Найти тему

Новогодняя справка

А вы никогда не задумывались, почему у нас Новый год – первого января? Просто посреди зимы, без привязки хоть к какому-нибудь заметному климатическому, астрономическому, сельскохозяйственному или бытовому событию? Нелогично ведь!

Почему так принято именно у нас – понятно. Царь-реформатор Пётр I, перелопативший чуть не все стороны российской жизни, поменял, заодно, и календарь. В один прекрасный день Пётр издал указ, по которому после 31 декабря 7208 года от сотворения мира следовало 1 января 1700 года от Рождества Христова. И, заодно, именно от этого дня, от первого января, как и принято в юлианском календаре, теперь следовало отсчитывать начало нового года. Почему до того у нас год отсчитывали то с сентября, то с марта – отдельный вопрос, касаться не будем, но в этом виноваты коварные византийцы.

«Ассамблея при Петре». Видать, самое начало ассамблеи, все ещё трезвые как стекло. Картина С.Хлебовского, 1858 г.
«Ассамблея при Петре». Видать, самое начало ассамблеи, все ещё трезвые как стекло. Картина С.Хлебовского, 1858 г.

В современном григорианском календаре, отличающемся от юлианского только своей большей точностью, с началом года всё осталось без изменений. Но почему в исходном юлианском так странно было заведено? Разберёмся! По заветам Козьмы Пруткова, будем зреть в корень, в глубину веков, в начало цивилизации.

Календарь как таковой, с разбивкой по месяцам и неделям, охотнику-собирателю ни к чему. И первые «нормальные» календари появляются только с появлением сельского хозяйства. И пантеона богов, которые требуют себе ритуалов и жертвоприношений строго по графику.

Дело было в благословенной Месопотамии, колыбели цивилизации. И были эти первые календари лунно-солнечные, год – по солнечному циклу, месяцы – по лунным фазам. А из-за того, что между собой они не совпадают, приходилось выкручиваться. В результате в году кроме месяцев и недель было и время без месяца и без названия. Как у Гоголя в «Записках сумасшедшего» - «Никоторого числа. День был без числа».

И практически все эти календари (восходящие к исходному шумерскому, из города Ниппура) началом года считали начало весны, наш условный март. Что вполне логично и с психологической, и с сельскохозяйственной точек зрения.

В аккадском календаре Вавилона этот первый месяц года, первый месяц весны, назывался «ниссану». Ага, тот самый нисан, разошедшийся потом по странам и языкам. И существующий до сих пор.

Как тут не вспомнить Булгакова: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Учитывая, что тогдашнее первое число ближневосточного нисана соответствует где-то середине нынешнего марта по современному григорианскому календарю, то описываемое происходило в конце нашего привычного марта, и вполне возможно, что Иешуа воскрес аккурат первого апреля. Когда «никому не верю». Двусмысленный день получается.

Но вернёмся к новому году, который испокон веков у всех оседлых земледельческих народов отсчитывался от начала весны, от того самого нисана.

Вот, значит, мы, спасибо богам, суровую и голодную зиму пережили (хотя какие там зимы, в этой Месопотамии, смех один, не столько прохладно, сколько дождливо). Начался новый сельскохозяйственный цикл. Надо это дело отпраздновать, ритуал какой-нибудь завернуть, чтоб боги были милостивы и ячмень уродился. Вот вам и начало отсчёта нового года и праздник в его честь.

У древних римлян, как у всех нормальных людей, по древней земледельческой традиции, год тоже отсчитывался от начала весны, от марта. Что видно и по сохранившимся с тех замшелых времён названиям месяцев: сентябрь – «седьмой», октябрь – «восьмой», ноябрь – «девятый», декабрь – «десятый». Остальные названия римских месяцев были либо связаны с чем-то природно-божественным, либо, значительно позже, с правителями. С диктаторами-императорами.

Именно диктатор Гай Юлий Цезарь всю древнюю календарную традицию и испортил. Ну, или, наоборот исправил.

Бронзовый Гай Юлий Цезарь на своей исторической родине. Фото автора.
Бронзовый Гай Юлий Цезарь на своей исторической родине. Фото автора.

Накопившийся за годы римских гражданских войн и смуты календарный бардак, Цезарь разрешил лёгким мановением руки, окончательно порвав с «лунным» наследием месяцев прежних календарей и окончательно перейдя на солнечный календарь. Не Цезарь, конечно, новый календарный подход разработал, это сделали хитрые греки из египетской Александрии. Он только указ подмахнул.

Вместе с изменением календарного подсчёта, Цезарь перенёс начало нового года с «сельскохозяйственного» первого марта на «бюрократическое» первое января.

Почему? А потому что римские консулы в должность вступали первого января. Ну и Цезарь, как истинный юрист-бюрократ, вместо того чтобы перенести дату вступления консулов в должность, счёл более простым и удобным перенести дату отсчёта нового года. И, чтобы дважды не вставать, месяц квинтилий («пятый») переименовал в свою честь, в честь своего рода, Юлиев, в июль.

Правда, после такого переноса нового года, потеряли смысл прежние «числительные» названия месяцев. «Месяц Юноны» или «месяц Майи» так и остались «июнем» и «маем», а вот «седьмой месяц» стал девятым, а «десятый месяц» - вовсе финальным двенадцатым. Впрочем, римлян, помешанных не на эстетике, а на букве закона, это не особо волновало.

Юлианский календарь, введенный за год до убийства Цезаря, мог бы и сгинуть в горниле очередных гражданских войн, но его укрепил своим авторитетом первый римский император, Гай Октавий Фурин. Более известный как Гай Юлий Цезарь Октавиан Август, который месяц секстилий, некогда «шестой», а ныне восьмой, прихватил себе, назвав августом. Позже всякие «интересные личности» среди императоров развлекались переименованием разных месяцев в честь себя любимых. Но их нововведения не прижились.

Юлианский же календарь, вместе с последующим христианством, расползся по римской империи и по всей Европе. И первоянварский Новый год, с удачно притянутым к нему Рождеством, постепенно вытеснил «варварские» новые года, приуроченные, как правило, к логичному земледельческому началу весенних работ, к условному первому марта. Григорианский календарь, подправив високосные ошибки юлианского, остальное оставил как есть.

-3

Вот так и живём, с нелогичным Новым годом посреди зимы.

Бронзовый век: Санта-Клаус наоборот

#история #история древнего мира #античность #античная история #древний рим #новый год #праздники #месопотамия #календарь #вавилон