Найти тему
Кино советской эпохи

"Красные колокола" (1982): неудавшаяся попытка С. Бондарчука повторить успех "Войны и мира"

Сергей Бондарчук, как режиссер, всегда тяготел к монументалистике, красоте и эпичности.

Его мощное кинополотно Война и мир (1965-1967) получило Оскар (1968 год) и вошло в Книгу рекордов Гинесса, как в фильм, в котором принимала участие гигантская массовка в 120 тысяч солдат.

Через двадцать лет ему, вероятно, захотелось повторить свой успех и он снял не менее эпичный по сюжету и размаху двухсерийный фильм Красные колокола (1981-1982).

Но, забегая вперед, скажу, что успех повторить не удалось. Сам же фильм сейчас благополучно забыт практически всеми, даже фанатами советского кино.

А зря.

Фильм был снят по романам очень популярного в СССР американского писателя Джона Рида - "Восставшая Мексика" и "Десять дней, которые потрясли мир".

Особенно удалась, на мой взгляд, первая часть фильма - Мексика в огне.

Возможно потому, что мастера не сдерживали некие идеологические, как сейчас принято говорить, "оковы" - ведь, снимая Великую Октябрьскую Революцию, сложно было предложить что-то отличное от общепринятой схемы происходящих событий.

Однако Бондарчук рискнул и, насколько это было возможно в начале восьмидесятых годах, попытался показать объективную, в его представлении, картину восстания.

И да, эта картина весьма отличалась от того, что мы привыкли видеть в фильмах о революции. В серии Я видел рождение нового мира даже штурм Зимнего в Бондарчука показан без традиционной поломки ворот.

Ну, и самое радикальное, что сделал Бондарчук в серии об Октябрьской революции - он показал в фильме запрещенных, так сказать, на тот момент персонажей - Троцкого

Вячеслав Бутенко в роли Троцкого
Вячеслав Бутенко в роли Троцкого

и Зиновьева.

Ярослав Барышев в роли Зиновьева
Ярослав Барышев в роли Зиновьева

Но, видимо, смелось режиссера распространялась до определенного предела - в титрах фильма актеры, игравшие этих персонажей, а также Керенского, который вопреки бытующему в то время в СССР мнению, убегал из Зимнего не в женском платье, указаны не были.

Богдан Ступка в роли Керенского
Богдан Ступка в роли Керенского

Несмотря на масштабность и некоторую смелось фильма, он успехом у советского зрителя не пользовался. Возможно, потому, что был рассчитан не на советского зрителя.

Другое дело - Мексика в огне. Это, безусловно, лучшая часть дилогии.

-5

Именно в этой серии проявился мощный дар Сергея Бондарчука.

Мексиканская революция показана энергично, красиво, ярко.

-6

Впечатляет панорама массовых сцен, масштабность боев - все это снято очень впечатляюще. Прекрасны жанровые сцены, мексиканские танцы.

А какие пусть и небольшие, но яркие актерские работы!

И на этом фоне дуэт прославленных, казалось бы, актеров Франко Неро

-7

и Урсулы Андерс

-8

смотрится довольно бледно.

То ли актерам было нечего играть, то ли между ними не было той самой пресловутой актёрской "химии", то ли недостатки сценария и режиссуры.

-9

Вот такие у меня воспоминания об этом эпичном, но, по сути, провалившемся в прокате фильме.

Не получилось у Бондарчука повторить успех Войны и мира.

Да и вряд ли это было возможно - второй раз в одну и ту же воду, как известно, почти никому не удается зайти.

А вы смотрели этот фильм? Как ваши впечатления?