Сергей Бондарчук, как режиссер, всегда тяготел к монументалистике, красоте и эпичности.
Его мощное кинополотно Война и мир (1965-1967) получило Оскар (1968 год) и вошло в Книгу рекордов Гинесса, как в фильм, в котором принимала участие гигантская массовка в 120 тысяч солдат.
Через двадцать лет ему, вероятно, захотелось повторить свой успех и он снял не менее эпичный по сюжету и размаху двухсерийный фильм Красные колокола (1981-1982).
Но, забегая вперед, скажу, что успех повторить не удалось. Сам же фильм сейчас благополучно забыт практически всеми, даже фанатами советского кино.
А зря.
Фильм был снят по романам очень популярного в СССР американского писателя Джона Рида - "Восставшая Мексика" и "Десять дней, которые потрясли мир".
Особенно удалась, на мой взгляд, первая часть фильма - Мексика в огне.
Возможно потому, что мастера не сдерживали некие идеологические, как сейчас принято говорить, "оковы" - ведь, снимая Великую Октябрьскую Революцию, сложно было предложить что-то отличное от общепринятой схемы происходящих событий.
Однако Бондарчук рискнул и, насколько это было возможно в начале восьмидесятых годах, попытался показать объективную, в его представлении, картину восстания.
И да, эта картина весьма отличалась от того, что мы привыкли видеть в фильмах о революции. В серии Я видел рождение нового мира даже штурм Зимнего в Бондарчука показан без традиционной поломки ворот.
Ну, и самое радикальное, что сделал Бондарчук в серии об Октябрьской революции - он показал в фильме запрещенных, так сказать, на тот момент персонажей - Троцкого
и Зиновьева.
Но, видимо, смелось режиссера распространялась до определенного предела - в титрах фильма актеры, игравшие этих персонажей, а также Керенского, который вопреки бытующему в то время в СССР мнению, убегал из Зимнего не в женском платье, указаны не были.
Несмотря на масштабность и некоторую смелось фильма, он успехом у советского зрителя не пользовался. Возможно, потому, что был рассчитан не на советского зрителя.
Другое дело - Мексика в огне. Это, безусловно, лучшая часть дилогии.
Именно в этой серии проявился мощный дар Сергея Бондарчука.
Мексиканская революция показана энергично, красиво, ярко.
Впечатляет панорама массовых сцен, масштабность боев - все это снято очень впечатляюще. Прекрасны жанровые сцены, мексиканские танцы.
А какие пусть и небольшие, но яркие актерские работы!
И на этом фоне дуэт прославленных, казалось бы, актеров Франко Неро
и Урсулы Андерс
смотрится довольно бледно.
То ли актерам было нечего играть, то ли между ними не было той самой пресловутой актёрской "химии", то ли недостатки сценария и режиссуры.
Вот такие у меня воспоминания об этом эпичном, но, по сути, провалившемся в прокате фильме.
Не получилось у Бондарчука повторить успех Войны и мира.
Да и вряд ли это было возможно - второй раз в одну и ту же воду, как известно, почти никому не удается зайти.