Многовекторная позиция Белоруссии началась не вчера и не с А. Лукашенко. Собственно, в ней нет ничего криминального, если бы не антироссийская направленность.
Посмотрим на примере Беларуси, как успешно реализуются проекты с национальными героями. За пример возьмем историю Константина Калиновского, положившего свою жизнь за решение польского вопроса на литовской и белорусской земле.
Из белорусского учебника истории (2018 г) для 8 класса: руководителем восстания 1864 года был “выдающийся сын белорусского народа” Кастусь Калиновский. Его “iмя залатымi лiтарамi ззяе у нашай riсторыi”.
Кто такой Калиновский
Константин Калиновский - этнический поляк, родившийся на белорусской земле. Выходец из семьи разорившегося шляхтича. Учился на юрфаке в Петербургском университете. Повстанческие отряды в 1863-1864 года под его руководством действовали в основном на территории современной Белоруссии.
Кому и зачем был нужен Константин Калиновский?
- Февральская революция 1917 года дала мощный толчок росту национального движения в России. Белорусское - возглавила католическая интеллигенция.
Требовались национальные герои как символы борьбы против российского царизма. В 1916 году член Польской социалистической партии Вацлав Листовский в статье “Памяти справедливого” представил Калиновского борцом за свободу белорусов, к тому же дал имя - Кастусь.
Калиновский действительно вел самоотверженную борьбу с самодержавием. Вот только девизом его жизни была фраза: “польское дело - это наше дело”.
И вот доказательства.
Руководители польского восстания выпустили 1 февраля 1863 года “Манифест польского правительства”, заметьте, на польском и литовском языках. В нем и определилась этническая сущность восстания:
“Польское правительство провозглашает следующие права литовцам, белорусам, жемайтийцам и жителям других областей, занятых русскими. Польское правительство передает помещичьим и государственным крестьянам навечно без выкупа и платежей землю, которой они до сих пор владели, а все законы русского правительства отменяет, ибо эта земля польская, а не русская…”
Организаторы восстания неожиданно для себя встретили враждебное отношением к себе латгальских (латвийских) крестьян. Впрочем, в Могилевской и Витебской губерниях восстание продолжалось недолго. Сподвижник Калиновского Владислав Малаховский в письме к командиру повстанцев Вислоуху в 1863 году написал, что народ ( в этих белорусских землях) был “наибольшим препятствием” для победы поляков. Дело в том, что основная масса восставших были католиками. Поэтому православное сельское население порой поддерживало царские войска в подавлении мятежа.
2. После Октябрьской революции для советской власти в национальных республиках тоже нужны были герои - борцы с царизмом. Под эту идеологию опять подходил руководитель польского восстания.
В советской истории Калиновский представлен как борец за права крестьян. Причем, большевиков не смущало, что в его письмах, в его газете были призывы бороться не с самодержавием, а с Россией.
Судите сами, К.Калиновский вместе с товарищами в 1862 - 1863 гг. издавал газету «Мужыцкая прауда». Вышло 7 номеров на белорусском языке. В ней он обращался к крестьянам, объяснял антинародный характер реформы 1861 года по отмене крепостного права. Заметьте, не к литовцам или белорусам обращался. Крестьяне отождествляли себя не по национальному признаку, а по вероисповеданию - православные и католики.
Не царскую власть, а “москалей” изображал хитрым и жестоким врагом. Кастусь Калиновский жестко критиковал православную церковь.
3. С развалом СССР Кастусь потребовался силам, видевшим будущее Беларуси в польском проекте Междуморье - второй Речи Посполитой.
Действительно, Константин Калиновский - это польский патриот, жил, боролся и погиб за свободу Польши. За восстановление Великого княжества Литовского в составе федеративной Речи Посполитой. Демократической, а не шляхетской.
Память о нем чтут и в Польше, и в Литве. В Беларуси для молодежи он преподносится как жертва борьбы с русскими “оккупантами”. В январе уже много лет во многих уголках Беларуси проводятся мероприятия, посвященные памяти повстанцев 1864 года.Традиционно возлагают венки к памятнику Константина Калиновского. Потом принимают новых членов в “Молодой фронт” на памятных крестах в честь повстанцев. И ничего, что они сражались за интересы Польши.
Потом по традиции присягают на верность Белоруссии и исполняют исторический гимн Польши. Так оппозиция учит молодежь видеть в России врага. И дело не только в том, что огромную работу по героизации образа Калиновского в Минске и в других городах ведет Польский институт и его филиалы.
А что же власть?
В 2019 году в Вильнюсе прошли торжественные мероприятия по перезахоронению случайно обнаруженных останков Кастуся Калиновского и 19 участников восстания. Присутствовали президенты Польши, Литвы и вице-премьер Беларуси Петришенко.
При большом количестве присутствующих. В основном белорусов под флагами бело-красными-белыми.
А через год под этими же флагами вышли на массовые протесты в поддержку "своего президента Беларуси" - С. Тихоновской.
Вот такой символ белорусского национального движения Константин Калиновский. Цитирую белорусские СМИ:
“один из руководителей антироссийского восстания 1863-1864 годов на землях бывшей Речи Посполитой”.
Пойдет ли Беларусь по пути Украины, вопрос!
Что думаете вы, уважаемые читатели?
Подписывайтесь на канал!