Говорят, что история развивается по спирали. Лично я замечаю одно из проявлений этого в массовой культуре. Вот, скажем, в советское время в любом произведении надо было находить идеологическую подоплеку и классовый конфликт. Если в кино демонстрировались какие-то западные реалии - это было обязательно бичевание “мира наживы и чистогана”. Все это постепенно докатилось до абсурда, превратилось в лозунговые клише, вызывающие отторжение и насмешки. А тут буквально на наших глазах такой же подход неожиданно снова возникает, причем там, где его меньше всего ждешь – в раскрученных зарубежных кино-проектах.
Например - шумиха (как сейчас говорят “хайп”) вокруг молодежного сериала “Игра в кальмара”. Сразу скажу: сам я его не смотрел - на сериалы времени нет физически, да и возрастная категория, откровенно говоря, не совсем моя. Но информационная волна от него шла такая, что добивала даже до Думы, а некоторые депутаты вообще требовали запретить это кино. Подход «Пастернака не читал, но осуждаю» мне не близок, так что пришлось хотя бы в ознакомительном режиме разобраться, что это за корейская экзотика такая. И неожиданно для меня оказалось, что за провокационным антуражем сериала скрываются очень даже близкие нам социальные проблемы, и как раз на это обращают внимание самые вдумчивые обозреватели. Не в какой-то там газете “Правда”, а в респектабельном РБК “Игру в кальмара” называют “притчей о капиталистической эксплуатации”. А, например, в британской Guardian отмечают в связи с основной сюжетной линией, что в Южной Корее существует беспрецедентная для Азии закредитованность населения - практически 100% ВВП.
На этом месте меня как будто током ударило: да ведь это совершенно «родная» наша проблема, причем острейшая! В России уже пора объявлять режим кредитной ЧС: долг россиян перед банками перевалили за триллион рублей, и этот снежный ком все растет и растет, угрожая настоящей долговой лавиной. Просто представьте себе: уже есть целый регион, Калмыкия, где общая кредитная задолженность превысила суммарную зарплату всех жителей. Понятно, что люди не от хорошей жизни лезут в кредитную петлю: когда зарплаты не хватает не то что на развлечения, а даже на продукты – волей-неволей пойдешь на поклон к банкирам. А тут расплодившиеся везде, как клопы, ларьки МФО – они со своими бандитскими сотнями процентов мелких шрифтом уже по прибыли обычные банки обогнали! И наша фракция в Думе уже давно предлагает поставить этих ростовщиков-паразитов вне закона – но пока поддержки у парламентского большинства не находим.
Кстати о “паразитах”: оказывается, что "Игра в кальмара” - не единичный пример того, как “социалка” прорывается в повестку массовой культуры через большое кино. И Азия здесь выступает застрельщиком - главный лауреат прошлогоднего “Оскара”, корейский фильм “Паразиты”, тоже весь пронизан темой социальной несправедливости и конфликтов. Как это определили бы в советской прессе, “вскрывает язвы и бичует пороки капиталистического строя”. Конечно, там нет плакатности соцреализма, нет однозначных ответов, а жертвы социальной несправедливости сами превращаются в бесчеловечных злодеев. Но сам факт, что на большие экраны, в мир голливудских супер-героев, гламура и полтикорректности врывается грубая и неприглаженная социальная реальность, говорит об актуальности левой повестки, о том, что рыночный либерализм не оказался тем идеалом, на котором человечество прекратило дальнейшие поиски. И как говорилось в советской комедии по другому поводу: “На его месте должен был быть я” - в том смысле, что Россия вполне могла бы выступить в той роли лидера левого кино-поворота, которую сейчас взяло на себя корейское кино. У нас-то и кино-традиций и актуального социального материала для того, чтобы стать во главе новой “культурной революции” более, чем достаточно.
Чего не хватает: творческой смелости или чуткости наших «мастеров культуры» к запросу времени?