Кто такие инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько людей было уничтожено?
1. Что значит слово «инквизиция» и кто его придумал
Название «инквизиция» произошло от латинского слова inquisitio, которое означает «расследование», «розыск», «сыск».
Сегодня инквизиция известна как церковный институт. Но первоначально это понятие обозначало тип уголовного процесса. В отличие от обвинения (accusatio) и доноса (denunciatio), когда дело заводилось в результате, соответственно, открытого обвинения или тайного доноса, в случае inquisitio суд САМ начинал процесс на ОСНОВАНИИ ПОДОЗРЕНИЙ и запрашивал у населения подтверждающую информацию.
А придумали этот термин юристы ещё в поздней Римской империи. В Средние века этот термин стал использоваться и утвердился в связи с открытием, изучением и усвоением в XII столетии основных письменных памятников римского права…
Судебный розыск практиковал как королевский суд — например, в Англии, — так и церковь, причём в борьбе не только с ересью, но и с другими преступлениями, входившими в юрисдикцию церковных судов. Например, в связи с блудом, двоежёнством.
Но самой мощной, стабильной и известной формой церковного inquisitio стал inquisitio hereticae pravitatis, то есть розыск еретической скверны...
Так называлось руководство для инквизиторов, написанное французским инквизитором Бернаром Ги. Тем самым, который фигурирует в замечательном романе Умберто Эко «Имя Розы». Кстати, советую почитать тем, кто ещё не читал. Поверьте, не мог оторваться…
Так вот, в этом значении инквизицию придумал папа Люций III, который в конце XII века обязал епископов искать еретиков.
Они должны были несколько раз в год объезжать свою епархию и расспрашивать достойных доверия местных жителей о подозрительном поведении своих соседей…
2. Почему инквизицию называют святой
Инквизицию не всегда и не везде называли святой.
Этого эпитета нет в приведенном выше словосочетании «розыск еретической скверны». Его нет и в официальном названии высшего органа испанской инквизиции — Совета верховной и генеральной инквизиции.
Центральное управление папской инквизиции, созданное в ходе реформы папской курии в середине XVI века, действительно называлось Верховная священная конгрегация римской и вселенской инквизиции. Но слово «священная» точно так же вошло в полные названия и других конгрегаций (отделов) курии. Например, Священная конгрегация таинств или Священная конгрегация индекса…
Священная конгрегация индекса (лат. Sacrum congregatio indicis; конгрегация Индекса запрещённых книг; Индекс-конгрегация) — конгрегация, которая совместно с римской инквизицией заведовала составлением и пополнением папского индекса запрещённых книг. Была учреждена папой Пием V в 1571 году. Имела в своём распоряжении определённое число доносчиков (лат. «delatores») и консультантов (богословов, юристов, и лиц, сведущих в светских науках).
Упразднена Священная конгрегация индекса согласно указа от 25 марта 1917 года папы Бенедикта XV, который передал её функции компетенции Верховной Священной конгрегации Священной канцелярии.
В то же время в обиходе и в разного рода документах инквизицию начинают называть «Sanctum officium» (на латыни), в Испании «Santo oficio», что переводится как «святая канцелярия», или «ведомство», или «служба».
В первой половине ХХ века это словосочетание вошло в название римской конгрегации. В таком контексте эпитет «святая» не должен вызывать удивления. Инквизиция всегда подчинялась святому престолу и занималась защитой святой католической веры, то есть делом не просто святым, а практически божественным...
Так, например, первый историк инквизиции сицилийский инквизитор Луис де Парамо начинает историю религиозного сыска с изгнания из рая, делая первым инквизитором самого Господа (!). Он расследовал грех Адама и наказал его соответственно…
3. Какие люди становились инквизиторами и кому они подчинялись
Сначала, на протяжении нескольких десятилетий, римские папы пытались поручить инквизицию епископам. Они (папы) нередко угрожали епископам снятием с должности тем, кто будет халатно относиться к очищению своей епархии от еретической заразы.
Но епископы оказались не очень приспособлены к этой задаче. Они были слишком заняты другими своими обязанностями. И главное, бороться с ересью им мешали уже налаженные связи, прежде всего с местной знатью, которая иногда открыто покровительствовала еретикам.
