Информация перестала быть такой высокой валютой, какой была еще каких-то 20-30 лет назад, в первую очередь, из-за возникновения интернета. Сегодня на медиа-рынке представлено не так много выдающихся писателей, как видеоблогеров и людей-брендов, чьи идеи более понятны и доступны массовой аудитории. Так произошло в связи с двумя историческими событиями: во-первых, из-за развития поп-культуры, которая приучила нас быстро просматривать контент, несущий (преимущественно) развлекательную функцию; во-вторых, из-за прогресса информационных технологий. Эти процессы привели к формированию новой реальности, социологи и философы называют её клиповой культурой.
По Элвину Тоффлеру клиповая культура – это культура развитых стран, которая определяется господством способа представления и восприятия информации, свойственным средствам массовой информации. Её главные особенности – это мозаичность и фрагментарность образа, его яркость и кратковременность, быстрая смена другим.
У поколения, которого не коснулась война, культурные потребности выходят чуть ли не на первый план, что вполне логично. Нет ничего удивительного в том, что сегодня молодые люди чаще увлекаются литературой, дизайном, кино и изобразительным искусством. Русские ребята от 18 до 22 лет активнее поступают в престижные вузы, занимаются политикой и просвещением. Их уровень эрудиции, а также образный тип мышления, оказывают сильнейшее влияние на медиа-поле.
Интеллектуальная, то есть – начитанная и насмотренная аудитория, конечно же, находится под огромным влиянием западной культуры, направленной на либеральные и гуманистические ценности. Однако среднестатистическому россиянину привычнее глубокие, можно даже сказать, экзистенциальные переживания, поэтому в нашей стране пока ещё не так развиты поп-культурные медиа и креативная индустрия в целом.
«В каждом обществе есть своя элита, и наша образованная элита куда просвещеннее элит прошлого, положение которых зиждилось на крови, богатстве или военной доблести. Там, где появляется образованная элита, жизнь становится интереснее и разнообразнее, а нравы мягче», — рассуждал социолог Дэвид Брукс в своей книге «Бобо в раю: откуда берётся новая элита». Под словом «элита», Брукс подразумевал новый образованный класс, чьи «социальные принципы доминируют в обществе». Он полагает, что современная интеллектуальная аудитория возникла в результате слияния двух классов: представителей богемы 1960-1980-х и «предприимчивых яппи».
Действительно, мы можем заметить, что в Америке XXI века между богемой и предпринимателями границы практически стерлись. Как ни странно, в Советском союзе люди, которых мы сегодня называем богемой и интеллектуалами, начали проявлять себя в тот же самый период.
В странах СССР прогресс в культурной сфере начался с поэтичных шестидесятников. Вспоминаются такие фигуры, как: журналист Владимир Познер; поэтессы Белла Ахмадуллина и Юна Мориц; кинематографисты Андрей Тарковский, Марлен Хуциев, Александр Митта и многие другие. В 1980-е, на волне постмодернизма, сформировалось «квартирное», уютное сообщество циничных авторов, в числе которых, конечно же, были Сергей Довлатов и Иосиф Бродский. Философ Федор Гриенок писал об этом периоде в своей книге «Клиповое мышление» в главе «Россия: пути и перепутья»:
«То, что Россия больна, – ясно всем. А вот чем больна, – это вопрос. Это непонятно. Весь XX век Россия избавлялась от структур традиционного общества. И избавилась. <…> Первой начала раздваиваться интеллигенция, которая, используя средства массовой информации, заразила весь народ».
В России 2020-х годов «интеллигенцией» можно назвать молодое поколение (до 35), занимающееся культурной, политической и просветительской деятельностью и/или ведущих этичные бизнесы (экологичные, несущие пользу обществу). Как раз этот социальный класс составляет большую часть аудитории прогрессивных изданий и новых медиа-платформ, они — двигатель прогресса.
Русские миллениалы буквально через день пишут подкасты и снимают интервью на Youtube. Продакшены плодятся со скоростью света: команды Chicken Curry и Spot film снимают клипы на уровне Голливуда; проект Sila Sveta делает рекламные ролики и огромные инсталляции для различных мероприятий. В это же время поколение Z поднимает в Tiktok вопросы о политике и экологии; создает альтернативные-реальности со стилизованными образами.
Можно бесконечно плеваться в сторону популяризации видеоконтента, но факт остаётся фактом — от этого гораздо больше пользы, чем убытков. Во время пандемии люди научились получать нужную информацию, просматривая ролики из дома и ведя переговоры по зуму. Визуальные образы в видеоматериалах стали ярче, чётче. Искусство кино вышло на новый уровень: теперь оно доступно почти каждому. Подростки выигрывают международные кино-конкурсы, снимая короткометражки на айфон, а ведь еще несколько лет назад нам казалось это чем-то нереальным.
Автор: Андрюшина Дарья