Квентин Тарантино широко известен зрителю благодаря фильмам «Криминальное чтиво», «Убить Билла», «Бесславные ублюдки» и др., а недавно у фанатов режиссера появился шанс познакомиться с ним и как с писателем: в свет вышел роман «Однажды в Голливуде», написанный по мотивам одноименного фильма. В этой статье мы собрали несколько идей и советов режиссера, сценариста и писателя, которые могут пригодиться как начинающим, так и опытным авторам.
1. Найдите подходящее время для работы
Я долго пытался понять, когда у меня лучше всего получается писать. Сначала работал по ночам, но со временем решил, что мне больше нравится заниматься творчеством днем у себя на балконе. Сейчас я начинаю работать в десять-одиннадцать часов утра, а заканчиваю в пять-шесть вечера. Полагаю, что каждый автор должен придумать себе постоянное расписание и следовать ему при любом раскладе.
2. Размышляйте о написанном
После рабочего дня я люблю поплавать в бассейне и подумать о том, получилось ли написать то, что я планировал, и какими должны быть следующие шаги. После бассейна записываю свои мысли в блокнот и возвращаюсь к ним на следующий день. Спокойные размышления о реализации своих идей помогают критически оценивать свое творчество.
3. Переосмысливайте штампы
Необязательно постоянно изобретать новые истории. Когда я писал «Криминальное чтиво», то сознательно обращался к банальным сюжетам. Я поставил перед собой задачу взглянуть на привычное по-новому. Размышляя об историях с мрачными гангстерами, которые по приказу одних важных людей грабят других, я задавался вопросами: «О чем могли бы болтать эти гангстеры, пока едут в автомобиле? Как они вели бы себя в бытовых ситуациях? Так ли могущественны люди, которые их наняли?» Эти вопросы привели меня к переосмыслению жанра криминальной комедии.
4. Делайте персонажей странными
В какой-то момент своей жизни я осознал, что порядком устал от голливудской формулы, согласно которой главный герой должен быть очень хорошим — чтобы зрители могли ему сопереживать. Многие голливудские продюсеры отказываются снимать кино с персонажами, которые недостаточно, на их взгляд, близки и понятны зрителю, однако я считаю, что истории о странных и противоречивых людях, которые порой совершают аморальные поступки, намного больше цепляют зрителей.
5. Создавайте подтексты
В сценарии, будто то психологический триллер или комедийный боевик, у происходящего должен быть более глубокий, неочевидный смысл. Историю об ограблении банка интереснее читать, если она наполнена разными подтекстами. Например, в сцене из «Бешеных псов», где один персонаж, истекающий кровью, просит другого отвезти его в больницу, я обращаюсь к архетипам отца и сына. Первый персонаж выступает в роли сына, которому нужна помощь, а второй в роли отца, который хочет его выручить. То, что сын ближе к концу фильма предает отца, делает происходящее по-настоящему драматичным.
6. Ставьте героев перед выбором
Не нужно придумывать истории, в которых персонажи не могут ничего решать и становятся беспомощными жертвами. Лучше, если сюжет строится вокруг решений героев: нужно почаще ставить их перед выбором. Создавайте ситуации, в которых выбор значительно меняет жизнь персонажа. Например, в фильме «Криминальное чтиво» боксер Бутч решается нарушить унизительный договор со своим боссом, и это влечет за собой серьезные последствия.
7. Интригуйте читателя
Автор должен играть с чувствами читателей, шокировать, тревожить и волновать их. Если вы постоянно удивляете зрителя, он не сможет оторваться от вашей истории. Для этого необязательно писать изощренные жестокие сцены, достаточно просто нестандартно мыслить и наполнять свой текст неожиданными деталями.
8. Наделяйте персонажей своими чертами
Чтобы герои казались живыми людьми, нужно всегда добавлять им какие-то качества, которые вам самим хорошо знакомы. У людей часто создается впечатление, будто мои фильмы слишком ироничны и холодны. Однако правда в том, что в каждом фильме я рассказываю о своих собственных проблемах и комплексах.
9. Придумывайте героям предыстории
Я хорошо представляю, что происходило с моими героями до описываемых событий, но обычно не делюсь со зрителями деталями их биографий — пишу для себя, чтобы лучше понять мотивы поступков. Факты из прошлой жизни всплывают лишь в редких случаях: например, в моем романе «Однажды в Голливуде» жизненный путь главных героев представлен намного более подробно, чем в фильме.
10. Пишите о том, что вас действительно волнует
Хороший способ привлечь внимание людей — написать книгу, которую вы сами хотели бы прочесть. Если вас увлекает тема, о которой почему-то до сих пор никто не рассказал, обязательно поднимите ее сами.
11. Будьте убедительны
Есть два вида хороших историй. Бывает, что читатель с самого начала понимает, что происходит на страницах книги. Но случается, что смысл происходящего становится очевиден не сразу. В этом случае читатель должен всецело доверять рассказчику. Важно изложить свою историю как можно более убедительно, чтобы у читателя не возникло никаких сомнений.
12. Любите то, что делаете
Если вы хотите написать книгу или сценарий, вам не нужно ходить на курсы писательского мастерства. Интерес к своей истории и любовь к творчеству намного важнее знания драматургической теории. Если вы по-настоящему увлечены историей, которую пишете, значит, увлечете и остальных.
Подготовил Лев Кузьминский
Также о писательском мастерстве:
Дайте персонажам умереть: 10 советов Джорджа Мартина начинающим авторам
Как заставить читателя поверить вашему тексту: 12 правил Чака Паланика
Как писать интересно и много, не дожидаясь вдохновения: 10 принципов Стивена Кинга