Тогда, в начале 1230-х годов, папа поручил розыск еретиков монахам нищенствующих орденов — доминиканцам и францисканцам.
Они обладали рядом достоинств, необходимых в этом деле.
Эти монахи были преданы папе, не зависели от местного духовенства и сеньоров, нравились простому народу своей показательной бедностью и нестяжательством.
Монахи соперничали с проповедниками-еретиками и обеспечивали содействие населения в деле поимки еретиков. Инквизиторы были наделены обширными полномочиями и не зависели ни от местных церковных властей, ни от папских посланников — легатов.
Важно отметить, что инквизиторы напрямую подчинялись только папе. Свои полномочия получали ПОЖИЗНЕННО и в любых форс-мажорных ситуациях могли отправиться в Рим, чтобы апеллировать к папе. Кроме того, инквизиторы могли оправдывать друг друга. Поэтому сместить инквизитора, а тем более отлучить его от церкви было практически невозможно…
4. Где существовала инквизиция
Инквизиция — с конца XII века епископская, а с 1230-х годов — папская, или доминиканская, — первоначально появилась в Южной Франции. Примерно тогда же её ввели в соседней Короне Арагона.
И там и там стояла проблема искоренения ереси катаров и альбигойцев. Это дуалистическое учение пришло с Балкан. И распространилось оно чуть ли не по всей Западной Европе.
После антиеретического Крестового похода 1215 года катары и альбигойцы ушли в подполье. Для решения это проблемы нужна была длинная и цепкая рука церковного сыска...
На протяжении XIII века по папской инициативе инквизицию вводили в разных итальянских государствах. В Ломбардии и Генуе инквизицией ведали доминиканцы, в Центральной и Южной Италии — францисканцы. Ближе к концу века инквизиция была учреждена в Неаполитанском королевстве, на Сицилии и в Венеции.
В XVI веке, в эпоху Контрреформации, итальянская инквизиция, возглавленная первой конгрегацией папской курии, заработала с новой силой, борясь с протестантами и всякого рода вольнодумцами.
В Германской империи время от времени действовали инквизиторы-доминиканцы. Но постоянных трибуналов там не было. Это происходило из-за многовекового конфликта между императорами и папами, а также из-за административной раздробленности Германской империи, затруднявшей инициативы на государственном уровне.
В Чехии действовала епископская инквизиция. Но она была не слишком эффективна. Это следует из того факта, что для искоренения ереси гуситов, то есть последователей Яна Гуса, сожженного в 1415 году чешского реформатора церкви, «командировали» специалистов из Италии…
В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объединенной Испании, впервые в Кастилии и возродилась заново в Арагоне. Затем в начале XVI века она появилась в Португалии. В 1570-х годах проникла и в дальние колонии — Перу, Мексику, Бразилию, Гоа...
5. Почему самая известная инквизиция — испанская
Наиболее вероятно, из-за «чёрного» пиара...
Дело в том, что инквизиция стала центральным элементом так называемой «черной легенды» о габсбургской Испании как отсталой и мракобесной стране, где заправляют чванливые гранды и фанатичные доминиканцы...
«Черную легенду» распространяли политические противники Габсбургов, а также жертвы или потенциальные жертвы инквизиции. Среди них были крещёные евреи — марраны, эмигрировавшие с Пиренейского полуострова, в основном в Голландию. Там они культивировали память о своих собратьях, мучениках инквизиции.
Также в «чёрной легенде» участвовали испанские протестанты-эмигранты и иностранные протестанты, жители неиспанских владений испанской короны: Сицилии, Неаполя, Нидерландов, а также Англии во время брака Марии Тюдор и Филиппа II, которые возмущались введением у себя инквизиции по испанскому образцу ...
Свою лепту внесли и французские просветители, которые видели в инквизиции воплощение средневекового мракобесия и католического засилья. Все они в своих многочисленных сочинениях долго и упорно создавали образ испанской инквизиции как страшного монстра, угрожающего всей Европе...
Наконец, к концу XIX века, уже после упразднения инквизиции и во время распада колониальной империи и глубокого кризиса в стране, демонический образ святой канцелярии усвоили и сами испанцы и стали винить инквизицию во всех своих проблемах.
