В наше время вроде бы все знают — катану и шашку носят лезвием вверх. А некоторые ещё и задаются вопросом, «да почему так то?!». Действительно, изогнутые однолезвийные клинки столетиями подвешивали лезвием вниз, а тут нате! Ни с того, ни с сего взяли и перевернули.
И вот вчера в мрачных глубинах интернетов я наткнулся на очень необычную версию. Оказывается, их носят так, чтобы не затупить клинок о ножны! Рассуждение простое — оружие в ножнах лежит на той стороне, что снизу, и, соответственно, опирается о неё же. А ещё трётся ею об эти самые ножны в момент извлечения клинка. Т.е. наша условная сабля/тати лежит на режущей кромке, которую постоянно стачивает и мнёт, а вот шашка/катана опирается на обух, который не жалко.
Ну что я на это имею сказать…
Начнём, пожалуй, вот с этой штуки.
Это цельнометаллические сабельные ножны, причём ещё относительно неплохие — где-то натыкался на нечто, вовсе напоминающее сплющенную водопроводную трубу. Да, сложно отрицать, что клинок с «бритвенной» заточкой в этом просто обречён. Сидит в таких ножнах оружие неплотно, лезвие постоянно ёрзает сталь-по-стали со вполне закономерным итогом. Всё очень логично, если бы не одно «но». Цельнометаллические ножны использовались в Европе 19 века для ношения сабель, но ни шашки, ни катаны в подобных не носили. Вообще никогда. И да, кю-гунто - не катана, хоть и иной раз изготавливался из неё методом замены рукояти и ножен.
А вот с деревянными ножнами, в каковых и носилось подавляющее большинство клинкового оружия за всю историю человечества, всё иначе. Дерево значительно мягче стали, так что при контакте лезвия и ножен страдают ножны. Когда мы извлекаем оружие из ножен, оно скользит по дереву строго вдоль плоскости клинка. Практически, это самое «минимально травматичное» для него движение, какое только можно придумать. Если наша шашка/катана не может выдержать рез по дереву с минимальным нажимом — это очень плохая шашка/катана! При первой же возможности её лучше выбросить нафиг — и купить/затрофеить что-то чуть более высокого качества.
Нет, строго говоря испортить достаточно тонкую режущую кромку можно, шоркая ею по дереву поперёк лезвия — когда клинок болтается в ножнах вправо-влево. Но! Если оружие болтается подобным образом в ножнах — это хреновые ножны, и только. По хорошему оно должно сидеть в них достаточно плотно — вплоть до того, чтобы не вываливаться под собственным весом в положении «рукоятью вниз». Ну и для особых ценителей бритвенной заточки — ножны вообще можно (хоть и сложно) сделать такой формы, что клинок будет упираться в них только спусками. Режущая кромка же останется неприкосновенной при любых обстоятельствах.
Как-то так.
Ну а почему всё же носили то? Если говорить о шашке, версий много.
- Ради некоей техники «казачьего иайдзюцу» - совмещения выхватывания шашки из ножен с немедленным ударом. Ну, судить не буду. Может, такая техника и существовала, но была настолько секретной, что не попала ни в одно наставление. Может, её прикорячили к шашке уже в наше время под влиянием каноничного японского иайдзюцу. Кто знает?
- Из гуманности по отношению к лошадям. Нет, серьёзно! Есть мнение, что выдёргивая сидя в седле подвешенную лезвием вниз саблю неловкий человек запросто оттяпывает коню ухо. С шашкой, правда, такой горе-боец себе левую руку порежет, но тут уже сам себе злобный буратино.
- Так она меньше мешает владельцу в повседневной жизни. Не так бьёт по ноге и всё такое. Скорее всего, это и есть реальная причина…
Что же касается катаны - причина в том, что её в принципе сложно носить как-то иначе.
Конструктивно очень близкий к ней военный меч тати, который носился с доспехами, крепился на подвесе лезвием вниз — как и большинство однолезвийного оружия с изогнутым клинком во всём мире. Катану же, как правило, носили с гражданской одеждой, засовывая её за пояс-оби. Положение «изгибом (и, соответственно, лезвием) вверх» естественно для любого толком не закреплённого предмета подобной формы, опирающегося на свою центральную часть. Т.е. даже вздумай самурай заткнуть за пояс катану «вверх ногами», как тати — без подвеса она всё равно неизбежно перевернулась бы «как положено» просто после непродолжительной ходьбы. А иайдзюцу и прочие приёмы обращения с ней по факту подстраивали под уже сложившийся способ ношения.
Как-то так :) Больше моих работ смотрите тут: https://author.today/u/sergeykun/works