Найти в Дзене
kikeneiska и все-все-все

Размышления по поводу: и всё-таки театр жив

Не хочется заканчивать публикации канала в этом году на ворчливой ноте, которую я позволила себе после визита в супермаркет (см. здесь).

Поэтому давайте проводим уходящий год размышлениями о прекрасном. Итак, театр, волшебство, сказка...

Недавно я в одной из публикаций сетовала, что из-за пандемии давно не была в театре (об этом можно прочитать тут). И вот всё-таки решилась - вчера приняла приглашение на премьеру спектакля. Не могла не пойти, потому что давали "Обыкновенное чудо" по пьесе Евгения Шварца.

Всем памятен замечательный телевизионный фильм Марка Захарова, но не все знают, что в 1964 году был снят телеспектакль по этой пьесе Шварца. Именно он когда-то в раннем детстве поразил моё воображение, как чуть позже, в ранней юности захватит меня книга Шарлотты Бронте "Джейн Эйр" так, что не отрываясь, читала практически сутки ( до всем известного сериала должно было пройти ещё лет 20)

Главные действующие лица телеспектакля "Обыкновенное чудо", 1964 г. Узнаёте, кто есть кто?
Главные действующие лица телеспектакля "Обыкновенное чудо", 1964 г. Узнаёте, кто есть кто?

Удивительно реальный мир, который создал в своих произведениях Евгений Шварц, с вполне узнаваемыми персонажами и добрым мудрым юмором, без назидательства и морализаторства - вот что для меня сказки Шварца. Вот почему его пьесы можно читать и перечитывать, всё время открывая в них новое и важное для себя.

Он ведь из мира древнейшего, из недр человеческих грёз,

Своё волшебство вернейшее, слово своё нежнейшее

К нашим сердцам пронёс. (Ольга Берггольц о Евгении Шварце)

"Обыкновенное чудо" образца 1978 года.
"Обыкновенное чудо" образца 1978 года.

...Из всей "обязаловки" для чтения по литературе самыми сложными для меня, по крайней мере, были пьесы. "Вишнёвый сад" Чехова, "На дне" Горького, "Гроза" Островского... Ну как же трудно, даже мне, любительнице книг, было вчитываться в эти диалоги! Надо обладать мало того, что живым воображением, представляя героев пьесы по скупым ремаркам автора, так ещё нужно знать быт и реалии времени, в котором происходит действие. Недаром, например, комментарии к "Евгению Онегину" составляют целые тома: то, что современникам Пушкина было понятно с полуслова, читателям нынешним приходится объяснять с азов.

И я даже представить себе не могла, что одной из самых моих любимых книг будет сборник пьес! Вот этот томик в светлой обложке, 1956 года выпуска - Евгений Шварц, Пьесы-сказки: "Два клёна", "Снежная королева", "Дракон", "Тень" и конечно - "Обыкновенное чудо"! Удивительно добрый и мудрый писатель, сумевший в самых мрачных сказках (почитайте, например, не адаптированные братьями Гримм, Андерсеном или Шарлем Перро народные мифы и сказания - куда там современным ужастикам!) найти светлые образы и романтических героев.

Поразительно, что придуманный художником образ Тени из сказки-пьесы на мемориальной доске, установленной на доме, где жил Е.Шварц, непостижимым образом передаёт характер самого писателя и его творчества.

Памятная доска на доме в Санкт-Петербурге, где жил Е.Шварц. Фото с Яндекс.картинки
Памятная доска на доме в Санкт-Петербурге, где жил Е.Шварц. Фото с Яндекс.картинки

Три любительских самодеятельных театра нашего города объединились, чтобы подарить нам, зрителям, волшебную сказку и веру в чудо. А для меня чудом стало то, что театр, не смотря ни на что - жив! Поразительно, у скольких людей вид театральных подмостков - не "Тик Ток" и стремление непременно и сиюминутно разбогатеть, не гонка за лайками любой ценой ( даже за счёт своей и чужой жизни), - именно сцена вызывает трепет души и желание передать это чувство другим людям. Браво, Артист!

Минимум декораций - деревянные рамы превращаются мановением руки Волшебника или в портал - окно в мир сказки, или во вход в дом Волшебника, или в приют путника. А деревянные кубики - в стол или стул, табурет или ложе. Несколько деталей - и воображение зрителя дорисовывает занавески на окне, медвежью шкуру возле камина... Зажигаются свечи ... Сказка начинается...

"Сердце о сказку греется, тайной её живёт..." Евгений Шварц.