Консервативный католический мыслитель Марселино Менендес-и-Пелайо так пародировал этот ход либеральной мысли: «Почему нет промышленности в Испании? Из-за инквизиции. Почему испанцы ленивы? Из-за инквизиции. Почему сиеста? Из-за инквизиции. Почему коррида? Из-за инквизиции»...
6. За кем охотились и как определяли, кого казнить
Нужно сказать, что в разные периоды и в разных странах инквизицию интересовали разные группы населения. Эти группы объединяло то, что все они так или иначе отступали от католической веры губя свои души и нанося «урон и оскорбление» этой самой вере.
В Южной Франции это были катары, или альбигойцы, в Северной Франции — вальденсы, или лионские бедняки. Это была ещё одна антиклерикальная ересь, стремившаяся к апостольской бедности и праведности. Кроме того, французская инквизиция преследовала отступников в иудаизм и спиритуалов — радикальных францисканцев, очень серьезно относившихся к обету бедности и критически — к церкви...
Иногда инквизиция участвовала в политических процессах вроде процесса над рыцарями-тамплиерами, обвиняемыми в ереси и поклонении дьяволу, или Жанной Д’Арк, обвиняемой примерно в том же.
На самом деле и тамплиеры, и Жанна Д’Арк представляли политическую помеху или угрозу для, соответственно, короля и английских оккупантов.
В Италии имелись свои катары, вальденсы и спиритуалы. Позже распространилась ересь дольчинистов, или апостольских братьев. Они ожидали второго пришествия в ближайшем будущем и проповедовали бедность и покаяние...
Испанская инквизиция занималась прежде всего «новыми христианами» преимущественно еврейского, а также мусульманского происхождения, протестантами, гуманистами из университетов, ведунами, ведьмами и мистиками из движения алумбрадо («просвещенных»), которые стремились к единению с Богом по собственному методу, отвергая церковные практики...
Инквизиция эпохи Контрреформации преследовала протестантов и различных вольнодумцев, а также женщин, подозреваемых в колдовстве. Напомню, что Контрреформация — католическое церковно-политическое движение в Европе середины XVI—XVII веков, направленное против Реформации и имевшее своей целью восстановить позиции и престиж Римско-католической церкви. Временны́е рамки Контрреформации: Тридентский собор (1545—1563) — окончание Тридцатилетней войны (1648)...
Кого казнить, кого судить инквизиторы определяли путём сбора информации у населения. Начиная розыск в новом месте, инквизиторы объявляли так называемый «срок милосердия», обычно месяц, когда сами еретики могли покаяться и выдать сообщников. «Добрые христиане» под страхом отлучения обязаны были донести обо всём, что знали.
Получив достаточно сведений, инквизиторы начинали вызывать подозреваемых, которые должны были доказывать свою невиновность, то есть действовала ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ.
Как правило, подозреваемым доказать свою невиновность не удавалось. Они попадали в темницу, где подвергались допросам и пыткам...
Но казнили не сразу и не так уж часто. Оправдаться было практически невозможно. Большинство сознавшихся и раскаявшихся осужденных получали так называемое «примирение» с церковью, то есть оставались в живых, искупая грехи постами и молитвами, нося позорящую одежду. В Испании носили так называемое санбенито — накидку желтого цвета. Как она выглядела можно увидеть на фотографии.
Иногда осужденных отправляли на принудительные работы или в тюрьму, зачастую лишая имущества. Лишь небольшой процент осужденных — в Испании, например, от 1 до 5 % — «отпускали», то есть предавали в руки светской власти, которая их и казнила.
Сама инквизиция как церковный институт смертных приговоров не выносила, ибо «Церковь не знает крови».
«Отпускали» на казнь еретиков, упорствующих в своих заблуждениях, то есть не покаявшихся и не давших признательных показаний, не оговоривших других людей. Или «рецидивистов», вторично впавших в ересь.
7. Инквизиторы могли обвинить короля или кардинала
Инквизиции были подсудны все.
В случае подозрения в ереси иммунитет монархов или церковных иерархов не действовал. Но осудить людей такого ранга мог только сам папа.
Известны случаи апелляции высокопоставленных обвиняемых к папе и попытки вывода дела из-под юрисдикции инквизиции.
