Найти в Дзене
Правмир

Культ "святого Славика". Правда и вымысел.

Есть заповедь – «не сотвори себе кумира», однако мы зачастую этой заповедью пренебрегаем и поэтому по сей день популярны “старцы”, “старицы” и различные псевдоправославные учения.

В конце 90-х - начале 2000-х в церковных лавках продавалась книга «Ах, мама-маменька…». Рассказывалось в ней о некоем мальчике Вячеславе Крашенинникове, жившем в Челябинской области, город Чебаркуль. Славик в совсем юном возрасте скончался от лейкоза. По словам матери, при жизни Славик был необычным ребенком, он якобы мог предвидеть будущее и поведать о далеком прошлом, мог творить чудеса и лечить людей…

Что ж, в 90-е в церковных лавках продавалось много странных книжек, зачастую даже без благословения митрополита и грифа Синода. Однако и сейчас в социальных сетях можно встретить группы, посвященные Славику, где люди называют его «святым отроком», а некоторые даже уверены, что только последователи Славика спасутся, когда наступит Судный день. Более того, вокруг мальчика создан целый культ, есть почитатели со всей России, к нему ездят на могилу, лечатся землей и камушками с могилы, есть иконы с изображением Славика, написана уже не одна книга о нем.

Возглавляет этот культ его мама, Валентина Крашенинникова. Это с ее слов писались книги о Славике, это она регулярно проводит встречи с людьми, которые приезжают в Чебаркуль и рассказывает о святости сына, снимались документальные фильмы, посвященные пророчествам Вячеслава, с ее участием. Возле ее дома стоит храм, посвященный отроку Вячеславу, вокруг могилы мальчика воздвигнуто подобие склепа из стекла.

Каково же мнение православной Церкви об отроке Славике? Валентина Крашенинникова неоднократно подавала документы на канонизацию сына. В 2007 году митрополит Челябинский и Златоустовский Иов (Тывонюк) создал комиссию по расследованию обстоятельств возникновения этого культа. Комиссия отвергла канонизацию Вячеслава, в связи с тем, что многие высказывания его не соответствуют православному вероучению.

В Заявлении Миссионерского отдела Челябинской епархии Русской православной церкви, опубликованном 19 октября 2007 года, говорится:

«С совершенной убежденностью можно констатировать: писания В. А. Крашенинниковой и людей её круга, посвященные «отроку Вячеславу», никакого отношения к Православию не имеют. Покойный Вячеслав Крашенинников, в понимании Русской православной церкви, не являлся ни пророком, ни мучеником, ни святым. Высказываемые им суждения о религиозных истинах могут восприниматься серьёзно только в контексте отношения к ним взрослых и духовно заблудившихся людей — людей, очень часто преследующих корыстные, далёкие от подлинной религиозности цели. Мы же «должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр. 2:1)».

О культе Славика говорил и Патриарх Алексий II:

«Нам понятна и близка скорбь матери, потерявшей совсем юного сына. Но, понимая и разделяя эту скорбь, мы с горечью констатируем, что последующие её действия, направленные на возбуждение в обществе интереса к покойному ребёнку и создание культа его почитания как святого, не соответствуют церковному вероучению и церковной практике канонизации и почитания святых. Не в религиозном поклонении нуждается покойный мальчик, легкомысленно объявленный Божиим угодником, а в усердной молитве, прежде всего в молитве о нём матери».

Руководитель миссионерского отдела Челябинской епархии иерей Константин Путник на епархиальном сайте отвечает на вопросы о том, кем же был в реальности отрок Вячеслав:

«Литературный, виртуальный Вячеслав Крашенинников, описанный своей матерью и последователями, наверняка сильно отличается от подлинного Славика. Каким он был в действительности, сказать трудно. Есть в его жизнеописании настораживающие моменты, вроде слышания «голосов», но мне о них говорить не хочется. А хочется думать, что это был обычный ребенок с развитым воображением, очень впечатлительный и очень болезненный: ему ведь и прививки-то не все поставили, если верить маме, а время было советское и за этим следили очень строго. Онкологическое заболевание, от которого он умер, тоже развивалось постепенно: и те периоды слабости, которые эпизодически случались со Славиком, были, думается, не «борьбой с бесами», как это пытаются представить его современные почитатели, а, скорее всего, первыми манифестациями болезни. Возможно, что мама не придавала этому значения. Возможно, были и другие обстоятельства….

…В итоге болезнь оказалась запущенной и свела-таки мальчика в могилу. Могу прибавить к этому, что отрок Вячеслав был крещен, Церковь от него, несмотря на духовные извороты взрослых тёть и дядь, не отворачивается, молится об упокоении его души и это же призывает совершать всех, кому он действительно дорог».