дубровина: «Слово стоит в начале культуры…»
26.02.2021
Психология, литература, кино, театр в диалоге о человеке
14.01.2021