Так, дон Санчо де ла Кабальерия, арагонский гранд еврейского происхождения, известный своей враждой к инквизиции, нарушающей дворянские иммунитеты, был арестован по обвинению в содомии. Он заручился поддержкой архиепископа Сарагосского и пожаловался на арагонскую инквизицию в Супрему — верховный совет испанской инквизиции, а затем и в Рим. Дон Санчо настаивал на том, что содомия не входит в юрисдикцию инквизиции, и пытался перевести свое дело в суд архиепископа. Но инквизиция получила соответствующие полномочия от папы и не отпускала его. Процесс длился несколько лет и ничем не закончился. Дон Санчо просто умер в заточении во время процесса...
8. Ведьмы действительно были или просто сжигали красивых женщин?
Вопрос о реальности колдовства, очевидно, выходит за пределы нашей компетенции...
Скажем так: инквизиторы, их жертвы и их современники верили в реальность и эффективность чародейства. А ренессансный мизогинизм, то есть достаточно широко распространённые тогда негативное отношение, ненависть, дискриминация или предубеждение по отношению к женщинам, полагал чародейство типично женским видом деятельности.
Знаменитый трактат «Молот ведьм» объясняет, что женщины — существа эмоциональные и недостаточно разумные.
Во-первых, они часто отступают от веры и поддаются влиянию дьявола, а во-вторых, легко ввязываются в ссоры и склоки. И ввиду своей физической и юридической слабости, в качестве защиты прибегают к колдовству.
Ведьмами «назначали» не обязательно молодых и красивых, хотя молодых и красивых тоже. В этом случае обвинение в ведовстве отражало страх мужчин (особенно, вероятно, монахов) перед женскими чарами...
За сговор с дьяволом судили и пожилых повитух, знахарок. Здесь причиной мог быть страх клириков перед чуждым для них знанием и авторитетом, которым такие женщины пользовались в народе.
Наконец, ведьмами оказывались одинокие и бедные женщины — самые слабые члены общины. Согласно теории британского антрополога Алана Макфарлейна, охота на ведьм в Англии при Тюдорах и Стюартах, то есть в XVI–XVII веках, была вызвана социальными изменениями, связанными с распадом общины, индивидуализацией и имущественным расслоением в деревне.
В те времена нередко богатые, чтобы оправдать своё состояние на фоне бедности односельчан, в частности одиноких женщин, просто обвиняли их в колдовстве ...
Охота на ведьм была средством решения коммунальных конфликтов и снижения социального напряжения в целом. Испанская инквизиция охотилась на ведьм гораздо реже. Там функцию «козла отпущения» выполняли «новые христиане», причём чаще «новые христианки», которых, помимо иудействования, походя, бывало, обвиняли и в склочности, и в колдовстве.
9. Почему ведьм сжигали
Церковь, как известно, не должна проливать кровь.
Поэтому сожжение после удушения выглядело предпочтительнее. Кроме того, оно иллюстрировало строки из Евангелия: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».
В действительности инквизиция не осуществляла казни собственноручно. Она «отпускала» непримиримых еретиков в руки светской власти. А согласно светским законам, принятым в Италии, а затем в Германии и во Франции в течение XIII века, ересь каралась лишением прав, конфискацией имущества и сожжением на костре...
10. Правда ли, что обвиняемых постоянно пытали, пока не признаются?
Да, не без этого.
Хотя каноническое право запрещало использование пыток в церковном судопроизводстве, в середине XIII века папа Иннокентий IV специальной буллой легитимировал пытки при расследовании ереси, приравняв еретиков к разбойникам, которых подвергали пыткам в светских судах.
Как уже упоминали, Церковь не должна была проливать кровь. Кроме того, запрещалось нанесение тяжких увечий. Поэтому выбирали пытки на растяжение тела и разрыв мускулов, на зажим тех или иных частей тела, на раздробление суставов, а также пытки водой, огнем и калёным железом.
Пытку разрешалось применять лишь единожды. Но это правило обходили, объявляя каждую новую пытку возобновлением предыдущей ...
11. Сколько всего людей сожгли
По всей видимости, не так много, как можно подумать. Но число жертв трудно подсчитать.
Если говорить об испанской инквизиции, её первый историк Хуан Антонио Льоренте, сам генеральный секретарь мадридской инквизиции, высчитал, что за три с лишним века своего существования святая канцелярия обвинила 340 тысяч человек, а на сожжение отправила 30 тысяч, то есть примерно 10 % от числа обвиняемых.
Но эти цифры уже много раз пересматривались, в основном в сторону уменьшения. Статистические изыскания затруднены тем, что архивы трибуналов пострадали, сохранились не все и не полностью...
Руководящим органом, учрежденным в 1488 г., стал Совет Верховной и генеральной инквизиции (Consejo de la Suprema y General Inquisición) или Супрема, состоящий из шести – десяти членов, назначаемых короной. Супрему возглавлял Генеральный инквизитор , назначаемый королем и утверждаемый папой. Первыми главами испанской инквизиции были: доминиканец, духовник королевы Изабеллы, Томас де Торквемада (1483–1498), и доминиканец, архиепископ Севильский, наставник принца Хуана, Диего де Деса (1498–1506).
Оба отличались особым рвением в преследовании «новых христиан» и оба, согласно свидетельствам современников, сами были еврейского происхождения.
Функции Супремы заключались в том, чтобы контролировать работу инквизиционных трибуналов, ограждать их от вмешательства местных властей, издавать общие правила и распоряжаться финансами, которые составляло конфискованное имущество осужденных еретиков, штрафы и выплаты за смягчение наказания. Эти средства распределялись между инквизицией и королевской казной.
На основании отчетов, посылаемых в Супрему, подсчитано, что с середины XVI по конец XVII века инквизиторы в Кастилии и Арагоне, на Сицилии и Сардинии, в Перу и Мексике рассмотрели 45 тысяч дел и сожгли не менее полутора тысяч человек, то есть около 3 %.
Не менее — потому что информация по многим трибуналам имеется лишь за часть этого периода, но представление о порядке можно составить. Даже если увеличить эту цифру вдвое и допустить, что за первые 60 и последние 130 лет своей деятельности инквизиция уничтожила столько же, до 30 тысяч, названных упомянутым выше Льоренте, будет далеко.
Римская инквизиция раннего Нового времени рассмотрела, как считается, 50–70 тысяч дел. При этом отправила на казнь около 1300 человек.
А вот «охота на ведьм» была более разрушительной. Здесь насчитывают несколько десятков тысяч сожжённых. Но в целом инквизиторы старались «примирять», а не «отпускать»...
12. Как к инквизиции относился простой народ
Обличители инквизиции, конечно, считали, что она порабощает народ, сковывает его страхом, а тот в ответ ее ненавидит.
«В Испании, от страха онемелой,
Царили Фердинанд и Изабелла,
И царствовал железною рукою
Великий инквизитор над страною»...
Так писал американский поэт Генри Лонгфелло.
Современные же исследователи опровергают такое видение инквизиции, в том числе мысль о насилии над испанским народом.
Они указывают на то, что по своей «кровожадности» испанская инквизиция заметно уступала германским и английским светским судам, расправлявшимся с еретиками и ведьмами, или французским преследователям гугенотов.
Сами испанцы, вплоть до революции 1820 года, как будто не имели ничего против инквизиции. Даже известны случаи, когда простые испанцы пытались попасть под её юрисдикцию, считая её предпочтительнее светского суда.
Ведь если посмотреть на дела не марранов и морисков, а «старых христиан» из числа простого народа, обвиняемых, например, в богохульстве по невежеству, неотёсанности или пьянству, то наказания были довольно мягкими: сколько-то ударов плетью, изгнание из епархии на несколько лет, заточение в монастыре. По сравнению с костром, можно сказать, довольно мило …
13. Когда инквизиция закончилась
А инквизиция и не закончилась!
Она поменяла вывеску...
Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию доктрины веры, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков. В частности расследует сексуальные преступления духовенства, цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине, и др.
Если говорить про испанскую инквизицию, то в XVIII веке её деятельность пошла на спад. В 1808 году инквизицию отменил король Испании Жозеф Бонапарт.
Во время реставрации испанских Бурбонов после французской оккупации она была восстановлена, отменена во время «свободного трехлетия» 1820–1823 годов, вновь введена вернувшимся на французских штыках королём и уже окончательно упразднена в 1834 году ...